Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) ФГОС НОО


Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
Протокол №4
от «31» марта 2014г.

Утверждаю
Директор школы

_________С. Безматная
Приказ №61
от «31» марта 2014г.



Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
Протокол №4
от «31» марта 2014г.

Утверждаю
Директор школы

_________С. Безматная
Приказ №61
от «31» марта 2014г.





Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от «29» августа 2013г.

Утверждаю
Директор школы

_________С. Безматная
Приказ № 155а
от «30» августа 2013г.




Положение
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
г. Шебекино Белгородской области»
о рабочей программе учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) ФГОС НОО

Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее - Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Шебекино Белгородской области» (далее – Учреждение), разработано в соответствии:
1.1.1.С нормативными правовыми документами федерального уровня:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» » (ст. 2; п.9; ст.30; п. 5. ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (п. 19.5);
1.1.2.Нормативными правовыми документами школьного уровня:
основной образовательной программой начального общего образования Учреждения.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру и содержание рабочих программ учебного предмета, курса в Учреждении.
1.3. Под рабочей программой в Учреждении понимается нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему (модель) образовательной деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - ООП) соответствующего уровня начального общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее – ФГОС НОО).
1.4. Рабочая программа является составной частью ООП и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность.
1.5. Рабочая программа разрабатывается на срок действия основной образовательной программы (нормативный срок освоения ООП начального общего образования – 4 года).
1.6.Рабочая программа является объектом (направлением) внутришкольного контроля в соответствии с планом работы Учреждения, в исключительных случаях - других видов контроля.
1.7.Положение о рабочей программе Учреждения рассматривается на заседании педагогического совета в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ТК РФ.
1.8. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения или дополнения.

2. Цели, задачи и функции рабочей программы
2.1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности.
2.2. Основными задачами рабочей программы являются:
·
определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности Учреждения и контингента учащихся;
обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования, при имеющейся возможности - обеспечение «сквозной» преемственности;
отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий Учреждения, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся.
2.3. Основными функциями рабочей программы являются:
нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном объеме);
целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательный процесс);
содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися или ознакомлению, а также степень их трудности);
процессуальная (определяет логическую последовательности усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов состояния освоения ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС НОО

3. Структура рабочей программы в условиях реализации ФГОС НОО содержит разделы
3.1. Титульный лист.
3.2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3.3. Общую характеристику учебного предмета, курса.
3.4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
3.5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
3.6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
3.7.Содержание учебного предмета, курса.
3.8. Тематическое планирование.

Содержание курса
Тематическое планирование
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся



1 класс
2 класс
3 класс
4 класс


Раздел










3.9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
3.10.Календарно-тематическое планирование оформлено в виде следующей таблицы:


п/п
Планируемая дата проведения
Фактическая дата проведения
Кол-во часов
Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1.(.ч.)

1







Плановые сроки прохождения тем уроков указываются согласно календарно-учебному графику. В каждом отчетном периоде (четверть) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в рабочую программу и (или) календарно-тематическое планирование, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов (должно не превышать 20%).

3.11. Приложения к программе
Элементы
рабочей
программы
Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание уровня освоения образования.

Пояснительная
записка
- указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа,
- кому адресована программа, вид учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- особенность по отношению к ФГОС
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;
- отражает изменения, внесённые учителем в рабочую программу.

Общая характеристика учебного предмета, курса

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
- конкретизируются общие цели и задачи начального или основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Ъ°К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Указываются ценностные ориентиры содержания учебного предмета (предполагаемые результаты)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Содержание тем учебного курса
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы;
-основные изучаемые вопросы;
-тематическое планирование.

Тематическое планирование
- содержание курса;
- тематическое планирование;
-количество часов по классам;
- характеристика деятельности обучающихся.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе

Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся (в отдельной папке)
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним
- указание на виды деятельности учащихся


Оценочные и методические материалы (приложения в отдельной папке)
контрольньно-измерительные материалы;
кратко излагается система оценки достижений учащихся;
указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
примеры работ и т.д.;
темы проектов;
темы практических работ;
методические материалы.





3.12. Содержание рабочей программы по учебным предметам или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; программам курсов внеурочной деятельности:
3.12.1. Обеспечивает преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования;
3.12.2. Соответствует:
запросам участников образовательных отношений;
направленности образования Учреждения;
требованиям ФГОС НОО;
содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования;
специфике и традициям образовательной организации.
3.13. Содержание рабочей программы внеурочной деятельности:
3.13.1. Соответствует идеологии выбранного направления, а также целям и задачам внеурочной деятельности соответствующего уровня образования:
· начального общего образования.
3.13.2. Полностью соответствует:
содержанию авторской линии учебно-методического комплекса;
примерным программам по внеурочной деятельности, публикуемым издательством.

4. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и дополнений в рабочую программу
4.1. Разработка и утверждение рабочих программ по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
4.2. Рабочая программа разрабатывается учителем или группой учителей.
4.3. Заместителем директора по УВР проводится проверка соответствия программы учебному плану Учреждения и требованиям ФГОС НОО; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
4.4. Сроки и порядок рассмотрения рабочей программы осуществляется следующим образом: 25 - 30 августа – рабочая программа рассматривается на заседании методического совета Учреждения (результаты рассмотрения заносятся в протокол), согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем Учреждения.
4.5. После утверждения приказом по Учреждению и подписью руководителя Учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в Учреждении. Общий перечень рабочих программ утверждается приказом по Учреждению.
4.6. Рабочая программа в учреждении в обязательном порядке разрабатывается на ступень реализации предмета (курса, модуля) согласно учебному плану, ООП НОО.
4.7. Календарно-тематическое планирование обновляется ежегодно и рассматривается на заседании методического совета Учреждения 25 – 30 августа (результаты рассмотрения заносятся в протокол), согласовывается с заместителем директора и утверждается руководителем Учреждения.
4.8. Учитель, принятый на работу в Учреждение, обязан продолжить обучение по утверждённой рабочей программе.
4.9. Порядок внесения изменений или дополнений в рабочую программу включает следующее:
4.9.1.Основанием для внесения изменений или дополнений может быть:
невыполнение программного материала;
непредвиденные пропуски уроков, занятий, вызванных обучением на курсах, длительной болезнью и др.
4.9.2.Все изменения или дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем руководителя, курирующим данное направление, пройти соответствующие процедуры, предусмотренные настоящим Положением, и быть закреплены в приказ по Учреждению
«О внесении изменений или дополнений в рабочую программу учебных предметов, курсов, дисциплин и дополнительных образовательных программ на 20__/20__ учебный год».
4.9.3.Изменения или дополнения, вынесенные в рабочую программу, должны быть в течение 3-х дней включены в экземпляр программы, который сдаётся зам.директора Учреждения.
4.10. Рабочая программа, разработанная в соответствии с настоящим Положением, является собственностью Учреждения.

5. Оформление, размещение и хранение рабочей программы
5.1. Рабочая программа оформляется на листах формата А4 в 1-ом экземпляре, календарно-тематическое планирование – 1 экземпляре и сдаётся заместителю директора Учреждения, у педагога хранится в электронном варианте.
5.2. Технические требования к оформлению рабочей программы:
· текст набирается в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер
шрифта составляет 12-14 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в
тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля: левое 3 см, правое, нежнее и верхнее 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4; таблицы вставляются непосредственно в текст;
титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения. На титульном листе указывается:
название рабочей программы (предмет, курс и т.п.);
адресность: класс или уровень образования.
5.3. Рабочая программа размещается на официальном сайте Учреждения в порядке, установленном Положением о сайте и обновлении информации об Учреждении.














13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Заголовок 1 Заголовок 215