Программа элективного учебного предмета по русскому языку К экзамену шаг за шагом (9 класс)


Рекомендовано РЭС Утверждаю:
Председатель РЭС Директор (ОУ)
______________ ________________
/Томилова А. В./ /Порывкина Е. А./ «__» ________2015 г. «__»__________2015 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нижнетоемская средняя общеобразовательная школа»
К экзамену шаг за шагом
Программа
элективного учебного предмета
по русскому языку
для 9 класса
Автор - Савко Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
1 кв. категории.
с. Нижняя Тойма
2014 г.
Пояснительная записка
В 9 классе заканчивается изучение курса «Русский язык», учащимся предстоит впервые сдавать обязательный экзамен по русскому языку.
Экзаменационная работа в 2015 году будет состоять из 15 заданий. Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 13 заданий с кратким ответом, в том числе задания поискового характера. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который предлагался для работы над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, учащимся необходимо выбрать одно из предложенных заданий (15.1, 15.2, 15.3) и написать сочинение-рассуждение.
Таким образом, экзаменационная работа нацелена на проверку целого комплекса умений:
- правильно понимать текст, воспринимаемый на слух и самостоятельно прочитанный;
- выделять микротемы;
- вычленять главную и второстепенную информацию;
- владеть различными способами сжатия текста (исключение, замена, обобщение);
- кратко и связно излагать полученную информацию;
- владеть лингвистическими понятиями;
- применять лингвистические знания в работе с языковым материалом;
- выстроить аргументированное рассуждение на основе прочитанного текста.
Элективный учебный предмет «К экзамену шаг за шагом» направлен на пошаговую подготовку учащихся к выполнению всех типов заданий, предложенных в экзаменационных работах, т.е. на формирование всех вышеназванных умений.
Курс рассчитан на 34 учебных часа.
Цель элективного учебного предмета – подготовить учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА (ОГЭ).
В задачи данного курса входит обучение:
сжатому изложению исходного текста;
2) созданию собственного связного аргументированного высказывания на заданную тему с опорой на текст;
3) работе с тестовыми материалами поискового характера;
а также повторение необходимых тем из курса русского языка.
Система форм контроля уровня достижений учащихся:
Стартовый контроль: сжатое изложение с использованием аудиозаписи;
Промежуточный контроль: сжатое изложение, выполнение тестовых заданий по тексту, сочинение-рассуждение по предложенному тексту;
Тестирование;
Итоговый контроль: контрольная работа в форме ГИА.
Учебно-тематический план
Номер п/п Дата проведения Тема занятия Кол-во часов Виды деятельности, формы работы
1 Содержание экзаменационной работы 1 Вводная инструктаж, стартовый контроль
2 Шаг 1. Готовимся к написанию сжатого изложения 1 Коллективная работа, анализ изложений по критериям
3 Основные способы сжатия текста 1 Практикум
4 Основные средства связи между предложениями в тексте 1 Работа с таблицей, анализ текста
5 Основные правила работы над изложением 1 Составление инструкции
6 Работа над планом текста 1 Составление плана, анализ текста
7 Отрабатываем навыки сжатия текста 1 Практикум
8 Сжатое изложение 1 Промежуточный контроль
9 Шаг 2. Задание 2. Текст как речевое произведение. 1 Анализ текста
10 Шаг 3. Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка 1 Работа с таблицей «Тропы и фигуры речи», кроссворд,
11 Выразительные средства языка 1 Тестирование
12 Шаг 4. Задание 4. Правописание приставок. 1 Повторение правил, практические задания
13 Шаг 5. Задание 5. Правописание суффиксов сущ., прил., нар. 1 Повторение правил, практические задания
14 Правописание суффиксов прич., глаголов 1 Повторение правил, практические задания
15 Шаг 6. Задание 6. Лексика и фразеология 1 Повторение осн. лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы.
16 Шаг 7. Задание 7. Словосочетание 1 Повторение темы «Словосочетание», выполнение практических заданий
17 Шаг 8. Задание 8,11. Грамматическая основа предложения 1 Практикум по нахождению грамматической основы
18 Шаг 9. Задание 9. Простое осложнённое предложение 1 Повторение правил при однородных членах предложения. Практические задания
19 Обособленные члены предложения 1 Повторение правил. Практические задания
20 Шаг 10. Задание 10. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения 1 Повторение правил при обращении, вводных и уточняющих членах предложения
21 Шаг 11. Задание 12. Союзные сложные предложения 1 Синтаксический анализ предложений, составление схем.
22 Шаг 12. Задание 13. СПП с несколькими придаточными предложениями 1 Синтаксический анализ предложений, составление схем.
23 Шаг 13. Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью 1 Повторение правил. Синтаксический анализ предложений, составление схем.
24 Сложное предложение с разными видами связи 1 Анализ предложений, составление схем.
25 Контрольное тестирование 1 Промежуточный контроль
26 Шаг 14. Готовимся к написанию сочинения-рассуждения 1 Лингвистический анализ текста
27-28 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1) 2 Анализ высказываний. Работа с таблицей. Анализ примеров сочинений, сочинение-рассуждение.
29-30 Сочинение-рассуждение на основе смысла прочитанного текста (15.2) 2 Анализ текста, тренировочное сочинение.
31-32 Сочинение-рассуждение на нравственную тему (15.3) 2 Анализ текста, тренировочное сочинение.
33-34 Контрольная работа 2 Итоговый контроль
Содержание обучения
Содержание экзаменационной работы. Специфика проведения экзамена. Инструкция по выполнению работы. Система оценивания экзаменационных заданий. Тренировочный вариант ГИА по русскому языку. Стартовый контроль (сжатое изложение с использованием аудиозаписи).
Шаг 1. Готовимся к написанию сжатого изложения. Анализ изложений по предложенным критериям. Повторение осн. понятий: тема, идея, микротема, стиль и тип речи и др. Основные способы компрессии текста (исключение, замена, обобщение).
Основные способы сжатия текста. Содержательная и языковая обработка текста. Применение языковых способов сжатия текста. (Выполнение упражнений).
Основные средства связи между предложениями в тексте. Повторение и систематизация сведений о средствах связи между предложениями в тексте. Определение средств связи в предложенных фрагментах текстов.
Основные правила работы над изложением. Практические советы по работе над сжатым изложением на экзамене. Совместное составление инструкции для учащихся по написанию сжатого изложения.
Работа над планом текста. План текста, его назначение. Составление разных видов планов.
Отрабатываем навыки сжатия текста. Выполнение упражнений по сжатию текста. Практикум. Закрепление.
Сжатое изложение. Промежуточный контроль.
Шаг 2. Задание 2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Алгоритм выполнения задания 2.
Шаг 3. Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Повторение и систематизация знаний о средствах выразительности русского языка. Работа с таблицей «Тропы и фигуры речи». Решение кроссворда.
Выразительные средства языка. Выполнение обширного теста на определение выразительных средств в прозаических и поэтических текстах. (по материалам Глотовой Л. В.)
Шаг 4. Задание 4. Правописание приставок. Повторение правил по блокам: «Неизменяемые приставки», «Приставки, оканчивающиеся на –з, -с», «Приставки пре-, при», «Приставки не- и ни». Тренировочные упражнения.
Шаг 5. Задание 5. Правописание суффиксов сущ., прил., нар. Повторение орфографических правил. Исключения! Выполнение тренировочных упражнений.
Правописание суффиксов прич., глаголов. Повторение орфографических правил. Выполнение тренировочных упражнений. Тестирование по орфографии.
Шаг 6. Задание 6. Лексика и фразеология. Повторение осн. лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы. Синонимический ряд, стилистически нейтральный синоним (первый в ряду). Алгоритм выполнения задания 6. Тренировочные задания.
Шаг 7. Задание 7. Словосочетание. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения задания 7. Выполнение упражнений на замену вида подчинительной связи в словосочетании.
Шаг 8. Задание 8,11. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое, способы их выражения. Виды сказуемых. Односоставные и двусоставные предложения. Практикум по нахождению грамматической основы.
Шаг 9. Задание 9. Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Тренировочные задания.
Обособленные члены предложения. Обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Тренировочные задания.
Шаг 10. Задание 10. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Повторение правил при обращении, вводных и уточняющих членах предложения. Тренировочные задания.
Шаг 11. Задание 12. Союзные сложные предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Союзы сочинительные и подчинительные. Виды и границы придаточных предложений. Тренировочные задания.
Шаг 12. Задание 13. СПП с несколькими придаточными предложениями. Определение вида придаточных предложений. Способы подчинения: последовательное, параллельное и однородное. Синтаксический анализ предложений, составление схем.
Шаг 13. Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Виды сложных предложений. Союзная и бессоюзная связь в предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Алгоритм выполнения задания 14. Анализ предложений, составление схем.
Сложное предложение с разными видами связи. Союзная и бессоюзная связь в предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Анализ предложений, составление схем. Тренировочные задания по типу экзаменационного задания 14.
Контрольное тестирование. Промежуточный контроль в форме тестовых заданий ГИА.
Шаг 14. Готовимся к написанию сочинения-рассуждения. Особенности научного и публицистического стиля. Рассуждение как тип речи. Лингвистический анализ текста О. Павловой.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1). Тема-высказывание. Примеры высказываний о языке. Работа с таблицей «Роль лексических и синтаксических явлений в речи». Возможные схемы выстраивания сочинений. Анализ примеров сочинений. Создание собственного рассуждения на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе смысла прочитанного текста (15.2). Формулировка и критерии оценивания задания 15.2. Возможные схемы выстраивания сочинений. Анализ текста с целью раскрытия смысла его финала. Тренировочное сочинение.
Сочинение-рассуждение на нравственную тему (15.3). Формулировка и критерии оценивания задания 15.3. Возможные схемы выстраивания сочинений. Способы аргументации. Поиск аргументов в прочитанном тексте, в собственном опыте. Тренировочное сочинение.
Контрольная работа. Итоговый контроль в форме ГИА.

Список литературы
Глотова Л. В. Средства выразительности: Готовимся к экзаменам// Русский язык. – М: Издательский дом «Первое сентября», - 2007. - №1.
Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2014.
Егораева Г. Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Егораева Г. Т. ГИА. Практикум по русскому языку: работаем над сочинением на лингвистическую тему. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Новикова Л. И. Правописание суффиксов различных частей речи: 6 – 9 классы. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Новикова Л. И. Правописание приставок: 5 – 9 классы. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты/ под ред. И. П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.