Программа курса внеурочной деятельности, разработанная на основе авторской программы «Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА»


Программа курса внеурочной деятельности, разработанная на основе авторской программы «Современная грамматика английского языка для подготовки к ГИА»
















Пояснительная записка
Становление глобальной мирохозяйственной системы с присущим ей усилением межнационального взаимодействия в социокультурной, политической и деловой сферах предопределяет возрастающее значение владения иностранным языком для ведения полноценной жизни. Знание английского языка сегодня становится неизбежным условием развития успешной карьеры, достижения высоких академического и научных степеней, а также просто получения высокого уровня общего образования. Владение иностранным языком, а в еще большей степени именно английский языком имеет большое прикладное значение. Мы все чаще выезжаем за рубеж и принимаем в нашей стране все большее число иностранных туристов. Возможность беспрепятственного общения с людьми из других стран открывает новые горизонты для развития человека. Английский язык, окончательно зарекомендовавший себя в качестве международного языка, позволяет преодолеть последние препятствия для взаимодействия индивидов из разных точек мира. Все вместе это требует не столько корректировки, сколько дополнения академических подходов к изучению английского языка программами и методиками, способствующими развитию навыков и умений в письменной и устной речи.
Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся 9 классов общеобразовательной средней школы. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной (повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.). Применение данной методики дает дополнительную возможность для развития функционального языка, «текучести», естественности речи, что является отличительной особенностью коммуникативно-когнитивного подхода в изучении иностранного языка. В программе соблюдается четкий баланс устных и письменных упражнений для развития основных грамматических навыков.
Применяемый комплексный подход к изучению грамматики дает высокие результаты при подготовке учащихся к Государственной Итоговой Аттестации в 9 классе по предмету «Английский язык». Ввиду особенности применяемых методик, учащиеся, выполняя грамматические упражнения, одновременно совершенствуют основные навыки, необходимые для прохождения остальных (помимо заданий на проверку лексико-грамматических знаний и навыков) частей экзамена: письменная речь и устная часть экзамена.
Благодаря, исчерпывающему изложению теоретического материала в виде таблиц, наличию многочисленных примеров, которые сопровождаются красочными фотографиями и рисунками, достигается основная цель данного пособия - помочь учащимся понять и освоить грамматические структуры английского языка.
"Grammarway 3" - включает в себя 16 тематических разделов. Авторы пособия придерживаются следующего принципа: каждая структура должна быть услышана, затем отработана в устной и, наконец, закреплена в письменной форме. Основанная на использовании красочных визуальных стимулов, книга побуждает учащихся говорить прежде, чем писать, и дает возможность закреплять знания посредством выполнения множества увлекательных и полезных заданий. Каждый раздел Grammarway 3 включает:
Наглядное представление грамматической структуры;
Простое и краткое ее объяснение;
Специальные упражнения, выполненные в формате экзамена и демонстрирующие, как каждая грамматическая форма связана с определенным заданием в экзамене;
Примеры из современного бытового английского языка, а также некоторые выражения для более официального употребления;
Упражнения для закрепления новых структур и приобретения навыков употребления корректных и уместных выражений в повседневных ситуациях;
Специальные устные и письменные увлекательные задания, которые дают возможность достаточно легко и быстро закрепить изученный материал.
После каждых пяти разделов следует «Повторение». Данный раздел включает в себя разнообразные задания на весь грамматический материал, представленный в предшествующих пяти. Завершает пособие восемь тестов (Progress Tests), каждый из которых закрепляет грамматические структуры двух разделов.
К пособию также прилагается список лексических единиц для каждого раздела, список так называемых неправильных глаголов и ответы к упражнениям. Отдельным приложением к пособию Grammarway 3 является книга-руководство для преподавателя (Teacher’s Book). Она включает в себя:
Руководство по представлению теории каждого раздела;
Ответы к упражнениям;
Четыре теста, каждый в двух вариантах.
Использование в изучении английского языка предлагаемого пособия представляется целесообразным именно в разрезе решения задач, стоящих сегодня перед преподавателями средних школ. Цели и задачи настоящих учебных пособий полностью отвечают требованиям современной системы обучения английскому языку в России, а также требованиям Совета Европы в области преподавания иностранных языков. Система подачи материала и блоки упражнений позволяют решить те проблемы, которые сегодня существуют в российской системе преподавания иностранных языков в разрезе развития навыков свободного общения на иностранном языке в стандартных жизненных ситуациях. Данный учебник прекрасно подходит в качестве сопровождающего материала для подготовки к сдаче Государственной Итоговой Аттестации.
Срок реализации программы 1 полугодие 2016-2017 учебного года. Возраст обучающихся – 14-15лет.

Новизна данной программы заключается в следующем:
Применение в обучении грамматическим структурам иностранного языка творческого подхода (написание статей, рецензий, проведение дебатов и т.д.) позволяет развить умения прямой грамотной письменной и устной коммуникации, без посредства постоянного обращения к правилам грамматики, иными словами - способствовать естественности грамматически верной коммуникации;
Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала;

Цель и задачи
Основная цель программы состоит в формировании учащихся навыка правильного употребления грамматических структур английского языка в различных видах речевой деятельности.
Для достижения данной цели программа ставит следующие задачи:


Предметные задачи:
Начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение, просьбу, а также уметь отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, используя соответствующий лексико-грамматический материал;
Сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и странах изучаемого языка;
Применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе; соблюдать правила ударения в словах и фразах;
Использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
Знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
Понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
Знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и синтаксические конструкции английского языка;
уметь употреблять в речи видовременные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять обороты речи, скрытые образным сближением слов;

Метапредметные задачи
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
Развить умения планировать свое речевое и неречевое поведение
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на
уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.

Личностные задачи
Формировать осознание важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
Воспитывать у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
Воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
Формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
Развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Формы проведения занятий
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Работа в парах.
Индивидуальные консультации.
Самостоятельная работа.
Семинары в форме дебатов и дискуссий.


Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание открытки, статья, эссе и т. д.).
Проектная деятельность.
Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.
Тестовые задания.
Календарно-тематическое планирование


Тематика разделов
Кол-во часов
Грамматика
Виды речевой деятельности
Ожидаемые результаты

1
Раздел 1
Формы настоящего времени
действительного залога
1

Present Simple – Present Continuous – Present Perfect – Present Perfect Continuous; adverbs of frequency
Говорение: монологическое высказывание
Письменная речь: преобразование слов (соответственно грамматическим требованиям контекста) грамматическому соответствию текста
Статья на тему «Планета в опасности»


Раздел 2
Формы прошедшего времени
действительного залога

Past Simple – Past Continuous – Used to/Get used to – Past Perfect – Past Perfect Continuous
Говорение:
диалогическое высказывание на основе речевых клише и структур (социально-культурная сфера)
Письменная речь: преобразование текста с учетом грамматических требований
Дружеское письмо-описание

2
Раздел 3
Способы выражения будущего

1

Future Simple – Be Going to – Present Continuous – Present Simple – Future Continuous – Future Perfect – Future Perfect Continuous
Говорение: описание событий с опорой на ключевые слова.
Письменная речь:
Написание статьи в газету «Миссия на Сатурн»


Раздел 4
Инфинитив и “-ing”-форма


Infinitive – Too/Enough – The - -ing form - Participles
Говорение: диалог-интервью.
Письменная речь: преобразование слов (соответственно грамматическим требованиям контекста) грамматическому соответствию текста
Статья-описание

3
Раздел 5
Модальные глаголы
1
Must/Have to – Mustn’t – Needn’t/Don’t have to – Didn’t need to – Needn’t have done – Can/Could/Be able to – May-Might – Shall – Will/Would – Should/Ought to)
Говорение: описание событий с опорой на зрительную наглядность.
Письменная речь: написание письма-инструкции с использованием модальных глаголов и их эквивалентов
Написание отчета с опорой на образец


Раздел 6
Страдательный залог

Формы времен страдательного залога, личные/неличные конструкции
Говорение: описание событий с использованием глаголов в формах страдательного залога.
Письменная речь: переписывание текста с использованием пассивных конструкций
Составить письменное новостное сообщение с опорой на заметки.

4
Раздел 7
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени, цели, условия.
1

Time Clauses – Clauses of Result – Clauses of Reason – Clauses of Purpose
Говорение: описание ситуаций с опорой на ключевые слова.
Письменная речь: тренировочные упражнения с использованием морфологических форм и синтаксических конструкций по теме.
Написание объяснительной записки с использованием сложноподчиненных конструкций


Раздел 8
Условные предложения. Выражение желания.

Conditionals – Wishes – Unreal Past
Говорение: высказывание пожеланий с опорой на зрительную наглядность. Письменная речь: преобразование текста с использованием всех видов условных предложений


Комментарий к фактам из прочитанного текста.

5
Раздел 9
Определительные придаточные предложения
1

Относительные местоименя (who/that/which)-/Союзные слова (where/when/why) – Identifying/Non-Identifying Clauses
Говорение: диалогическая речь с опорой на зрительную наглядность и ключевые слова.
Письменная речь: рецензия на фильм.
Написание отчета о событиях.


Раздел 10
Косвенная речь

Глаголы say-tell’, утверждения, вопросы, приказы/просьбы
Говорение: диалогическая речь, выражение мнений, дискуссия.
Письменная речь: написание краткого отчета с использованием косвенных утверждений, вопросов, просьб.
Статья с детальным описанием событий

6
Раздел 11
Causative
1

Структура “have something done”
Говорение: монологическое высказывание с использованием зрительной опоры.
Письменная речь: письмо с целью получения дополнительной информации.
Письмо полуофициального стиля, содержащее описание событий.


Раздел 12
Существительные и артикли

Исчисляемые и неисчисляемые существительные, сложные существительные, определенный/неопределенный/ нулевой артикли
Говорение: комментирование фактов с аргументацией.
Письменная речь: сочинение-описание с использованием способов словообразования


7
Раздел 13
Прилагательные и наречия. Сравнения
1

Оценочные и фактологические прилагательные; порядок следования прилагательных и наречий; образование сравнительной и превосходной степеней (по правилу и исключения) прилагательных и наречий.
Говорение: монологическое высказывание с писанием места.
Письменная речь: письмо другу с описанием нового дома с использованием грамматики по теме.
Написание статьи-исследования (сравнение трех ресторанов) для рекламного отдела журнала.


Раздел 14
Местоимения


Выражение принадлежности/ Possessive case – указательные местоимения - Quantifiers (a lot of/much/many, a few/few-a little/little); both/neither – all/none –either.
Говорение: монологическое высказывание-описание по теме.
Письменная речь: повествование от третьего лица.
Письмо официального стиля с описанием двух-трех загородных домов (местоположение, окружающая территория, интерьер).

8
Раздел 15
Вопросы и ответы
1

Общие/специальные (к подлежащему и дополнению)/разделительные /косвенные вопросы и ответы.
Говорение: диалог-интервью.
Письменная речь: описание человека (его деятельности, симпатии и антипатии).
Письмо с целью получения дополнительной информации


Раздел 16
Предлоги и союзные слова

Предлоги времени, места, движения. Союзные слова (выражения причины /следствия); противопоставление.
Говорение: аргументированное монологическое высказывание.
Письменная речь: письменное высказывание описательного характера.
Письмо-рассуждение с выражением мнения автора.












15