Рабочая программа по литературе 10 класс под редакцией Коровина В.Я., Журавлёва В.П


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Примерной программы по литературе среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2011.
Авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2009.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
•воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
•развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
•освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
•овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели обучения литературе:
•осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
•формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
•формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
•формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений,
•воспитание духовно развитой личности с гуманистическим мировоззрением, активной гражданской позицией, с развитым чувством патриотизма, с пониманием ценности духовного наследия России, в том числе русской литературы.
Основные задачи рабочей программы заключаются в следующем:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных текстов, в том числе и чтения наизусть;
свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
овладение способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;
приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ
Преподавание предмета ведется по УМК, включенному в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, «Русский язык и литература» в 2 частях, 10 класс. Москва, «Просвещение», 2015г., под редакцией Ю.В. Лебедева
Промежуточный контроль:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи; - выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
Итоговый контроль:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 11 классе — 102 часа (3 часа в неделю)
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
К концу учебного года десятиклассники должны
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
3. Содержание учебного предмета
№ Раздел Количество часов Примечание
Развитие речи Внеклассное чтение Контрольные работы
1. Введение 1 --- --- ---
2. Литература первой половины XIX века 8 --- 1 1
3. Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века
А.Н. Островский
И.А. Гончаров
И.С. Тургенев
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
А.К. Толстой
Н.С. Лесков
Н.А. Некрасов
М.Е. Салтыков-Щедрин
Ф.М. Достоевский
Л.Н. Толстой
А.П. Чехов 87
2
8
9
10
3
2
3
3
7
3
11
17
9 11
---
2
1
2
---
---
---
---
1
---
2
2
1 4
---
1
---
1
---
---
1
---
---
---
---
1
--- 2
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
---
1
2
4. Зарубежная литература 5 --- 4 ---
5. Подведение итогов 1 --- --- ---
Итого 102 11 9 4
4. Тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Примечание
Введение – 1 час
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. 1 Литература первой половины XIX века – 8 часов
Художественные открытия лирики А.С. Пушкина. Философская лирика поэта 1 «Великое» и «малое» в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». 1 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова 1 Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова Художественный мир Н.В. Гоголя.
1 Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» 1 Вн. чт. Н.В. Гоголь «Невский проспект». 1 Тестовая работа по теме «Литература первой половины XIX века» 1 Литература второй половины XIX века - 87 часов
Анализ теста. Обзор русской литературы второй половины XIX века. 1 Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики 1 Александр Николаевич Островский- 8 часов
А. Н. Островский – создатель русского национального театра 1 Драма А.Н.Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие.
1 Город Калинов и его обитатели. А.Н.Островский «Гроза» 1 Образ Катерины. Её душевная трагедия. А.Н.Островский «Гроза» 1 Споры критиков вокруг драмы А.Н.Островского «Гроза» 1 Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению по драме
А.Н. Островского «Гроза» 1 Р.р. Сочинение-рассуждение по драме
А.Н. Островского «Гроза» 1 Вн.чт. Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница». 1 Иван Александрович Гончаров – 9 часов
Анализ сочинений. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество 1 Роман И.А.Гончарова «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. 1 Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова 1 Глава «Сон Обломова» и её роль в романе И.А. Гончарова «Обломов» 1 Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская 1 Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться 1 Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов» 1 Что такое «обломовщина»? Победа «обломовщины». Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике 1 Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» 1 Иван Сергеевич Тургенев – 10 часов
Анализ сочинений. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество 1 И.С. Тургенев – создатель русского романа. 1 Творческая история и своебразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» 1 Взаимоотношения Базарова и Кирсанова. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1 Базаров и Одинцова. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1 Базаров – нигилист. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1 Базаров и его родители. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1 Е.В.Базаров перед лицом смерти. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 1 Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» 1 Р.р. Написание сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» 1 Фёдор Иванович Тютчев – 3 часа
Анализ сочинений. Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. 1 Философская лирика Ф.И.Тютчева1 Любовная лирика Ф. И. Тютчева. 1 Афанасий Афанасьевич Фет – 2 часа
Этапы биографии и творчества А.А.Фета. 1 Основные мотивы творчества А.А.Фета1 Алексей Константинович Толстой – 3 часа
Вн.чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого 1 Фольклорные, романтические и исторические черты лирики А.К. Толстого 1 Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого 1 Николай Семёнович Лесков – 3 часа
Художественный мир произведений Н.С.Лескова1 «Очарованный странник» Н.С.Лескова. Идейно-художественное своеобразие 1 Тема праведничества в «Очарованном страннике» Н.С.Лескова1 Николай Алексеевич Некрасов – 7 часов
Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество
1 Горькая доля народа пореформенной России Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 1 Душа народа русского. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
1 Народ в споре о счастье. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 1 Идейный смысл рассказов о грешниках. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 1 Народ и Гриша Добросклонов. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» 1 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». 1 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 3 часа
Этапы биографии и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина 1 Анализ сочинений. Сказки М.Е.Салтыкова ---Щедрина 1 М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города» как сатирическое произведение 1 Фёдор Михайлович Достоевский – 11 часов
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества 1 Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского 1 Идея Раскольникова о праве сильной личности. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 1 Преступление Раскольникова. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 1 Раскольников и «сильные мира сего». Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 1 Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 1 Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» 1 Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1 Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1 Р.р. Написание сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1 Анализ сочинений. Критические статьи по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 1 Лев Николаевич Толстой – 17 часов
Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Нравственная чистота писательского взгляда на мир человека 1 Вн.чт. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны 1 Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр 1 Именины у Ростовых. Лысые горы. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Изображение войны 1805-1807гг. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Образ Наташи Ростовой. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Семья Ростовых и семья Болконских. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Анализ эпизода «Ночь в Отрадном»
1 Изображение войны 1812 года. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» 1 Кутузов и Наполеон. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Партизанская война. Бегство французов из России. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Проблемы истинного и ложного в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Тестовая работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» 1 Р.р. Подготовка к написанию сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Р.р. Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Антон Павлович Чехов- 9 часов
Анализ сочинений. Этапы биографии и творчества А.П.Чехова1 Маленькая трилогия А.П.Чехова. Идейно-художественное своеобразие. 1 Тема гибели души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» 1 История создания пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» 1 Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» 1 «Подводное течение» в пьесе Чехова «Вишнёвый сад» 1 Система образов и главный образ пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» 1 Тест по творчеству А.П.Чехова.
1 Итоговая тестовая работа по произведениям русской литературы II половины XIX века 1 Зарубежная литература – 5 часов
Анализ тестов. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. 1 Вн. чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа. 1 Вн.чт. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». 1 Вн.чт .Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». 1 Вн.чт. Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» 1 Нравственные уроки русской литературы XIX века 1