Рабочая программа фольклорного ансамбля младших школьников


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогические ресурсы и возможности фольклора и обряда.
Образовательная концепция
Знание фольклора всё больше осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, как эффективная форма приобщения к культуре и истории народа.
Фольклор дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные корни своего народа. В дошедших до нас со времен язычества календарных обрядах и сейчас можно проследить главенствующую миссию поклонения человека труду, как основному средству своего существования. Заботы о хлебе насущном, о продолжении рода заставляли людей устраивать свою жизнь, придерживаясь годового календаря, ориентированного на погодные и природные условия. Календарные обряды учили человека нормам жизни и поведения, приобщая их к национальной культуре. В старом крестьянском быту, как и в современном, жизнь человека развивалась циклично – рождение, детство, отрочество, юность, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдалось и в ежегодной повторяемости времен года. Каждое значительное событие или новый цикл жизни человека сопровождались обрядовыми песнями, которые считались обязательной неотъемлемой частью обряда. Участие детей в календарных обрядах является своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школой освоения их традиций, обычаев и устоев.
Народная культура и искусство донесли до наших дней традиции, которые необходимо сберечь, чтобы они не были утеряны. Данная программа способствует формированию национального самосознания ребенка, целостного представления о мире, его нравственных и духовных идеалах, бережного отношения к ценностям прошлого. У ребенка формируется активная жизненная позиция, настрой на радостное мироощущение, устойчивый эстетический вкус. Программа решает задачу обучения традициям через многообразие песенных жанров: обрядовые, лирические, плясовые, хороводные песни.
Миссия педагога-руководителя видится мне в возрождении традиций культуры, в возвращении их в повседневный быт, в попытке сделать народную игру, песню, обряд спутниками жизни наших детей, в формировании у них способности не изображать, а проживать действо. Все участники "проживания" обрядового действа поднимаются на новую высоту обучения – сотворчество.
При отборе содержания программы используется народный календарь – земледельческие и православные праздники. Обучение предполагает развитие интереса ребенка к своим национальным обычаям и обрядам, носит сотруднический характер преподавания.
Отмечу, что, по моему убеждению, только на основе знания своих культурных и национальных традиций может формироваться интерес и уважение к другим национальным культурам и традициям. Ведь национальное достоинство неотъемлемая составляющая истинной толерантности.

Актуальность и новизна
Кризис воспитания подрастающего поколения сопряжен с нарушением традиций, разрывом тех нитей, которые еще в недалеком прошлом крепко-накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому перед системой общего и дополнительного образования стоит задача – возродить преемственность поколений, в максимально полном объеме передать подрастающему поколению традиционные нравственные устои, сформировать патриотические убеждения. Искусство, художественное творчество могут помочь решить эту сложную проблему.
Таким образом, на современном этапе важно помочь подрастающему поколению повернуться лицом к народной музыке, фольклору, начиная с самого раннего возраста. Ведь фольклор позволяет не только осуществлять гражданское воспитание, но и эффективно формировать творческие умения, навыки, способности.
Новизна в программе, основанной на народной традиции, может быть, на мой взгляд, связана лишь с отбором содержания и своеобразием педагогических методов и приемов.
Авторская особенность отбора содержания данной программы в единстве фольклора и обряда. В практическом плане – процесс обучения есть подготовка обучаемых к проведению календарных обрядовых праздников и демонстрация промежуточных итогов освоения образовательной программы в процессе проведения праздника.
Занятия фольклором не носят обособленный характер, они не оторваны от современной жизни, от современных интонаций и ритмов. Поэтому в программу постепенно вводится и авторская музыка.
Коллектив «Зорюшка» работает без концертмейстера и аккомпаниатора, эти функции выполняет педагог.

Педагогические принципы
В основу приобщения детей младшего и среднего школьного возраста к празднично-игровому фольклору мною положены следующие основные педагогические принципы:
Принцип гуманизма. Соблюдение гуманистических принципов уважения к каждому ребенку, признания ценности его личности позволяет создать на занятиях благоприятную доброжелательную атмосферу доверия, без которой невозможно достичь творческого педагогического результата.
Принцип индивидуализации обучения. Данный принцип обучения, тесно связан с гуманистическим представлением о том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – это чудо. Учёт уровня развития музыкальных способностей и личностных психологических особенностей детей позволяют выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, что способствует решению целого комплекса педагогических задач.
Принцип учёта возрастных психологических особенностей и зоны ближайшего развития детей. Без учёта возрастных особенностей невозможно эффективное обучение. В данной программе выбор основных форм и методов обучения, подбор репертуара продиктован возрастными психологическими особенностями обучающихся детей. Содержание же и весь процесс обучения нацелен на зону ближайшего развития ребёнка.


Основные методы организации учебной деятельности
В процессе реализации образовательной программы использую разнообразные методы.
Один из ведущих – метод театрализации. Театрализация обрядового праздника, песни, сказки (любого жанра русского народного, казачьего фольклора) оказывает огромное положительное влияние на формирование души, развитие интеллекта и творческого начала в ребенке, делает его внутренне свободным, уверенным в себе, воспитывает чувство собственного достоинства, окрыляет его, существенно обогащает восприятие окружающего мира.
Метод объяснения и демонстрации на основе эмоционально-образной народной речи. Эмоционально-образное слово играет важную роль в освоении учащимися музыкальной речи. Манера народного и казачьего пения усваивается в тесной взаимосвязи с живой народной речью. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: «скольжения», «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание слова на добавочные гласные, повторы слогов, разрывы слов, вставные междометья и многое другое.
В тесной связи с названным выше методом использую метод эмоционального отражения. Педагог, объясняя материал, демонстрируя исполнительские приемы, ярко передает эмоциональное состояние, «заряжает» им детей. Вызванное им эмоциональное состояние находит у юных исполнителей отклик, проявляющийся в индивидуально-неповторимых способах передачи художественного образа через характерные интонации и движения. В результате одна и та же песня приобретает разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнителя.
Метод импровизации. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости народных традиций (например, в обрядах «Святки» и «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. На занятиях присутствуют основные традиционные обряды и тот репертуар, который может быть использован детьми. Однако сам праздник (например «Масленица») зависит от активности, фантазии самих детей и педагога, выступающего в роли режиссера-постановщика.
Метод наглядности. Для большей результативности в решении педагогических задач на занятиях используются репродукции, фотографии, образцы народных костюмов.

Организация обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета в неделю на одну учебную группу по 4 часа – ансамблевое пение. Всего – 144 часа в год. Количество обучающихся в группе – 15-20 человек.
Дети занимаются в ансамбле по желанию без отбора и без специальной музыкальной подготовки. С детьми одаренными ведется непрерывная работа по углублению и развитию их способностей в процессе занятий по сольному пению.
Организационные формы занятий:
групповые
малые группы – работа с солистами
коллективные /сводные репетиции, обрядовые праздники и др.
По содержанию занятия: теоретические и практические занятия.
Формы теоретических занятий различны – это лекции, как сообщение нового материала, беседы, встречи, экскурсии, направленные формирование у детей знаний по основам фольклора и обряда.
Практические занятия предполагают репетиции, выступления на концертах, фестивалях народного творчества, конкурсах.
Структура практического занятия по фольклору включает в себя три компонента:
постановка голоса
ансамблевое пение
сольное пение
Эти же компоненты являются основой структуры учебно-тематического плана.
В свою очередь постановка голоса предполагает: вокальные упражнения, распевки для звукообразования, упражнения для выработки интонации соответствующей народной манере исполнения, пение запевов, разучивание подголосков песен.
Ансамблевое пение предполагает: коллективную работу над звуком, характером, интонацией, над ритмическими, мелодическими особенностями песен, а так же связь песен с движением, игрой на музыкальном инструменте.
Сольное пение содержит: распевки, упражнения для постановки голоса, разучивание репертуара, сценическую постановку песен.
Занятия проходят с сопровождением инструмента и без него. Разучивание песен, хороводов и игр проходит с голоса педагога и с помощью инструментов.

Возрастные особенности обучающихся
Учёт возрастных психологических и физиологических особенностей и зоны ближайшего развития детей является одним из принципов построения образовательной программы. Так в программе выбор основных форм и методов обучения, подбор репертуара продиктован возрастными психологическими особенностями обучающихся детей.
В основе программы теории возрастного развития Выготского и Эльконина предполагающие, что на каждом возрастном этапе есть вид деятельности, в процессе которого ребёнок развивается наиболее интенсивно – ведущая деятельность и основная потребность, без удовлетворения которой невозможно позитивное развитие – базовая потребность.
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – ученье. Это возраст когда ребёнок охотно и успешно осваивает разнообразные виды деятельности. Именно поэтому данный возраст наиболее приемлем для начала обучения, для «вхождения» в программу. На этом этапе (1 год обучения) удаётся сформировать большинство базовых умений и навыков, развить интерес к дальнейшим занятиям.
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится общение, причём наиболее значимым является общение со сверстниками. Программа максимально использует богатые возможности фольклора, основанного на игровом взаимодействии, моделирующем самые разнообразные бытовые и жизненные ситуации: знакомство, приглашение к игре, танцу, соперничество и т.д. Кроме того и сама организационная форма детского коллектива – ансамбль, требует развития навыков взаимодействия в процессе совместного творчества.
На занятиях много внимания уделяется созданию доверительной атмосферы, предполагающей максимальное удовлетворение базовых потребностей возраста. Младший школьный возраст – это потребность в уважении, подростковый – в понимании.
Кроме того содержание и весь процесс обучения нацелен на зону ближайшего развития ребёнка. В процессе наблюдения и педагогической диагностики определяется уровень актуального развития ребёнка – «может сам» и уровень потенциального развития – «может справиться при поддержке педагога». Задача педагога перевести потенциальный уровень развития в актуальный. И предоставить ребёнку возможность для наиболее широкой самостоятельности в применении сформированных знаний, умений, качеств. Это происходит в процессе участия в праздниках, в концертных и конкурсных выступлениях, в самостоятельной работе в процессе занятий.
Важно отметить, что в процессе обучения учитываются и возрастные физиологические особенности. Так как пение относится к психофизическим процессам, в котором задействованы не только когнитивная и эмоциональная сфера, но система дыхания, голосовые органы и т.д. В коллективе занимаются мальчики. Если у мальчиков начинаются процессы мутации в период полового созревания это учитывается при подборе репертуара, снижаются певческие нагрузки и т.д.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели и задачи программы
Цель: формирование ключевых знаний, понятий, навыков в процессе приобщения детей к русской национальной и казачьей культуре средствами коллективной художественно-творческой деятельности.
Задачи:
сформировать музыкально-эстетический вкус;
развить интерес к музыкальной деятельности, к творческому сценическому самовыражению;
сформировать базовые певческие навыки, необходимые для фольклорного пения;
содействовать развитию у детей музыкальности, эмоциональной выразительности, голосовых данных, музыкального слуха и памяти;
сформировать чувство коллективизма необходимое для ансамблевого пения;
сформировать представление об основах казачьей певческой культуры;
содействовать осознанию закономерностей народных обрядов и праздников.

Достижение цели и задач программы происходит поэтапно.
Цели и задачи I года обучения
Цель: пробудить у детей интерес к музыке и занятиям фольклором, народным и казачьим пением.
Задачи
Формирование интереса к занятиям фольклором , народным и казачьим пением.
Формирование базовых представлений о фольклоре и обряде.
Формирование эмоциональности и активного восприятия музыки через игру.
Развитие музыкальных способностей детей (слух, ритм, память, движение).
Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона, устной манеры исполнения песен, унисонного интонирования.
Развитие навыков обыгрывания песни с хороводом, с танцем, с игрой.
Развитие способности сочетать пение с движением и игрой на инструменте (трещотки, бубен, ложки).
Формирование детского коллектива.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты освоения программы
Основным результатом обучения по программе является формирование у выпускников ансамбля «Зорюшка» основных ключевых компетенций, уровень сформированности данных компетенций отслеживается по показателям компетентности выпускника (см таблицу1).
Таблица 1.

Ключевые компетенции
Показатели компетентности


Социокультурная компетенция
Стремление к организации содержательного досуга
Умение в ситуации выбора отдать предпочтение лучшим образцам музыкального творчества


Ценностно-смысловая компетенция
Стремление к творческому самовыражению
Стремление к сохранению народных культурно-исторических традиций



Коммуникативная компетенция
Умение выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками, старшими и младшими
Владение навыками партнерского общения и межличностного взаимодействия в коллективе


Специально-предметная компетенция
Владение певческими навыками необходимыми для исполнения фольклорных и народных музыкальных произведений
Умение соединять различные виды творческой деятельности (песня, танец, игра на музыкальном инструменте, театрализация)
Владение навыками необходимыми для сценических выступлений
Знание основных народных традиций и закономерностей обрядовых праздников

Достижение результата происходит поэтапно в процессе решения педагогических целей и задач каждой ступени обучения.
Результаты освоения I года обучения
Стойкий интерес к занятиям фольклором, народным и казачьим пением.
Представление об основных музыкальных жанрах и особенностях народной и казачьей манеры исполнения.
Умение эмоционально исполнять песни различного характера с использованием простейших танцевальных движений и игрой на инструменте (трещотки, бубен, ложки).
Позитивная динамика в развитии музыкальных способностей (слух, ритм, память, движение).
Певческие навыки необходимые при исполнении простейших фольклорных произведений и успешное их применение.
Способность достигать звучания унисонного интонирования в ансамблевом исполнении.
Сформирован заинтересованный общим делом детский коллектив.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем
Формы занятий
Количество часов
Срок




Всего
Теор.
Практ.


I.
Ансамблевое пение

102
10
92



I.1
Вводное занятие

Беседа
1
1


Сентябрь

I.2
Работа над манерой распевки

Репетиция
Беседа
23
2
21

В теч. г.

I.3
Работа над запевами и небольшими попевками
Репетиция
Беседа
21
2
20

В теч. г.

I.4
Дыхание и дикция
Репетиция
Беседа
22
2
20

В теч. г.

I.5
Сценическая постановка песен
Репетиция
Встреча
28
2
26

В теч. г.

I.6
Выступления
Праздник
Концерт
6
1
5
Декабрь- Май

II.
Попевочный букварь

14
2
12



II.1

II.2


II.3
Народный календарь;
Экскурсия
2
2




Малообъемные песни (1, 2 звука);
Репетиция
6

6



Песни-игры, хороводы-игры;
Репетиция
6

6


II.3
Песенные жанры

28
2
26


II.3.1
Знакомство с песенными жанрами
Рассказ-беседа
4
2
2


II.3.2
Игровые песни
Репетиция
6

6


II.3.3
Игры- потешки
Репетиция
6

6


II.3.4
Плясовые
Репетиция
6

6


II.3.5
Хороводы
Репетиция
6

6



ИТОГО

144






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Детского фольклорного ансамбля «Зорюшка»

Первый год обучения является подготовительным, начальным этапом в обучении детей. Дети приходят в коллектив без специальной музыкальной подготовки. Поэтому на первый план выдвигается двуединая задача: – с одной стороны, развитие музыкальных способностей и с другой - формирование детского коллектива. На мой взгляд, реализуя образовательную программу, я смогла достичь главного - заинтересовать детей самим предметом изучения – искусством пения. Ребята с большим вниманием и интересом вникают в то, как нужно правильно петь, тем самым у них начинают формироваться базовые певческие навыки. На первой ступени обучения дети также знакомятся с простейшими танцевальными движениями, хороводными элементами и играми. На первой ступени дети осваивают народную манеру в песнях "узкообъемных": колядках, веснянках; учатся интонировать в терции, кварте, квинте; петь грудным звуком. Дети разучивают песни-игры, хороводы, песни с движением, знакомятся с элементами обрядов.
Музыкальный фольклор

Тема
Опорные знания
Развитие навыков
Творческие задания

Попевочный букварь: малообъемные песни. Песни-попевки («Андрей-воробей»). Песни-игры простейшие по жанрам: игровые, плясовые, потешки, веснянки, объемом 1-2 звука, затем – терции; хороводные песни, простые по интонационному языку. Расширение диапазона песен до кварты и квинты. Детский земледельческий календарь. Рассказ о колядовании. Песни-игры: «Колокольцы-бубенцы», «Пошла коза по лесу»; музыкально-игровые композиции «Миша-медведь», «Петушок» и другие. Исполнение песен в разных характерах (эмоциональное пение). Сильная и слабая доли тактов в звучащей музыке. Определение простого метра (2/4, 3/4). Исполнение ритмического рисунка песни.
Музыкальная азбука фольклора. Народная лексика. Соединение слова с музыкой и танцами, хороводом, движением. Роль содержания в песне, эмоциональность. Интонации: одно-двухтерции, трихорда. Знакомство с ритмом: Четверти и восьмушки, паузы. Освоение метроритма в игре на простейших ударных инструментах (ложках, трещотках, бубнах, треугольниках, шаркунчиках)
Развитие певческих навыков: дыхания, артикуляции, унисона; устной манеры исполнения песен, чистого интонирования. Навыки правильной артикуляции, дикции интонирования. Навыки правильной артикуляции, дикции, идущей от естественной манеры произнесения слов. Навыки звукоизвлечения. Навыки обыгрывания песен игрой, с хороводом, с танцем. Формирование эмоциональности и активного восприятия. Тренировка восприятия и памяти.
Импровизации: ответно-вопросных фраз; завершение мелодических оборотов; импровизация попевок и песен на фольклорные тексты; воспитание активности, сноровки, сообразительности в игре, в творческих заданиях.



Репертуар
Бояры, а мы к вам пришли (хороводная)
А мы сеяли, сеяли лен (хороводная)
Гляжу в озера синие
Неделька
Во саду ли, в огороде (хоровод-игра)
Вдоль по морю (хоровод)
Пчелочка златая
Хожу я гуляю (хоровод-игра)
А мы просо сеяли (хоровод-игра)
Со вьюном я хожу
Во поле береза стояла
Как за нашим за двором
А я по лугу
Под окном Маша сидела (крутуха плясовая)
Самовар
Во лузях
«Чижик» (пляска-хоровод)
Во деревне то было в Ольховке
Речка Серебрянка


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные направления и содержание деятельности фольклорного ансамбля:
Концертно-пропагандистская деятельность. Выявление одаренных, перспективных участников, вовлечение в творческий процесс и более углубленное развитие.
Организация и проведение обрядовых праздников и концертов народного творчества.
Участие в семинарах, конференциях по проблемам развития народного творчества

В работе с детьми младшего школьного возраста задача педагога пробудить у детей интерес и любовь к музыке, создав на уроке эмоционально-насыщенную обстановку, способствующую активному вовлечению детей в процесс музыкального восприятия.
Природные задатки детей развиваются только в процессе работы с ними. Многие люди в детстве проявившие одаренность в каком-либо виде деятельности, став взрослыми, утрачивают ее. В данном случае развитие ребенка шло неверным путем. Поэтому педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, стимулировать их творческую инициативу.
Песни, рекомендованные для разучивания на начальном этапе обучения должны быть очень просты по складу, желательно куплетного строения, небольшого диапазона и строится преимущественно на постепенном движении или с применением небольших скачков. Для этой цели я использую русские народные песни – колыбельные, хороводные, плясовые как наиболее простые по форме и доступные по содержанию.
Способность запоминать и длительно удерживать материал в памяти во многом зависит также от сосредоточенности и интереса вызванного в момент восприятия данного материала. Поэтому процесс запоминания у детей младшего школьного возраста должен строиться в игровой форме.
Задача педагога – помочь ребенку раскрыть свои потенциально-творческие возможности, укрепить лучшие душевные качества.
Дети обладают небольшим диапазоном. Как правило в объеме сексты (до1-ля) или реже - октавы (до1-до2). Мелодический слух развивается на уроках пения, при игре на инструменте, при разучивании народных песен. Подбирая песни для детей данного возраста я руководствуюсь постепенным усложнением интонационной и ритмической трудности песен. Среди детей 1-й ступени обучения встречаются дети с небольшим диапазоном голоса. Такие дети (если они гудошники) могут петь в ансамбле и ставить их надо рядом с хорошо поющими детьми, чтобы они «тянули» их за собой.
Вокально неподготовленные дети при пении неровно дышат, они словно захлебываются дыханием, поднимая при этом плечи. Такое поверхностное, ключичное дыхание неблагоприятно отражается на звуке и организме ребенка. Для этого нужно сосредоточить внимание детей на диафрагме, просить их взять дыхание в пояс, спокойно вдохнуть через рот и нос одновременно, плечи при этом опущены, словом перенести внимание на работу мышц живота.
Подражая взрослым дети часто стараются громко петь. Они уверены, что громкое пение равнозначно красивому. И здесь нужно объяснить им, что качество голоса складывается из разных понятий: тембра, диапазона, ровности звука, техники владения голосом. Процесс пения должен протекать осмысленно. Главное нельзя разрешать детям кричать, надо научить их петь «на опоре» ровным непрерывным звуком, тянуть его как можно дольше, без перенапряжения организма.
Манера народного пения тесно связана с живой народной речью. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжения, «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание слова на добавочные гласные, повторы слогов, разрыв слов, вставные междометья и многое другое. Передать детям нормально народную манеру исполнения, всю образность речи и напева является первым условием правдивости исполнения. У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у певцов академических и в значительной степени используется грудной регистр. Народное пение близко к разговорной речи и называют его грудным.
Важно также соблюдать позицию звука, т.е. округление звука (собирание в пучок). Положение легкого и близкого зевка, мягкое небо, мягкий язык. Мера округления должна фиксироваться слухом. Мало округления – тембр голоса становится резкий и плоский, много – голос теряет грудной характер звучания.
На первоначальном этапе при разучивании песен педагогу приходится подыгрывать аккомпанемент произведения, для того, чтобы дети чище интонировали.
Как правило, занятие организуется следующим образом:
Распевка.
Повторение старого материала.
Показ и разучивание нового материала.
Закрепление пройденного материала
Простейшие танцевальные движения.
Работа над расширением певческого диапазона. Навыки народного пения продолжают осваиваться, но на наиболее сложном материале. Голосовые возможности детей растут, звучание ансамбля становится более однородным.
Одновременно с развитием мелодичного и ритмического слуха следует развивать и гармоничный слух, приучать детей слушать аккомпанемент и друг друга. Развитие гармонического слуха подготавливает почву для освоения многоголосового пения. Особое внимание необходимо уделять выразительности музыкальной фразы. Это связано с дыханием, интонационным движением к вершине фразы и ее завершение. Осваивая распевную музыкальную фразу, необходимо развивать у ребят пение на цепном дыхании. Развивать этот навык помогает исполнение народных песен лирического протяжного характера. И наоборот, подвижные песни типа скороговорок, прибауток - помогут освоить легкую смену дыхания, четкую артикуляцию. На занятиях также используются игровые моменты. Ребята очень любят водить хороводы-игры, «разыгрывать» обряды и сказки, «плясать песни», «плести веночки» и т.п. В работе с детьми нужно постоянно создавать игровую ситуацию и точный показ головой. Педагог должен обладать актерскими данными, мягкостью характера, настойчивостью, огромной искренностью и доброжелательностью. В возрасте 7-10 лет вокальная функция у детей еще не у всех развита в полной мере, и педагог должен очень тонко и разумно побуждать детей к пению. Есть несколько основных принципов и приемов развития певческого голоса у детей.
Это следующие основные приемы:
Четкое произношение слов, утрируя твердые согласные, в произношении которых участвуют язык и губы. Эти мышцы очень важны в пении и их следует постоянно развивать, прибегая к многократному повторению слов с твердыми согласными, утрируя их, побуждая детей к максимальной громкости, но не переходя на крик. Нужно избегать крика. Это может повредить хрупкому детскому голосу.
Формирование у детей творческой потребности активно использовать речевую функцию, добиваясь ясности произношения слов. Тем самым мы включаем в работу дыхательные и скелетные мышцы, что очень важно для певческой деятельности. Следует включить еще элемент разных подражательных звуков типа ку-ку, вой ветра, вой волка, и целый ряд других приемов на усмотрение педагога (гудение шмеля, распевки с переходами Я (А), Ё (О), Е (Э и т.д.))
Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» и «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. В самой программе даются основные традиционные обряды и тот репертуар, который может быть использован детьми.
Механизм отслеживания результатов обучения
Результаты работы с детьми отслеживаются следующими методами и способами:
наблюдение на уроках
итоговые тематические уроки
творческие отчеты
анкетирование и тестирование
конкурсы, фестивали
Текущий и итоговый результат отслеживается путем наблюдения на занятиях, на концертных выступлениях и отчетных концертах, обрядовых праздниках, районных и городских фестивалях. На занятиях через: опросы, тематические беседы об обрядах, традициях русского народа; исполнение распевок, упражнений, пение запевов; правильность произношения (интонация); качество звука в небольших попевках; умение петь с аккомпанементом;, навыки певческого дыхания; умение запевать песню, выводить подголосок; теме об обрядах, традициях русского народа. Диагностируется через анализ участия ребенка в обрядовых праздниках, которые проводятся по итогам больших тем; бережное отношение к ценностям прошлого, старшему поколению, к своим традициям; коллективизм, взаимосвязь и поддержку.
В коллективе проходит промежуточная и итоговая аттестация по критериям и уровням, обозначенным ниже в табличных формах.

1 год обучения
Показатели (критерии)
Минимальный
Базовый
Повышенный
Творческий

Развитие певческих способностей

Умение водить хороводы в 1-3 звука.
Песни –игры
Песни–попевки
Музыкальная азбука
Владение выразительными средствами музыки(мелодия, ритм, слух, динамика). Связь песни с танцевальными движениями и игрой на инструменте. Чистое интонирование. Умение петь на больших фразах.
Выразительные средства музыки. Умение выводить подголосок, запев. Эмоциональность. Чистое интонирование Формирование в двух голосии
Цепное дыхание. Уметь подстраивать голос в3-х, в 2-х голоси и удерживать его. Сила звука, Дикция-дыхание, носители трдиуции. Импровизация олосов

Владение простейшими приемами игры на шумовых инструментах
Умение играть на ложках на сильную долю такта
Связь песни с игрой на инструменте. Игра на ложках, трещетках, бубне на сильную и слабую долю такта
Игра на сильную и слабую долю такта на бубне, свистульки, на трех ложках и трещетках разными приемами
Игра на любом из шумовых инструменов на разные ритмические варианты разнообразными приемами

Овладение простейшими танцевальными движениями
На сильные доли акта: притопы, хлопки с тремя притопами, хороводы, движение по кругу
Приставной шаг. Шаг польки, хороводы. Связь песни с танцевальными движениями
«Шаркунок». Кадриль. «Пидманула» -движение шага вальса. Легкая дробь
Дроби - на сложные
ритмичес кие рисунки.
Пляски. Кадрили.
Манера движений
свободная.


Теоретические знания

Рассказ о временах года. Знание потешек, прибауток. Понятие о сильной и слабой доли такта. Иргы -хороводы.
Рассказ о колядовании. Знание различных песенных жанров: обрядовые святочные, обрядовые масленичные, лирические песни, плясовые, игровые. Знание загадок, пословиц, поговорок.
Музыкально-игровые композиции, гадания, знание обрядов (святки, масленица, Кузьмы-Демьяна, обрядовых песен, которыми сопровождались эти праздники).
Знание обрядов и традиций нашего народа и казачьего быта. Изучение дополнительной литературы по фольклору.

Артистизм

Внутренняя свобода в движении и пении.
Проживания действа на сцене- в песне или в обрядовом празднике.
Импровизация. Связь песни с танцевальными движениями и игрой на инструменте.


Календарно-тематическое планирование.

1.
Вводное занятие. Прослушивание. Инструктаж по ТБ.
2 ч

2.
Работа над манерой, распевки.
2 ч

3.
Работа над запевами и небольшими попевками.
2 ч

4.
Работа над звуковедением и произношением.
2 ч

5.
Работа над дыханием и дикцией. Песня «Самовар»
2 ч

6.
Песни-игры, хороводы-игры.
2 ч

7.
Работа над народной манерой пения.
2 ч

8.
Песни-попевки: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки»
2 ч

9.
Соединение слова с музыкой и танцами, хороводом
2 ч

10.
Исполнение ритмической основы и рисунка песни, хоровод.
2 ч

11.
Знакомство с музыкальными инструментами (трещотки, ложки, треугольгик)
2 ч

12.
Музыкально-игровые композиции. Хоровод «Во саду ли, в огороде»
2 ч

13.
Народные игры – «Бояре, а мы вам пришли»
2 ч

14.
Работа над запевами и небольшими попевками.
2 ч

15.
Работа над дыханием и дикцией
2 ч

16.
Сценическая постановка песен.
2 ч

17.
Расширение диапазона песен до квинты, октавы.
2 ч

18.
Освоение метроритма в игре на простейших ударных инструментах
2 ч

19.
Формирование эмоциональности и активного восприятия
2 ч

20.
Работа над дикцией, артикуляцией
2 ч

21.
Пение народных попевок, скороговорок
2 ч

22.
Работа над крепким унисоном
2 ч

23.
Навыки обыгрывания песен игрой, танцем
2 ч

24.
Выработка навыков звукоизвлечения, народной манеры пения

2 ч

25.
Дыхание, артикуляция, работа над унисоном
2 ч

26.
Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты
2 ч

27.
Игровые, плясовые песни, игры-потешки
2 ч

28.
Песни-игры, хороводы
2 ч

29.
Освоение метроритма в игре на ложках, бубнах, трещотках
2 ч

30.
Навыки обыгрывания песен игрой с танцем
2 ч

31.
Музыкально-игровые композиции
2 ч

32.
Исполнение песен в разных характерах
2 ч

33.
Навыки правильной артикуляции
2 ч

34.
Дикция, звукоизвлечение, народная манера.
2 ч

35.
Знакомство с песенными жанрами
2 ч

36.
Работа над правильной артикуляцией
2 ч

37.
Дикция, точное интонирование
2 ч

38.
Выработка навыка двухголосного пения в терцию
2 ч

39.
Расширение диапазона песен
2 ч

40.
Песни-игры, хороводы
2 ч

41.
Знакомство с исполнительскими приемами: «скольжение», «скаты», призвуки
2 ч

42.
Растягивание слова на добавочные гласные
2 ч

43.
Повторы слогов, междометья, разрывы слов в народных песнях
2 ч

44.
Знакомство с народными играми
2 ч

45.
Упражнения для выработки интонации соответствующей народной манере исполненич
2 ч

46.
Распевки для звукообразования
2 ч

47.
Вокальные упражнения, пение запевов
2 ч

48.
Ансамблевое пение
2 ч

49.
Работа над интонацией, звуком
2 ч

50.
Работа над ритмическими и мелодическими особенностями песен
2 ч

51.
Работа над движением в пении
2 ч

52.
Пение песен с музыкальными инструментами
2 ч

53.
Разучивание репертуара
2 ч

54.
Работа над двухголосием
2 ч

55.
Работа с солистами, трио, дуэты
2 ч

56.
Развитие способности сочетать пение с движением и игрой на инструменте
2 ч

57.
Сценическая постановка песен
2 ч

58.
Работа над концертным исполнением репертуара
2 ч

59.
Работа над двухголосием
2 ч

60.
Развитие навыков обыгрывания песни с хороводом, с танцем, с игрой
2 ч

61
Работа над движением в пении
2 ч

62
Воспитание активности, сноровки, сообразительности в игре, в творческих заданиях.
2 ч

63
Исполнение ритмического рисунка песни.
2 ч

64
Сильная и слабая доли тактов в звучащей музыке.
2 ч

65
Исполнение песен в разных характерах (эмоциональное пение).
2 ч

66
Знакомство с народными обрядами
2 ч

67
Работа над двухголосием
2 ч

68
Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты
2 ч

69
Выработка способности достигать звучания унисонного интонирования в ансамблевом исполнении.
2 ч

70
Работа над двухголосием
2 ч

71
Работа над движением в пении
2 ч

72
Работа над концертным исполнением репертуара
2 ч



Список литературы
Виноградов Г.С. «Детский народный календарь» /из очерков по детской этнографии/.
Гурина О. Материалы экспедиций фольклорного ансамбля «Рождество», Новосибирск, 1999
Земцовский И.И. «Торопецкие песни», М. Советский композитор, 1984
Капица О.И. «Детский фольклор. Песни- потешки, дразнилки, сказки, игры» Л. 1928.
Карашева Т.П. П. Сокальский «Жизнь и творчество»М. 1985.
Лядов А.К. «Песни русского народа», М. 1959
Пархоменко Н.К. «Русские народные песни Томской области» М. Советский композитор, 1985.
Римский-Корсаков Н.А. «Сто русских народных песен», М. Гос. – муз. издат 1951
Христиансен Л.Л. «Ладовая интонационность русской народной песни», М. 1976










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




Заголовок 114ђ Заголовок 315