Рабочая программа по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О.В.Прониной (М. Баласс, 2012) и обеспечена учебно–методическим комплектом для 4 – го класса.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» (части 1,2), учебник, 4-й класс; М. «Баласс», 2013
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 4-го класса; М. «Баласс», 2013
Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса; М. «Баласс», 2015
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебнику «Русский язык» для 4-го класса; М. «Баласс», 2013
Н.А. Исаева « Рабочая тетрадь по русскому языку для 4-го класса» М. «Баласс», 2015
Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева  «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя: М. «Баласс», 2015
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в четвертом классе 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Изменения, внесенные в текст авторской программы, взятой за основу при написании рабочей программы
№ п/п
Тема
Изменения
Обоснование



Сокращено
часов
Увеличено
часов


1
Раздел «Повторение»

2
Добавлены 2 часа из резерва: 1 час для проведения админи-стративной контрольной работы; 1 час для более полного усвоения материала

2
Раздел «Предложение. Текст»
4

Достаточно времени на изучение материала

3
Раздел «Имя существительное»
4

Достаточно времени на изучение материала

4
Раздел «Глагол»

4
Добавлены 4 часа для более полного усвоения материала

5
Раздел «Имя прилагательное»

2
Добавлены 2 часа: для более полного усвоения материала 1час, 1 час для проведения административной контрольной работы


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающиеся на конец года научатся:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно - научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения;
- делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Обучающиеся на конец года получат возможность научиться:
- научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках;
–соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
–выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
–использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
–подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
–различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
–проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
–находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
–выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
–различать простые и сложные предложения;
–осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
–подбирать примеры с определённой орфограммой;
–при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок;
–при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах;
–создавать тексты по предложенному заголовку;
–подробно или выборочно пересказывать текст;
–пересказывать текст от другого лица;
–составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
–анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
–корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
–анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

III. Содержание учебного предмета

Введение (2ч)
Повторение (17 ч)
Предложение. Текст (30 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзами, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (103 ч)
Имя существительное (41 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное (22 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол (40 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся
·-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о
·-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
 Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение (12 ч) Из них 2 ч на проект « О чём может рассказать слово».
Резерв (6 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

№ п/п
Тема
Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.
Введение (2 ч)
Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.
Проводить фонетический разбор слов.
Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.
Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.
Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

2.
Повторение (17 ч)


3.
Предложение. Текст (30 ч)


Простое предложение. Предложения с однородными членами ( 11 ч)
Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.
Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.
Использовать эти параметры при создании собственных текстов.
Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.
Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П)
Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.
Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).
Проверять и редактировать текст сочинения.
Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.
Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П)
Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.
Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.
Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»).
Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П)
Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П)
Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).
Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью (после предварительной подготовки).
Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).
Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.


Сложные предложения с союзами и, а, но (10 ч)



Предложения с прямой речью (9 ч)


Слово. Части речи и члены предложения (103 ч)

4.
Имя существительное (41 ч)


Что мы уже знаем об имени существительном (3 ч)
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.
Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.
Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.
Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.
Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль.
Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.
Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.
Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.
Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.
Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.




Изменение имён существительных по падежам (11 ч)



Три склонения имён существительных (7 ч)



Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (8 ч)



Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (12 ч)


5.
Глагол (40 ч )


Что мы уже знаем о глаголе (4 ч)
Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Определять грамматические признаки глагола.
Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.
Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.
Составлять задания в группе по изученному материалу.
Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий.
Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.
Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов.
Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).
Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).


Словоизменение глаголов
( 4 ч)



Правописание безударных личных окончаний глаголов (19 ч)



Разбор глагола по составу (13 ч)


6.
Имя прилагательное (22ч)


Что мы уже знаем об имени прилагательном (5 ч)
Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П).
Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.
Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.
Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.
Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.
Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).
Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.


Словоизменение имен прилагательных (4 ч)



Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (13 ч)


7.
Повторение (12 ч)
Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста.
Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.
Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

8.
Резерв (6 ч)



Формы организации учебных занятий: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

15