Методическая разработка Особенности фольклорного ансамбля в школе

«ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА В КОЛЛЕКТИВЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»

Есть еще в России не во многих, но в некоторых местах: в поселках, селах, деревнях – необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды и, конечно, песни. Песни, которые дошли до наших дней с давних незапамятных времен.
Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой смерти. Песни звучали и звучали, разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Современному человеку, не слышавшему подлинных, традиционных народных песен в живом исполнении сельских песенников трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их.
Богатые песенные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря которых невосполнима, нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Порвав с духовными традициями, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.
Чтобы возродить песенные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, творческим мышлением, воспитываясь по специальной методике и обучаясь сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, может освободить великую музыкальную культуру – песенную традицию своего народа, развивать в себе такой же талант.
И здесь сразу же возникают проблемы: как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, какие им под силу, а какие – нет?
В становлении и образовании детского музыкального интонирования, творческого мышления, памяти, слуха, вокальных возможностей имеет большое значение возраст детей. Поэтому возрастное развитие влияет на все творчество детей и во многом на освоение и исполнение ими песенного фольклора.
Вот основная периодизация детских возрастов:
период утробного детства
период новорожденности – до 3 недель.
грудной (младенческий) период – до 1 года
первое детство – с 1 – 4 лет
второе детство – с 4 – 7 лет
младший возраст – с 7 - 12 лет
средний (подростковый) возраст – с 12 – 15 лет.
Старший (юношеский) возраст – с 15 – 18 лет.
При обучении детей народному пению для педагога большое значение имеет знание основ психологии музыкального мышления детей. Эти знания позволяют определить критерии музыкальной одаренности ребенка, его творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытие таланта; позволяет найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Музыкальной одаренностью называется то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью. Б.М. Теплов «Музыкальные способности ребенка составляют: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Признаками же музыкальности являются эмоционально – чувственное переживание музыки, тонкое восприятие ее. Еще он утверждал, что музыкальные способности ребенка могут существовать только в развитии, то есть осуществляться только в процессе той или иной практической деятельности». Какую бы музыкальную одаренность не имел ребенок, но, если он свои способности не развивает и не обучается определенным в этой области навыками, он не достигнет возможных успехов в овладении исполнительским, певческим мастерством.
Одаренность ребенка к музыке называется музыкальностью. А все ли дети музыкальны? Б.Р. Эндрюс: «Никакого ребенка нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока ему не дана возможность музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики».
В практике отбора детей для обучение их народному пению педагогу важно оценивать ребенка не только по его музыкальным способностям, сколько по его задаткам к этим способностям, так как задатки в результате воспитания и обучения быстро развиваются и перерастают в умение, профессиональное мастерство.
Наличие той ли иной степени музыкальной одаренности у ребенка формирует у него музыкальное мышление. Музыкальное мышление – это духовное, чувственное восприятие и ощущение звуковой мелоинформации, ее оценка, появление творческого отношения к ней, а также состояние памяти и выражение своего внутреннего музыкального мира в звуках.
Главное для педагога в психологии музыкального мышления ребенка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к народной музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.
Предлагаемая методика обучения профессиональному народному пению и система вокальных упражнений основана на «ЕСТЕСТВЕННОМ, ОТКРЫТОМ» народном пении, с СОЕДИНЕНИЕМ РЕГИСТРОВ на каждом звуке диапазона, основанное на ОТКРЫТОЙ, РАСПЕВНОЙ и ХАРАКТЕРНОЙ РЕЧИ, с ПРИОРИТЕТОМ СМЫСЛОВОЙ ИНТОНАЦИИ. Определение «естественное» исходит из того, что самой природой человеку дано открытое речевое начало и "открытый" голос. Народные певцы любой национальности поют в открытой и разговорной манере. Песня рождается на осознанные и прочувствованные слова, следовательно, изначально она имеет приоритет смыслового начала. В песне живет и движет ею живая открытая народная речь. Под определением "открытое" пение подразумевается полностью открытое разговорное произношение гласных звуков. Это дает возможность ОТКРЫТЬ грудной резонатор и в полной мере реализовать его акустику.

Техника постановки народного голоса.
Решение практических задач зависит в первую очередь от правильного определения типа и характера голоса исполнителя и закрепления основ. В определении типа голоса имеют значение тембр, диапазон, регистровые переходы, но главным ориентиром следует считать зону примарного звучания, в которой выявляется естественность и свобода звучания голоса.
Главный смысл учебно воспитательного педагогического процесса заключается в столь же бесхитростном раскрытии естества певца, его духовного мира, творческих возможностей и, на основе этого, формирования его творческой личности.
Поскольку индивидуальность певца ярче всего проявляется в тембре голоса и речевой интонации, искать естественный голос нужно не только в пении, но и в разговорной речи.
Иногда он достаточно ярко выражен и определяется легко, по тембру, диапазону и регистровым переходам.
В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направлены на усвоение основных навыков: закреплению в сознании и нервно - мышечном аппарате учащегося правильной певческой установки, координации слова и звука, развитию слухового внимания (главного средства самоконтроля), нахождению высокой певческой форманты и закреплению высокой позиции и опоры звука на освоенном участке диапазона. Особое внимание необходимо уделять развитию певческой воли. Певческая воля возбуждает эмоциональный тонус и темперамент певца, придает ему уверенность в своих силах и помогает руководить процессом пения через осознанные волевые приказы.
Правильное народное пение, как говорят в народе, "на столбе". В переводе на наш язык, пение открытым, плотным, ровным звуком на всем диапазоне, с открытым произношением гласных, опора на идеальный образец природной постановки голоса в свете задачи сохранения национальной вокальной культуры наиболее естественный и перспективный.
Освоить его (не обладая природной постановкой голоса) не легко. К этому нужно приложить много упорства, труда, терпения, на это нужно потратить годы, а совершенствование длится всю жизнь. Но при самозабвенной любви к искусству любая работа праздник, а любое достижение, даже самое маленькое, счастье. ( А не есть ли и смысл всей нашей жизни в стремлении к совершенству?).
При этом способе звукообразования, как уже говорилось в предисловии, на каждой ступени диапазона, в естественной пропорции, скрещиваются грудной и головной регистры, вследствие чего голос приобретает яркость, ровность, полетность и гибкость. Именно так поют лучшие народные певцы, которым сама природа " "поставила" голос.
Певческая установка.
В самом начале обучения учащийся с помощью педагога должен усвоить и закрепить в сознании и нервно мышечных ощущениях наиболее естественное, удобное и результативное исходное положение ротоглоточной полости и всего голосового аппарата при подготовке к пению.
Назовем это положение ПЕВЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ.
Певческая установка, почти в идеальном виде, образуется при позыве к зеванию. В этом положении МЯГКОЕ НЕБО поднимается, открывая путь в головной резонатор к высокой позиции звука. Это, как известно, придает голосу блеск и полетность.
КОРЕНЬ ЯЗЫКА прижимается вниз "ложится", открывая и увеличивая объем надсвязочного пространства ротоглоточного рупора. В этом участвует и гортань, которая автоматически опускается.
ЯЗЫК, уже прижатый к нижней челюсти, подается вперед, упираясь кончиком в нижние зубы.
НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ, вместе с языком, выдвигается вперед и опускается вниз, открывая рот.
ДИАФРАГМА опускается, раздвигая стенки брюшного пресса. При этом возникает ощущение давления (опоры) на живот, который заметно выпячивается вперед.
Итак, предлагаемая певческая установка увеличивает объем ротоглоточного рупора, создает необходимые акустические условия для наилучшего резонирования голоса и его полетности {"носкости"), закрепляет ощущение опоры на диафрагму.
Эта установка дает исходный импульс правильному звукообразованию и предполагает целесообразные реакции певческих действий в будущем.
Певческая установка, должна быть закреплена до автоматизма в процессе пения.
Разговорный принцип обучения и техника речи.
Открытая русская речь распевная, но и скороговорочная. Во время произношения слов, язык и нижняя челюсть находятся в совместном, непрерывном движении, которое, как уже упоминалось, должно обеспечить открытое положение зева и проходимость звукового канала.
Язык, по разговорной привычке, меняя свое положение, должен приспосабливаться, с этой целью, " подавать разные звуки" в такой форме, которая обеспечивает отчетливое и динамичное произношение, с сохранением певческой установки.
Здесь необходимо выделить несколько моментов:
1) Узкие гласные И, У способствуют активизации мягкого неба и сужению зева. Такое положение помогает нахождению высокой позиции звука.
2) Широкие гласные, наоборот, способствуют широкому раскрытию зева и опусканию мягкого неба. Широко раскрытый зев, при распластанном положении языка, создает тенденцию к расширению задней стенки глотки и, соответственно, к углублению и расширению звука.
В хорошей (распевной, отчетливой) разговорной речи все гласные фонемы звучат открыто и естественно. Речевой аппарат органично и согласованно выполняет свою работу. Однако при пении, где необходима координация слов с музыкальным ритмом и непрерывно льющейся мелодией, у певцов возникает множество затруднений. Они требуют особого рассмотрения.
Определения: "петь, как говоришь", "разговорная манера пения" утвердились в речевом обиходе при характеристике народного пения. Однако механизм произношения слов в разговоре и пении имеет различия. В пении слова связаны с мелодией и ритмом. Речевые логические ударения и метрические сильные доли не всегда совпадают. Непрерывная протяженность мелодии, особенно в протяжной песне, с ее внутрислоговыми распевами гласных, заставляет язык длительно и фиксированно "распевать" гласные, к чему он не привык в разговорной речи.
Тем не менее певец должен удерживать в сознании смысл и содержание слов ДУМАТЬ словесным образом, в результате чего, у слушателя должно СОЗДАВАТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ живой разговорной речи. Достигнуть этого можно, только "переучив" автоматику речи. "Переучивание" заключается в наработке новых координации, подчиненных законам пения и творческому замыслу исполнителя.
Гласных в русском алфавите сравнительно немного: семь чистых ( а,е,и,о,у,ы,э) и четыре йотированных (я,е,ё,ю) Каждая из них имеет свою артикуляционную форму, Но в пении, чтобы избежать артикуляционных помех, как сказано выше, необходимо энергичное, отчетливое, собранное, своевременное, и полностью открытое произношение гласных фонем.
Это далеко не просто. Прежде всего оттого, что в разговорном общении люди говорят как придется, не думая об этом. Для разговорного общения этого, обычно, бывает достаточно: улавливая в посланных интонациях соответствующую информацию, мозг слушателя расшифровывает недосказанное.
Следовательно, певец, в процессе активного певческого ДВИЖЕНИЯ (мысли, слова, звука) должен сохранять стабильное положение ротоглоточного рупора и ЯЗЫКОМ ФИКСИРОВАТЬ форму гласной на время ее музыкальной длительности.
Исходя из требований нашей певческой установки (собранное и единообразное произношение гласных), все гласные должны произноситься в единой ОКРУГЛЕННОЙ форме, которая достигается посланным вперед, и СОБРАННЫМ у основания нижних зубов, языком. Язык при этом энергично подается вперед, опуская гортань и открывая зев.
Особенности произношения согласных звуков.
Как мы знаем, согласные звуки бывают звонкие, глухие, шипящие, свистящие, вибрирующие, мычащие и т.д., каждый на свой лад. По формированию задненебные; верхненебные, губные, зубные (для более подробного ознакомления, отсылаем к учебнику орфоэпии). В данном случае для нас важно то, что согласные не только мешают петь, но и содержат прекрасные звуковые возможности. Озвучиваясь гласными они дают им, в свою очередь, красочную, характерную подзвучку. В "речевом оркестре" гласные можно уподобить непрерывно звучащим смычковым и духовым инструментам, а согласные, в разном сочетании, всем остальным в составе оркестра.
Наша задача озвучить в распеве все звуки так, чтобы они не мешали, а помогали друг другу.
Певческое дыхание.
Осваивая искусство пения, приходится переучивать, наработанную от рождения, автоматику дыхания и разговорной речи.
Жизненное дыхание "воспитано" на ритмичном, равномерном вдохе и выдохе. Вокализация требует протяженного музыкального звука, имеющего тембр, ритм и определенную звуковысотность.
Голос человека может звучать только при наличии воздуха в груди, поэтому во время пения исполнитель осуществляет движение звукового потока, сознательно тормозя выдох и удерживая, как можно дольше, положение вдоха. При этом возникает ощущение напряжения "опоры" в области диафрагмы. Опору необходимо удерживать постоянно, Поэтому в пении вдох быстрый, а выдох медленный и постепенный. Чем прочнее и совершеннее опора, тем плотнее и ярче звучит голос, тем " легче им управлять, недаром говорят, что искусство пения есть прежде всего искусство дыхания.
"Секрет" певческого дыхания в его органике: естественности, экономичности и целесообразности. Наиболее целесообразный и экономичный тип дыхания грудобрюшный (диафрагмальный). Он хорошо закрепляется, в ощущении, следующим упражнением: положите, кисти рук (одна на другую) на область диафрагмы. Быстро и легко вдохните "в руки" и мысленно представляя огонь. Постепенно и длительно "раздувайте" его. Повторите несколько раз. Обратите внимание на напряжение в области диафрагмы и живота (ощущение "опоры"). Сделайте вывод, что во время вдоха диафрагма опускается, выдвигая живот вперед. Заметьте, что чем постепеннее вы "дуете на огонь", тем длительнее выдох. Оставляя небольшой запас грудного воздуха "подновляйте" его быстрыми и короткими полувздохами, и вы убедитесь, что долгое время, почти непрерывно и без усталости, можете "дуть на огонь". При пении механика та же, только подключаются голосовые связки. Смыкаясь, они регулируют выдох создавая давление на грудной воздух сверху. Теперь можно с меньшими усилиями извлекать, вместо воздушной струи, длительный звук «у» воспроизводить протяжную мелодию.
Опытный певец, во время вдохновенного творческого акта, не замечает механики дыхания, раз запущенная, она действует самопроизвольно. Певец же лишь ощущает, как грудной воздух, по его творческой воле, чудесно преобразуется в волнующий звук, магически воздействующий на слушателей, поскольку в нем звучат вибрации самой души артиста.


Обучение целостному способу пения как основе методики.
Способ пения, как уже было сказано в предыдущем разделе, прежде всего способ художественного мышления певца. Все остальное только элементы и производные этого целого. Но в практике обучения нередко проблема художественного мышления отодвигается к последующим ступеням развития. Это вызвано тем, что отсутствие вокальной техники создает множество помех при попытке ученика чтолибо выразить: голос вырывается резко и грубо, неестественная артикуляция мешает осмысленно связать слова (тем более фразу). Диафрагма, при скачке мелодии вверх, вместо того, чтобы опуститься и "принять голос на себя", вдруг, подпрыгивает вверх, выбивая звук и так далее.
Учитель и ученик, в начале обучения, вынуждены концентрировать внимание на технической стороне вокализации, выпуская из вида ее смысловую сторону. Это, в свою очередь, вырабатывает у певца "вокальный", а не смысловой образ мышления. Слушая свой голос, целиком поглощенный вокализацией, певец забывает о творческой цели. Эта "болезнь" наблюдается у многих вокалистов. Иногда они не могут от нее освободиться, даже достигнув технического мастерства, поскольку в подкорке уже вначале "засело": ГОЛОС главное. В дальнейшем, если упустить этот момент, у певца вырабатывается уже условный рефлекс голосового мышления.
В обучении народному пению, естественному и характерному по своей природе, этого следует всячески избегать. Именно поэтому, в настоящей методике настойчиво рекомендуется с самого начала взять за основу ЦЕЛОСТНЫЙ способ пения, в котором главным, ведущим началом является не звучание самого голоса, а тог о чем студент поет и что он хочет этим сказать.
Для развития художественного мышления и необходимого навыка координации слова и звука, предлагается следующая последовательность усвоения и проработки программного материала.
До начала работы над песней певец должен: осмыслить и прочувствовать ее содержание и характер. Усвоить на память слова и мелодию, полностью освободить мышцы, снимая психические зажимы, и собрать внимание на предстоящем действии.
Только после этого можно приступать к работе:
1} В удобном (примарном) голосовом регистре, проговаривать осмысленно и нараспев слова по фразам, добиваясь правильной артикуляции и певучести речи.
Распевать слова на одной удобной звуковысотности, в свободно - разговорном ритме, сохраняя при этом естественность и характерность речи.
Распевать слова в одной (удобной) звуковысотности в ритме исполняемой песни.
4) Переходить к пению с точным воспроизведением мелодии песни и соответственной координацией слова и звука.
Если это не получается сразу, осваивать по фразам, предложениям, куплетам.
Непременное условие: упражнения должны выполняться с предельной тщательностью, до полного усвоения, в противном случае проделанная работа окажется бесполезной. После достаточной тренировки, осмысленное пение не составит труда.
В зависимости от подготовленности и индивидуальных свойств ученика, усвоение может идти быстрее или медленнее. Что - то уже усвоенное может быть опущено, но принцип пения "от осмысленного слова" должен неукоснительно соблюдаться, поскольку по мере овладения интонационным посылом естественно "сами собой" решаются и другие певческие задачи.
Вдумчивый педагог, наблюдая за пением ученика, только помогает ему, приходя на помощь в моменты затруднений. В остальном он должен всячески стимулировать его, пусть еще и несовершенные, но целостные творческие действия.
В медицине есть постулат "не навреди". Оставаясь в силе и для педагога вокалиста (неправильная постановка голоса, как сказано выше, может погубить голос) в методике вокальной работы, он дополняется правилом: "не мешай". Чрезмерная педагогическая инициатива, волевой нажим на ученика в освоении требований, для которых он еще не созрел, лишают ученика собственной инициативы и вырабатывают привычку к "натаскиванию".
В дальнейшем, по мере освоения, певческий процесс все более совершенствуется и уточняется в деталях. Однако эти детали и педагогом и учеником должны осознаваться только как части ЦЕЛОГО.
В процессе обучения педагог должен убедить певца в том, что только триединство:
A) РАСКРЫТИЕ творческой ИНТУИЦИИ и яркого эмоционального начала, заложенного природой в творческую личность,
Б) ВОСПИТАНИЕ художественного ВКУСА, определяющего границы чувства меры,
B) ТЕХНИКА управления голосом, доведенная до автоматизма, дают ему возможность вырасти в художника - творца.
Между педагогом и учеником должна создаваться атмосфера доброжелательности, доверия и взаимопонимания, поскольку вокально педагогический процесс, это всегда как бы дуэт ученика и учителя. Результат обучения зависит от согласованности этого дуэта.
Одно из самых важных качеств педагога педагогическое терпение. Никогда нельзя сердиться на ученика, если он чего - то не понимает. Как бы не было это трудно, обязанность педагога снова и снова, без тени раздражения, добиваться взаимопонимания. Но недобросовестность, леность, легкомыслие, непорядочность и прочие пороки прощать нельзя. Нужно бороться с ними всеми допустимым педагогическими средствами, воспитывая в ученике человека и ЛИЧНОСТЬ.
Система распеваний.
Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевания наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевания имеют и разовое назначение: создания творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние.
Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки, постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность певцу более свободно преодолевать вокально - технические трудности репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно - художественного содержания исполняемого произведения.
Однако несмотря на то, что мы сделали акцент на вокально - технической стороне распеваний, технические задачи не являются самоцелью, превращающей работу над техникой в сухое школярство. Технические элементы нужно как бы "вплетать" в образный строй, развивая способность образных ассоциаций и образного мышления ученика, преобразуя таким образом освоение узко - технических трудностей в увлекательную игру поисков прекрасного.
Исходя из этого, следует подбирать и систематизировать упражнения по степени трудности, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности ученика. Каждое вокальное упражнение, за отдельными исключениями, должно содержать выраженную в словах мысль, или подтекст, развивающий воображение учащегося.
Итак, значение распеваний не однозначно. С физиологической точки зрения это как бы разогрев, раскачка голосового аппарата, приведение его в состояние движения и способности к целенаправленной и длительной вокальной работе.
Распевания повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность.
При постоянной тренировке голоса, на систематически чередующихся вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой предпосылкой профессионализма.
В распеваниях прежде всего необходимо добиваться координации слова и звука, позволяющей певцу осуществить синтез разговорной и музыкальной речи, который отличает искусство пения от всех других музыкальных искусств, Это чудо природы дано человеку для высочайшего духовного общения, но за этим стоит упорный, систематический, неустанный труд в овладении прекрасным целым, состоящим из множества деталей. Каждая из них является звеном непрерывной цепи одухотворенного творческого процесса пения. Поэтому при исполнении не только вокального произведения, но даже простейшей попевки, необходимо развивать видение цельного образа.
Процесс познания, как известно, состоит из анализа и синтеза. Во время обучения пению возникает необходимость анализировать и осмысливать значение каждой детали для того, чтобы научиться ею пользоваться. Однако никогда не следует терять чувство целого синтеза, которое подсказывает поющему место и роль детали в нем. Ведь на практике, нередко, не только ученики, но и сами педагоги (особенно неопытные), добиваясь усвоения какого - либо навыка и увлекаясь частным, теряют чувство целого. В результате певец, овладевая поочередно деталями, не может связать их вместе. Например, добиваясь открытого, распевного произношения гласных звуков процессе пения, он вынужден, до приобретения автоматического навыки, контролировать каждый из них. Однако нужно научиться это делать, как бы по второму плану. В центре внимания должно оставаться смысловое значение слова, фразы, предложения, вытекающее во взволнованный поэтический рассказ.
В методике обучения академическому пению распевания практикуются преимущественно на вокализации. В нашей методике (как мы уже говорили) с самого начала ставится цель обучения ЦЕЛОСТНОМУ, РАЗГОВОРНОМУ СПОСОБУ пения. В этом способе открытая, выразительная, распевная и интонационно - окрашенная речь является ведущим смысловым началом.
Вокализация при этом не ущемляется. Приоритет смыслового начала открывает канал для свободного движения голосового потока, т.к. осознанная смысловая задача, при естественной, пластичной и отчетливой артикуляции, становится движущей силой целостного процесса пения.

ТЕХНИКА ПЕНИЯ.
Как известно, работа над музыкальным произведением начинается с его разбора и разучивания. Музыка и слова должны быть прочно усвоены и воспроизводиться по памяти. При исполнении песни певцу приходится преодолевать значительные вокальные трудности, но еще большие затруднения возникают, как мы знаем, при координации вокала и произношения слов. В силу этого, распевания и упражнения должны быть направлены прежде всего на закрепление в сознании певца единого понятия и ощущения СЛОВО-ЗВУКА, как бы ГОВОРЯЩЕГО ЗВУКОПОТОКА, доведение смыслового и мышечного ощущения слово - звука до автоматизма, условного рефлекса ЦЕЛОСТНОГО СПОСОБА пения, где слово и звук, ведомые смыслом, НЕРАЗРЫВНЫ.
Для начинающих, или приученных к резкому и крикливому нению, целесообразны вначале раздельные упражнения в вокализации и распеве (разговорные упражнения).
Упражнения в вокализации.
Даже профессиональные певцы долго и упорно добиваются плавного, непрерывно льющегося звука КАНТИЛЕНЫ. В народном пении синоним кантилены "ГОЛОШЕНИЕ". Оно происходит от слова голосить, подавать голос. Мы будем прибегать к этому термину в дальнейшем, поскольку он ближе к природе и специфике
народного пения. Голошение подразумевает длительную, динамичную и плотную подачу звука, аналогичную плачу, гудению, мычанию, вою, звучанию духовых инструментов.
При освоении голошения уместно использовать живые игровые моменты: мычание, плач, гудение, имитацию звучания жалейки и т.д. При этом следует обратить внимание певца на возникновение естественного напряжения диафрагмы "опоры" звука и, связанного с ним, выпячивания брюшной стенки, на грудной резонатор, как основной источник звуковой мощи и тембра, на динамику звуковедения. Затем можно переходить к простейшим попевкам.
Объективно, одним из лучших свойств певческого голоса является, как известно, его "полетность", которая возникает при близком, свободном и высокопозиционном посыле звука вперед, к слушателю. Однако самому певцу полетный звук слышится "сзади", поэтому и голос кажется ему более глухим и слабым. При помощи педагога и аудиозаписи, он, с трудом, приучается слушать себя объективно ("со стороны") и привыкает к новым слуховым и мышечным ощущениям,
В речевых упражнениях, прежде всего, следует стремиться к достижению пластики речи, приобретению навыка естественного распевного произношения, как у деревенских жителей. Напомним, что впечатление живой разговорной речи во время пения должно создаваться путем переучивания привычной, разговорной речи в певческую.
Певец обязан тренировать свой артикуляционный аппарат, в первую очередь язык, до виртуозности, поскольку вялый, малоподвижный ("ленивый") язык является причиной косноязычия и главным препятствием при пении.
В обычной разговорной речи люди не думают о возможностях своего языка его гибкости, энергии, пластичности. Благодаря этим свойствам, он способен принимать любую форму, для отчетливого произношения различных звукосочетаний. Певцу же совершенно необходимо почувствовать и понять свойства своего языка. С этой целью рекомендуются следующие упражнения.


Вытянуть язык вперед и попытаться достать его кончиком свой подбородок. Вернуться в исходное положение и повторить несколько раз.
Провести кончиком языка по твердому небу от верхних зубов к мягкому небу затем втянуть язык в глотку. Соединить оба упражнения и проделать несколько раз.
Играть" в прятки": быстро высовывать язык и "прятать" его внутрь рта.
Упираться языком в нижние зубы и с силой выталкивать их вместе с нижней челюстью вперед. Закончить упражнение зеванием, ощущая при этом, как открывается глотка. Позевать несколько раз и убедиться, что при позыве к зеванию начинается энергичное движение языка и нижней челюсти вперед и вниз, в результате чего полностью раскрывается зев. То же самое происходит при подготовке к пению.
Последовательно выполнить:
а) "Дразнясь" показать язык, вытянув его как можно дальше вперед;
б) в этом положении собрать его переднюю часть в "ложечку";
в) "спрятать ложечку" в рот, упираясь ею в основание нижних зубов.
6. Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая мурлыканью кошки. Вибрировать на букву Р, затем поиграть в скороговорку: "роза, роза, роза лен"..
7. Кончиком языка упруго и поочередно прикасаться к основанию верхних зубов передней части, середине и задней части твердого неба, после каждого касания возвращая язык к основанию нижних зубов.
8. Энергично произносить согласные звуки, постоянно возвращаясь к гласному А и упираться при этом языком в основание нижних зубов. Начиная с задненебных произносить в следующем порядке: ХА, К-А, ГА, НА, Д-А, Ж-А, 3А, БА, ВА МА. Те же согласные произносить возвращаясь на букву Ы, Е, И, О, У. Стараться ОЗВУЧИВАТЬ согласные. Пропевать каждый слог (ха, ка и т.д.) слитно, не поднимая языка, при помощи нижней челюсти.
9. Произносить, не поднимая языка, следующий ряд йотированных гласных, начиная с фонемы И: ИЙЕЯЙОЮ. Постепенно ускорять темп, подражая стуку колес поезда и акцентируя фонему Я. .
10. Произносить гласные А, О, Ус различными интонациями: удивления, изумления, испуга, радости, утверждения, вопроса, угрозы и т.д. Убедиться, что интонация содержит в себе не ограниченные выразительные возможности.
II. Положить язык, упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Произносить быстро, легко, с малой амплитудой различные звукосочетания типа: КА- Ка-КА-КА, МА-МА-МА-МА, ДА-ДА-ДА' ГА-ГА-ГА-ГА, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА. Делать это на интенсивном голошении.
Выполняйте упражнения преимущественно за счет естественных движений нижней челюсти. Импровизируйте, придумывая новые звукосочетания.
Играйте, "выплясывая" языком:
"Раздайся народ меня пляска берет", "роза, роза, роза, лен, роза, роза, роза, леп",
"Раздайся народ меня пляска берет,
Роза, роза, роза, лен,
А сегодня к влюблен" и т.д.


Упражнения в распеве речи.
/. Распев речи на произвольной звуковысотности.
Основные требования: плавное, естественное, непрерывно льющееся и осмысленное произношение, с выявлением смысловой интонационной окраски. С этой целью ученику предлагаются домашние задания: придумывать и многократно проговаривать на распев различные фразы и предложения, соответствующие какой либо жизненной ситуации, например: "погулять бы сейчас в лесочке"... "Ну и где ж ты, подружка гуляла?", "Сто лет не была в театре!", "Неужели ты не знаешь, что Маша вышла замуж?", "Лена, Лена! Где твоя улыбка?" Вспомнить любимые стихи:
Итак, она звалась Татьяной!
Ни красотой сестры своей,
Ни прелестью ее румяной
Не привлекла б она очей
(А.Пушкин, "Евгений Онегин")
Здесь предоставляется полная свобода фантазии и импровизации. Главная задача ученика найти себя, понять свое естество, выразительные возможности своей речи, тембр своего голоса и, на этой основе, овладеть координацией слова и звука. Ученику в этой работе следует проявить упорство, так как при вокализации часто теряется ощущение естественной разговорной речи и голос становится неуправляемым.
2. Распев слов на фиксированной звуковысотности.
Слова пропеваются на звукопотоке в фиксированной звуковысотности, удобной тесситуре, равномерном метро ритме. Главное внимание на словозвук, как единое целое. Тренироваться до ощущения " говорящего звукопотока".
В классной работе педагогу необходимо следить за соблюдением логики речи: волевым распевом смысловых (ударных) гласных, "скороговорочным" неударных. Однако следует опасаться превращения этой работы в сухое и нудное школярство. Основная цель помочь ученику понять и ощутить музыку речи, полюбить ее до такой степени, чтобы тренинг превратился в художественную потребность и наслаждение. При этом основное внимание должно быть уделено выявлению самобытной РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ, которая в пении, соединяясь с интонацией музыкальной, является началом всех начал.
Помимо переноса согласных звуков (главный камень преткновения в распеве речи) затруднения возникают при неудобных для произношения звукосочетаниях типа: ГРОмаДНЫй, доЧКА, ВСТРЕеча, ГРЕеча, и моло-ДЧИк и др. В таких случаях помогает прием народной огласовки согласных. На примерах педагог разъясняет технику и уместность приема огласовки, которая не только помогает петь, но и является элементом характерной народной "игры" словом и звуком. Задаются домашние задания на огласовку текста типа: " вдоль по улице молодчик идет" /вдо-ли, моло д/ы/ чи –к /ы/ идет/, "на нем бархатный кафтан" на не м/ы/ ба р/ы/ха т/ы/ ны-й/ ка ф/ы/ та н/ и т.д.
Огласовку следует применять очень деликатно, без утрирования. Согласный звук должен быть лишь слегка естественно и красиво, подзвучен оттенком добавленного гласного, совершенствующего музыку речи в подвижных и быстрых {плясовых, игровых) песнях и частушках.
Артикуляционные препоны всегда возникают при скованной, малоподвижной нижней челюсти, которая тормозит движение, в то время как музыка и словесный ряд, слитый с нею, требуют непрерывного движения мысли и чувства заключенных в СЛОВОЗВУКЕ, поэтому и пение есть непрерывное движение словозвука. Но здесь требуется виртуозная подвижность нижней челюсти, которая, как уже упоминалось, в известной мере, должна брать на себя работу языка. Напоминаем, что в разговоре язык постоянно находится в движении. Во время пения он должен лежать в ложе нижней челюсти, фиксируя музыкальную длительность гласных звуков и производить минимум движений вверх и вниз, мешающих прохождению звукопотока ( на буквы "х", "г", "к", "р', "ж", з, "л", "н" и др.).
В таких случаях, нижняя челюсть, вынося вместе с языком гласные звуки вперед, тотчас возвращается назад, подводя язык для произнесения следующих звуков и так непрерывно: назадвперед, назад вперед. Как хорошая вязальщица, он как бы вывязывает петли парных гласных и согласных звуков в словесный смысловой ряд.
В результате достаточной тренировки язык и нижняя челюсть приобретут необходимую энергию, подвижность и пластичность. Разумеется эти действия, как и остальные в пении, должны быть целесообразны, экономны и ЕСТЕСТВЕННЫ, в соответствии с фонетикой и логикой речи.
Подготовительные упражнения нужны не только плохо подготовленным, но и опытным певцам, как для преодоления препятствий и неудобств, связанных с неточной артикуляцией, так и для более глубокого понимания, освоения и совершенствования "разговорного" принципа пения, поскольку это не только техника, но и образ мышления.
Однако и здесь нужен индивидуальный подход: у каждого поющего есть свои "плохие" или "неудобные буквы", следовательно, именно они требуют большей тренировки. При естественном, отчетливом и энергичном формировании гласных, все "буквы" становятся "хорошими". Исправляя дефекты речи природные, или наработанные, следует тренироваться длительно и систематически, с интересом и увлечением, придумывая, или извлекая из практики, самые сложные словосочетания. Например: "я страдала, страданула, с моста в речку сиганула", " я с Егором под угором простояла семь ночей, не для ласки и любови, для развития речей." Можно взять сборник частушек и найти любые нужные слова.
При тренировке следует наслаждаться звуковой игрой, полюбить слово, таящее в себе беспредельные возможности самовыражения.
Упражнения рекомендуется выполнять в спокойном темпе, равномерном ритме, концентрируя все внимание на скоординированный словозвук. Формулу «СЛОВОЗВУКА» советуем повторять как можно чаще, т.к. это помогает глубинному проторению в центральной нервной системе и, тем самым, способствует формированию установки для
необходимых действий в будущем.

Распевания на мелодических попевках.

Певец должен почувствовать настроение, представить картину, ситуацию, дальнейшее развитие событий и свое отношение к ним.
После этого можно приступать к исполнению. Напоминаем, что начинать следует в примарной зоне (тональность в примере дана условная). Если попевка не вызывает затруднений, расширять диапазон: повторять упражнение, поднимаясь и опускаясь по полутонам. При возникающих голосовых затруднениях, связанных с регистровыми переходами, разъяснить технику соединения регистров. Напомним, что в предлагаемой методике взят за основу принцип ЕДИНОГО голоса, который предусматривает соединение грудного и головного звука в естественной пропорции на каждом звуке диапазона.
Она определяется свободой и естественностью звучания голоса, возникающей при наличии высокой позиции звука и открытого грудного тембра. При затруднении, ученик может "поискать" свой естественный голос, проговаривая, на данной звуковысотности слова попевки или другой привычной скороговорки.
В удобной тесситуре, вокальные затруднения у певца чаще всего связаны с отсутствием надлежащей координации слова и звука. Поэтому, при исполнении попевки, песни или другого вокального произведения, помимо ощущения темпо ритма, ученик должен ориентироваться на логику речи и волевой распев ударных смысловых гласных (не бе-лы сне-га, во чис-том по-ле).
После этого можно спеть вариант попевки, представляя ее в виде волнообразного движения, согласованного с пульсацией метрических долей





Не бе - лы сне - га, во чис –том поле


Рекомендуется рисовать эту воображаемую волнообразную линию рукой в воздухе, на стене, на любой поверхности, строго следуя слово - звуку, по плавной волнообразной линии мелодического рисунка. Возникающее ощущение словозвуковой волны помогает развитию общей нервно мышечной координации и дает хороший практический результат.

Упражнение 2.
Весело, живо.




Зе-ле-ны лу-га, зе-ле- ны лу-га, зе-ле - ны-ле-ны-ле-ны-ле-ны лу-га.
Осваивать упражнение в умеренном (удобном) темпе, постепенно доводить до
быстрого. Помогает развитию подвижности голоса и выравниванию гласных: близкого, открытого Е, задненебного Ы, высокопозиционного, округлого И, У и открытого А (в слоге НЫ звук Ы, сохраняя свою форму в зеве, произносится как звук И).
Вначале полезно произнести слитно, отчетливо, с фиксацией гласные Е-ЫИ-У-А. Добиться непрерывного движения языка и нижней челюсти, как единого целого. Собрать язык и упираясь им в основание нижних зубов, почувствовать его энергичное движение вперед.
Обратите внимание, как глубоко раскрывается зев на гласный Ы, активизируется и поднимается мягкое небо на звук И. Как активным движением вперед и вниз полностью открывается фонема А, при сохранении открытого зева и активного мягкого неба. "Поиграйте" в это упражнение на фиксированной звуковысотности, до полного усвоения. Затем можно распевать попевку, соблюдая, как и в предыдущем упражнении, логику речи и динамику словозвука.
Упражнение 3.
тя.
У
Распевно, с движением.
Способствует закреплению высокой позиции звука и выравниванию узких и широких гласных.
Если упражнение сразу не получается, можно предварительно пропевать его в умеренном темпе на звуке У, следя при этом за непрерывностью звукопотока. 3aтем осмысленно пропевать попевку со словами, соблюдая интонационный посыл гласных и единство позиции.




Вью.
Вью,
Вью
ве -
нок.
Упражнение собирает звук и артикуляцию, настраивает, как и "предыдущее упр., на высокую позицию. При исполнении целесообразно объяснить певцу, что слово, заканчивающееся согласной фонемой, нужно пропевать с добавлением предыдущей гласной: не НОК, а ноОК. После этого полезно перейти к попевке противоположного характера быстрой, скороговорочной, например:

Упражнение 4.

КОИ.
Ты мо-лод-чик, мо -лод -чик ты мои, раз-мо-ло -день- кии , куд - ря- вен
Методические рекомендации: определить смысловые ударные гласные (они падают преимущественно на букву О). Сосредоточить внимание исключительно на интонационном посыле ударных гласных. Остальные звуки должны продеваться слитно, как бы сквозь зубы. Распевать попевку вначале на одной звуковысотности. Играть словами, наслаждаясь музыкой речи. При затруднениях выяснить причину (прекращение или задержка звукопотока, бестолковая несобранная, работа языка, скованная, малоподвижная нижняя челюсть) и устранить ее. Не нужно стараться выговаривать каждую букву: при естественном, осмысленном и отчетливом пропевании ударных остальные звуки "сами" займут свое место. В трудном слове "кудрявенькой": на слоге ДРЯ (кудря) обратить внимание на быстрое, звонкое произношение Р, которое подготавливает и направляет интонацию ударного Я. При этом звук Д, должен прозвучать мягко и легко, как бы между прочим.
После того как слова зазвучат легко, играючи, переходить к исполнению упражнения.
В процессе обучения, каждое упражнение часто варьируется, видоизменяется, исполняется с другими словами, в зависимости от состояния певцов. Педагогу, хормейстеру приходится интуитивно, по ходу дела, подбирать нужное в данный момент упражнение, придумывать новое и т.д.
Процесс работы с певцами живой и творческий. Приходится неотрывно следить за психикой, общим состоянием певца, чувствовать и разгадывать все, что происходит внутри его организма. Исходя из этого находить нужные рекомендации, приемы, тон и форму обращения. Необходимо оживлять процесс обучения образными сравнениями, примерами, шуткой. Овладевать вниманием певцов. Стимулировать их творческую волю, направляя ее к достижению поставленной цели.

15