Рабочая программа элективного учебного курса Написание сочинения на основе текста


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района
Рассмотрено
Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей филологии Заместитель директора УВР Директор МБОУ «СОШ№1» п.Пуровск
Протокол № ___6____ ____________________________________________ _________________________ Е.В. Фесенко
от «30» мая 2016 г. Приказ №________
______ Руководитель МО: Л. А. Калиниченко от «__» августа 201__г.
Рабочая программа
элективного учебного курса « Написание сочинения на основе текста»
для 11 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Учитель Калиниченко Лариса Анатольевна
2016-2017
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса " Написание сочинения на основе текста" для 11 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по литературе и на основе программы Л.А. Кобзаревой «Теория и практика сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста». - Волгоград: Учитель, 2012, адаптирована к потребностям и возможностям учебного заведения и уровню подготовки учащихся.Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса. Значимость данной программы - в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развития навыков активных речевых действий и риторических способностей. Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.
Цель данной программы:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Программа рассчитана на 34 часа.
Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» 
Учебно-тематический план
№ п/п Тема Кол-во часов в теме
1 Сочинение как текст. Основные признаки текста. 3
2 Композиция сочинения – рассуждения. Основные средства композиции 9
3 Жанр сочинения. Виды жанров. 3
4 План работы над сочинением- рассуждением 5
5 Что такое аргумент? Способы ввода аргументов. 6
6 Заключительная часть сочинения. Виды заключений. 4
7. Типичные ошибки при написании сочинения 2
8 Оценка сочинений согласно критериям. 2
Всего часов 34

Содержание программы
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Формы организации занятий. Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум
Учебно-методическое обеспечение
Материалы по ЕГЭ.
Интернет-ресурсы
Методический журнал «Литература в школе» за 2009-2013 годы
Газета «Русский язык и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ruЭлектронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ruСобрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
http://slovari.gramota/ruЕженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
http://rus1september.ruЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
http://www/rus-ege.comКабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
Календарно-тематический план

Урока Кол. час. Дата проведения Название темы Практические работы Домашнее задание
план факт Сочинение как текст. Основные признаки текста.
1 1 Сочинение как текст. Основные признаки текста Записи лекции Создать вторичный текст
2-3 2 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Работа с текстом Композиция сочинения – рассуждения. Основные средства композиции
4-5 2 Композиция сочинения – рассуждения. Основные средства композиции. Работа с алгоритмом 6 1 Как начать сочинение рассуждение? Работа с образцами сочинений 7-8 2 Формы вступлений сочинений в зависимости от темы.
Типичные ошибки при написании вступления.
Создание текстов
Анализ тексов Написать вступление
9 1 Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Работа с цитатами Подобрать эпиграфы
10 1 Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. эпиграф
Подобрать цитаты
11 1 Подбор материала
Круг произведений, работа с текстом. Жанр сочинения. Виды жанров.
12 1 Использование цитат в сочинении. создание текстов Влючение цитат в текст
13-14 2 Жанр сочинения, виды жанров.
Работа над определением жанра текста. План работы над сочинением - рассуждением
15-16 2 Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением Составить план к теме сочинения 17 1 Необходимые условия при написании основной части сочинения План сочинения составить
18 1 Составление сочинения по плану Варианты плана к сочинению 19 1 Основные требования к раскрытию темы. Границы раскрытия темы 20 1
Основные ошибки, допускаемые при выборе и раскрытии темы сочинения. Работа над основными видами ошибок. Создать вторичный текст
Что такое аргумент? Способы ввода аргументов.
21 1 Что такое аргумент? Способы ввода аргумента в текст. Работа со словарем и художественным текстом Написать часть ввода аргумента в сочинение
22 1 Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Работа с текстом 23-24 2 Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. Выполнение упражнений. Создать вторичный текст
25-26 2 Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Записи выражений Изучить критерии оценивания сочинений.
Заключительная часть сочинения. Виды заключений.
27-28 2 Заключительная часть сочинения.
Виды заключений. Заключение. 29-30 2 Сочинение. Сочинение. Создать вторичный текст
Типичные ошибки при написании сочинения
31-32 2 Типичные ошибки при написании сочинения. Работа над ошибками Оценить сочинения товарища по критериям
Оценка сочинений согласно критериям.
33-34 2 Оценка сочинений согласно критериям. Оценивание сочинений