Содержание урока соответствует требованием учебной программы.Уровень излагаемой материала научный, доступный.Широко реализуются развивающие возможности урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышление, познавательных ин


Тема урока: Экосистемный уровень: общая характеристика
( сообщество, экосистема, биогеоценоз )Класс: 9Дата - Учитель: Алиев Сагынган Кабирович Используемый УМК: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.ПасечникЦели и задачи урока: познакомить учащихся с сущностью понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема» и «биосфера»;сформировать знания об основных закономерностях живых систем ,о взаимосвязях организмов и надорганизменных систем с окружающей средой ,о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.
Методы и приемы: монологическое и диалогическое изложение материала, эврическая беседа.
Тип учебной деятельности: репродуктивная, продуктивная, творческая.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с текстами и заданиям по теме «Характеристика экосистемы»
Ведущая роль: учитель – ученик.

Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний.
Задание № 1.
Олин организм одна популяция и даже целый вид не способны к самостоятельному изолированному существованию.
Приведите доказательства этому.
Предлагаемый ответ:
Другие березы, произрастающие рядом.
Соседствующие растения других видов (например ,ель, осина и др.).
Насекомые ,питающиеся корой и листьями .
Птицы ,уничтожающие насекомых, питающихся листьями ,гнездящиеся в кроне дерева.
Гриб –паразит чага.
Симбиотические грибы на корнях.
Микроорганизмы ,разлагающие листовой опад.
Вывод:
На определенной территории совместно проживают различные растения животные, грибы и микроорганизмы ,которые взаимно влияют друг на друга. Между организмами исторически сформировались сложные взаимоотношения ,одни организмы воздействуют на другие (либо угнетают ,либо способствуют их процветанию ),выступая в роли биотических факторов.
Задание 2.
Решите экологический пример:
Особь + особь +….+ особь = (популяция)
Можно ли назвать популяцией группу животных в считалке:
«На берегу села галка ,две вороны ,соловей и проныра – воробей?» (Нет)
Что такое популяция ?(Популяция представляет собой генетически и морфологически наиболее однородную группу тесно связанных между собой особей одного вида, относительно обособленную от другой группы особей этого же вида.)
Приведите примеры взаимоотношений особей внутри популяции .(Особей популяции у животных связывают совместный поиск пищи, защита от врагов, половой инстинкт ( отношения между самцами и самками ), забота о потомстве. Сложный характер взаимоотношений между особями популяции можно увидеть при рассматривании иерархии в стае волков, в стаде лосей, оленей, в табуне диких лошадей и др. Сложный и многообразный характер взаимоотношений между особями в популяций определяет целостность и устойчивость этой системы.)Заданые 3.
Решите экологический пример:
Популяция + ……+ популяция= (вид)\
(Вид-совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающий рядом общих морфофизиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотической и биотической средой.)
III.Изучение нового материала
Слово учителя
-Популяции не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними целостные системы еще более высокого уровня организаций – биоценозы, биогеоценозы экосистемы, биосферу. Раскроем эти экологические понятия.
Учитель демонстрирует таблицу «Надорганизменные системы и их характеристика»
- Экологические изучение надорганизменных систем ставит целью выяснить, как поддерживается их устойчивое существование и развитие, какое влияние оказывают на них изменения различных факторов среды.
Краткая характеристика биоценоза
Любой организм живет в окружений множества других организмов и вступает с ними в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения.
Совокупность растений, входящих в биоценоз, называется фитоценозом (от греч. «phyton»- растение и «coinos» - общий), совокупность животных – зооценозом (от греч. «zoon» -животное и «coinos» - общий), а совокупность микрооорганизмов микробоценозом. Граница биоценозов дубравы, березовой рощи, пройменнго луга, ельника-кисличника и т.д. При этом имееется в виду вся совокупность живых организмов – растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному, обитанию на данной территории.
Основу возникновения и существования биоценозов составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом. По классификации В.Н. Беклемишева, межвидовые отношения подразделяются на четыре группы.
1)Тропические отношения возникают тогда, когда один вид питается друим:либо живыми особями, либо их мертвыми останками, либо продуктами жизнедеятельности.
2)Топические отношения характеризуют любое физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого.
3)Форические отношения характеризуют участие одного вида в распространении другого. (Перенос животными семян, плодов, спор, пыльцы растений.)
4)Фабрические – это такой тип биоценотических отношений,в которые вступает вид, использующий для своих сооружений продукты веделения, либо мертвые остатки, либо даже живых особей другого вида (птицы для строительства гнезд используют ветви деревьев, шерсть, траву и т.д.)

- По другой известной вам классификации, существуют следующие типы связей и виды взаимоотношений между организмами в биоценозе.
Учитель демонстрирует готовую схему «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе» (см. приложение 1).
-Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатом:
1) обеспечение пищей;
2) изменение среды обитания;
3) расследование видов в пространстве;
В результате сложности и переплтенности связей между видами обеспечивается эффективное использование биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.
Работа в группах.
Класс делится на группы, которые получают различные задания на закрепление и развитие знаний по теме « Биоценоз». Во время работы учащиеся проводят анализ прочитанного и делают выводы (см. карточки в приложении 2).
Продолжение изучения материала.
Характеристика экосистемы.
Учащиеся работают с текстом и иллюстрацией учебника ( по уч. А. А. Каменского, п. 5.1, рис 59, «Схема биогеоценозов», п. 5.2, с. 154-157, рис. 62-63, по уч. И. Н. Пономаревой, п. 57, с. 211-213, рис 83. «Основные структурные компоненты экосистемы» и находят ответы на вопросы:
Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? ( Через вещества и энергию).
Укажите необходимые компоненты ( составные части) экосистем обеспечивающие круговорот веществ в экосистемах.
Ответ:
а) наличие неорганических соединений, пригодных для синтеза органических веществ;
б) наличие продуцентов ( организмов, способных создавать органические вещества из неорганических);
в) наличие консументов ( организмов- переработчиков органических веществ);
г) наличие редуцентов (организмов- разрушителей, способных разлагать органические вещества из неорганических).
3. Составьте характеристику экосистемы.
1) В экосистемах все популяции видов связаны друг с другом и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию, т.к. в экосистемах происходит непрерывный обмен энергией и веществом между живой и неживой природой.
2) Круговорот веществ в экосистемах осуществляется благодаря наличию в них четырёх неотъемлемых компонентов: абиотического компонента, продуцентов, консументов, редуцентов.
3) В составе любой экосистемы можно выделить два основных структурных компонента: комплекс факторов неживой природы, так называемое абиотическое окружение, и совокупность всех живых организмов- биоценоз.
Экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой размеренности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов ,аквариума с растениями и животными до луга ,леса, Мирового океана и биосферы.
-Ну что же ,подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливый увидел.
Она система потому
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт.
Идет своей дорогой.
И кто в системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек,
Попил нектар со всех цветов
Их опылил –и в путь готов.
Но тут попался –Боже мой!-
На завтрак птице луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж ,конечно, их помет
Питанье травушке дает.
***
В лесу опять приплод зайчат,
И все с хорошим аппетитом-
Того гляди, кусты съедят
И даже обглодают липы.
Но с прибавлением семьи
Поздравить можно и лисицу.
Лисятам завтраки нужны
И ужин тоже пригодится .Вот так и охраняют лес
Его жильцы в экосистеме,
И лисью шапочку жене
Лесник под Новый год наденет.
И так короче говоря,
Экологической системе
Дано поддерживать себя
В упитанном, здоровом теле.
-Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы ,различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе. А об этом мы поговорим на следующем уроке.
IV. Закрепление
Работа с терминами.
Задание.Вставьте пропущенные слова .
Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязвнных между союой и населяющих более или менее однородный участок называют _____________.
В его состав входят:растения,животные, _______________ и ______________.
Совокупность организмов и кампонентов неживой природе ,объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют ____________ или ______________.
2.Тест.
Трофические связи в сообществе (биоценозе) возникают тогда ,когда особи одного вида:
а)изменяют условия обитания особей другого вида;
б)учавствуют в распрастранении другого вида;
в)питаются продуктами жизнедеятельности особей другого вида;
г)используют для своих сооружений прродукты выделения, метровые остатки других организмов.
(Ответ:в)
Как называются типы связей ,которые характеризуют оставшиеся пункты?
(Ответ:
а)топические связи ;
б)форические связи
в)фабрические связи.)
Биотическими называют отнашения между особями:
а)и абиотическими факторами среды;
б)двух разных сообществ;
в)разных видов;
г)и антропогенными факторами среды.
(Ответ:в)
Домашнее задание
По учебнику А.А.Каменского п. 5.1,с. 154-157 «Трофическая структура»,термины ,записи в тетради; по учебнику И.Н. Пономаревой п.57,с. 211-214,термины ,записи в тетради.