ИГРА КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ


ВВЕДЕНИЕ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко
Фольклор представляет собой самостоятельную целостную художественную систему со своими закономерностями развития и средствами выразительности. Эстетическое отношение фольклора к действительности раскрывается полностью только в процессе живого исполнения творчества. Эстетическое воздействие фольклора значительно снижается в восприятии его только через воспроизводящие формы (книгу, видео-, аудиозапись, кино). Сила влияния фольклора заключается в той непосредственной реакции, которая естественно возникает у слушателя и зрителя в самый момент исполнения. Но еще гораздо более ценно то эстетическое наслаждение, которое получают сами исполнители фольклора. Одно дело видеть как пляшут и поют другие, иное – самому принять участие в творческо-исполнительском акте. Фольклор тем и уникален, что рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей, для них самих. И в этом смысле фольклор является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Отсюда вытекает следующий принцип – обучение фольклору должно носить характер обязательно живой, неформальный, сугубо практический. Большую роль в развитии личности ребенка играет игровой фольклор.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку игру. Игра путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной, а тем более и народной, игре он отдается целиком.
Исходя из актуальности выдвинутой проблемы, нами была выбрана тема исследования: «Игра как способ обучения детей на базе детского фольклорного ансамбля».
Объектом исследования является детский фольклорный ансамбль.
Предмет исследования: игровой фольклор.
Цель исследования: изучение игры как способа обучения детей на базе детского фольклора.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику детскому фольклору;
- определить значение игр в обучении детей на базе детского фольклорного ансамбля;
- описать игры, проводимые в фольклорном ансамбле;
- выявить значение игры в обучении детей на базе детского фольклорного ансамбля.
В нашей работе мы использовали методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме, синтез и обобщение.
Гипотеза: если в фольклорном ансамбле проводятся различные народные игры, то процесс обучения фольклорному творчеству будет эффективным.
Структура исследования: Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень её разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования. В заключении формулируются основные итоги исследования.
Глава 1. РОЛЬ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ФОЛЬКЛОРУ
Общая характеристика детского фольклора
Фольклор – это традиционное поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство народа. Вне традиции фольклора нет и не может быть. В нем своеобразны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, принцип отражения действительности. До сих пор фольклорные традиции живут и развиваются, хотя и не столь широко и интенсивно, как это было в прошлые века. И сейчас еще многочисленные фольклорно-этнографические экспедиции, предпринимаемые различными научными, творческими организациями и учебными заведениями страны, постоянно открывают сохранившееся искусство там, где оно считалось исчезнувшим, выявляют очаги живых фольклорных традиций. Сложные диалектические процессы, характеризующие современное состояние народного искусства, свидетельствуют о важных качественных преобразованиях форм его жизни и развития в новых исторических условиях. Поэтому к фольклору следует относиться не как к омертвевшему, застывшему явлению прошлого, а как к жизнестойкому источнику современной самобытной художественной культуры (7, с. 17).
Сам фольклор есть творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Отсюда должен исходить главный принцип освоения фольклора – оно обязано носить непременно творческий характер, т.е. не имитировать народное исполнение, не стремиться лишь к внешнему сходству с этнографической подлинностью, а глубоко проникнуть в сущность фольклорного творчества, в глубинные слои художественного народного мышления, и на этой основе раскрывать как можно полнее художественный потенциал каждого индивидуума.Как искусство традиционное, фольклор предстает искусством необычно цельным. Эта цельность особого рода, так как она дает возможность человеку ощутить себя частью этой объективной цельности, частью своего народа. По словам Н. Чернышевского, «народная песня должна прилагаться к чувствам решительно каждого человека, иначе она не нужна целому народу». Другими словами, фольклор как художественная традиция целого народа заключает в себе отношение двух коррелирующих понятий – индивидуальное и коллективное. Для педагогики это положение имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания коллективистского сознания личности, а также в плане организации коллективных форм песнетворческих занятий.
Коллективность как эстетическая категория в фольклоре реализуется в творческом процессе, в котором происходит соединение коллективного творчества с индивидуальным, «слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности». Певцы, изливая свои чувства, «стремятся каждый проявить свою личность, но вместе с тем заботятся о красоте общего исполнения…». Таким образом принцип коллективности в фольклоре, основанный на диалектическом единстве коллективного и индивидуального, является основополагающим и в организации обучения музыкальному фольклору.
Народное поэтические творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому была присуща устная форма выражения. В некоторых жанрах соединяется слово и напев, как в песне. Если добавить мимику, жесты, движение – это получится народная драма. Земля наша испокон веку славилась своими мастерами – одаренными людьми, творившими яркое самобытное искусство. Народные промыслы развивались столетиями, передавались от отца к сыну, от матери к дочери, каждое ремесло отличалось своими особенными приемами, секретами, технологией изготовления. В работах народных умельцев проявлялись индивидуальность, творчество, фантазия автора, отражались национальные особенности, являясь отражением национальной культуры и традиций (10, с. 14).
Содержание фольклора, его жанров составляет жизнь народа, его миропонимание, взгляды на жизнь. Горький отмечал, что «пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный опыт трудового народа».
Фольклорное произведение отличается от иного тем, что оно создано не на литературном языке, а на живом, разговорном. В поэтическом творчестве выработана своя система выразительных средств – символика образа, параллелизмы, эпитеты, синонимы. Форма фольклорного произведения тесно связана с содержанием. Вырабатывались особые жанры – былина, сказка, пословица, песня. Русские писатели высоко оценивали художественные особенности фольклора, видели в народном творчестве проявление таланта русского народа. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Гоголь восторженно признавался: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю!» Позже Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
Детский фольклор включает в себя:
- произведения непосредственно детского творчества (игры, песни, считалочки, жеребьевки, страшилки, дразнилки, сказки и т.д.);- творчество взрослых для детей (колыбельные, потешки, пестушки, сказки, прибаутки);
- произведения, заимствованные из фольклорного творчества взрослых (хороводные, игровые, свадебные песни и т.д.);
- творчество взрослых, ставшее со временем детским, в силу присутствия в нем игровых моментов, сказочности и фантастичности образов (обрядовая поэзия, календарные песни, сказки, загадки, заклички, приговорки, частушки и т.д.).
Детский фольклор должен быть основным в обучении, так как он наиболее понятен и доступен детям. Поэтому следует начинать обучение народному творчеству именно с детского фольклора. Далее пойдет постепенное знакомство с более сложными жанрами. Знакомясь с программой, дети узнают о жанрах народных песен, их особенностях, об обрядах и праздниках, сопровождающим их музыкальным материалом, атрибутами, историей того или иного праздника или обряда, разнообразием празднования в зависимости от местности и народности. Дети знакомятся с крестьянским бытом, родословной своей семьи, духовной культурой, музыкальными инструментами русского народа, историей родного края. Таким образом, происходит приобщение к глубоким корням своего народа и тем самым не прерывается связь времен, и дети чувствуют личную причастность к истории своего народа.
Детский фольклор является своеобразной «микромоделью» общенациональной культуры, содержащей в определенных формах свои музыкальные и поэтические особенности, характерные для традиции в целом. Поэтому детский фольклор можно считать начальной стадией постижения традиционного наследия (2, с. 50).
В детском фольклоре кроется ключ к пониманию возрастной психологии, в нем отражаются возрастные психические особенности детского видения мира, которое отличается чувственным восприятием. Спецификой детской психики объясняется выбор конкретных музыкально-поэтических образов, да и вообще весь состав детского фольклора, обладающий своей функциональностью и имеющий свое содержание и художественный строй.
Многое в детском фольклоре заимствовано из фольклора взрослых. Однако это не механический процесс, ибо все заимствованное гибко приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской психологии и эстетики. В результате образуется особая область народного творчества, объединяющая мир взрослых и детей, включающая целую систему музыкально-поэтических жанров. В ней можно наметить три подгруппы песен:
а) заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;
б) песни-осколки, обрывки из взрослых песен;
в) песни, целиком перешедшие от взрослых к детям без каких-либо изменений.
Понимание структуры детского фольклора имеет практическое значение: оно необходимо для правильной репертуарной направленности обучения детей музыкальному фольклору. Дело в том, что в существующей практике внешкольных детских фольклорных коллективов нередко наблюдаются подражательские тенденции, копирование исполнения взрослых и необоснованное использование их репертуара, не отвечающего художественным вкусам и творческим возможностям детей. «Живая глубь народной поэзии требует для понимания большой подготовки, высокой культуры» изучающих фольклор, чего не могут дети в силу своих возрастных особенностей. Следовательно, нужен иной материал, нежели «классические произведения народного творчества». Этим материалом должен стать детский фольклор, а не фольклор вообще.
Таким образом, основные цели обучения детей фольклору:
- воспитание у детей и школьников высоких духовных качеств, чувства глубины своей причастности к родному народу, к его истории и культуре;
- воспитание средствами народного искусства творчески активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу;
- привитие детям и школьникам любви к музыке, поэзии, танцу; воспитание в них эстетического отношения к действительности через призму знаний и восприятия народного музыкально-поэтического творчества и на основе развития комплекса различных навыков и умений воссоздание этого творчества;
- приобщение детей и школьников к народной образности, народному миропониманию, к богатейшим художественным ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений;
- обучение детей и школьников родному языку, пению;
- с помощью изучения народного творчества установление логической взаимосвязи в представлениях школьников о ходе развития истории общества, его культуры и искусства, о преемственности времен и поколений, их связи с современностью.
1.2. Значение игр в обучении детей
на базе детского фольклорного ансамбля
В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном поэтическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал; «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра - серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра - посильный труд». Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей - важный способ познания и обучения.
Дети всегда придумывали очень много самых разнообразных игр. Е.Д. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские» (1878) подробно описал более 500 детских игр. Названия игр и их образы, тесно связаны с крестьянским бытом. Например: «Конь», «Корова», «Козел», «Кошка и мышки», «Комар», «Пчелы», «Курочки», «Уточка», «Плетень», «Овин», «Косые огороды», «Жук», «Ястреб и голуби», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы» и т. п.В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и т. п.
Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора. Однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора.
Вообще, народные игры с древних времен были одной из важнейших форм развития народного художественного творчества. В игровых ситуациях взаимосвязанно развивались песенное творчество, танцы, элементы народного театра (7, с. 17).
Сущность народных игр и их предназначение помогают осмыслить современные исследования в области теории игры. Согласно теории Э Берна, игра имеет глубокий социальный смысл Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, производственных и др.) человек играет различные роли. Именно ролевое начало - один из важных признаков любой игры. Играющие распределяют между собой функции, часто соревнуются за тот или иной выигрыш. Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.
Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г.Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения. Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П.О. О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник обеих деятельностей один и тот же».
Довольно распространенное мнение бытует об игре как продукте вторичной жизни отдельных явлений в культуре. Игра рассматривается как репродукция труда в ее тренирующей функции. Это игры, имитирующие различного рода деятельность (охоту, земледелие, скотоводство и т.д.).
Их хорошо описал Д.Б. Эльконин на примере двух ситуаций: первая, связанная с неудачной охотой, чтобы она была успешной, возникала необходимость репетиции... Участники будущей охоты воссоздают ситуацию и организацию предстоящей охоты. Кто-то из охотников изображает умного и хитрого зверя со всеми его повадками, а остальные - весь процесс организации охоты за ним (2, с. 14).
Вторая ситуация: охотники возвращаются с добычей. Их радостно встречают соплеменники, и охотники рассказывают о том, как проходила охота, воспроизводя весь ее ход. В обеих ситуациях происходит выделение из целостной реальной трудовой деятельности той ее части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительной, связанной с получением материального результата. Эта ее часть становится предметом воспроизведения, а затем освящается, приобретая характер магических обрядов. «Магическая репетиция превращается в самостоятельную деятельность». Из приведенного примера видно, что здесь присутствует и развлекательное подражание серьезным занятиям, копии «взрослых деятельностей» (1, с. 63).
Нельзя не отметить и такой точки зрения, как связь происхождения игры с происхождением искусства; приверженцами ее были такие философы XIX века, как И.Кант, Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Они специально не занимались созданием теории игры, но уделяли ей внимание в своих трудах по теории искусства. Поэтому рассмотрение ими природы игры было связано с возникновением эстетической деятельности. Побуждением к игре, согласно Шиллеру, служит красота; человек «играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
В. Вундт по этому поводу в своей «Этике» писал: «Игра - это дитя труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени, и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает этот самый приятный результат, сопровождающий труд» (2, с. 14).
Сторонником «трудовой теории игры» был Г.В. Плеханов, который полагал ее важным видом человеческой деятельности, возникающей в ответ на потребности общества. Тесная связь игры с трудом несомненна. Но в игре воспроизводятся не только приемы труда, но также элементы охоты, войны, семейной жизни, праздничных церемоний и т.д. Поэтому мы не можем не назвать ученых, которые являются сторонниками игры как формы бытия В связи с этим нельзя не отметить взгляд на игру М.М.Бахтина Он подходит к игре как форме бытия, как образцу жизни широких народных масс. Аналогичный подход находим у немецкого ученого Э.Финка в работе «Основные феномены человеческого бытия», рассматривающего игру как существенное основание человеческого бытия. Согласно мнению современного философа Г. Гачева, игра - категория мировоззренческая, она сообщает человеку ощущение бытия.
Существенный вклад в теорию игры внес нидерландский ученый И. Хейзинга своей известной работой «Homo Judens» («Человек играющий»). Им была выдвинута идея игры как всеобщего источника формирования и функционирования культуры. Он прослеживает игровой элемент на примере разных культурных эпох. Таким образом, анализируя представленные несколько тезисов по рассмотрению проблемы игры учеными на протяжении двух столетий, мы видим, что человеческая культура без игры немыслима, что игра на ранних стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, что игра является обязательной функцией человеческой жизни, представляющей собой вид непродуктивной деятельности.
Игре присущи самые различные функции. Коммуникативность является ее основой. Игра способна охватить своим эмоциональным влиянием всех присутствующих. Во-первых, общение между играющими, а во-вторых, теми, кто играет и наблюдает. Зритель (если игра зрелищного типа) явно больше, чем наблюдатель, следящий за тем, как происходит игра. В качестве участника игры - он составная ее часть. В игре каждый из участников полностью использует свой деятельный потенциал. Игра - наилучшая форма взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром. Здесь уместно напомнить слова Э.Берна из известной его работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», что любое общение полезно и выгодно для людей. Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости. Поэтому в социальной жизни весьма значительную часть составляют игры (3, с. 55).
В контексте функционирования важное значение приобретает компенсаторная функция. В игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Например, психологические перегрузки нередко сопровождаются недостаточно активной работой всех других органов человека. Игра позволяет вовлечь в работу ранее бездействующие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие (тонус). (Люди интеллектуального труда с удовольствием играют в спортивные игры.) Также важно отметить, что игра может быть удовлетворением и бессознательных влечений ребенка или взрослого
Благодаря тому, что игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре и через игру детей. Так, например, она позволяет создавать для подростка ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию (подвижные спортивные игры), подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для более полного самовыражения.
На более ранних ступенях общественного развития в своем большинстве игра являлась «школой жизни». Педагогическое, дидактическое значение игры довольно велико (2, с. 14).
Карл Гросс выдвинул теорию игры как стимула развития Игра - это подготовительное упражнение к настоящей жизни Общеизвестны и такие функции игры, как прогнозирование и моделирование. Прогнозирование обладает большой предсказательностью, только в игре можно экспериментировать с самим собой, моделировать возможные варианты своего поведения, а также вместе и с другими ее участниками, в игре человек осуществляет связь с действительным и нереальным
В русском языке понятия «игра», «игрища» существуют очень давно. В Лаврентьевской летописитак говорится о славянских племенах (родимичей, вятичей, северян): «...братцы не бываху в них, на игрища метю сепы. С хотахуся на игреща, на плясанье и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе».
Диапазон видов народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры - «играть песню», «играть свадьбу» - до воспроизведения детьми или молодежью, а иногда и взрослыми бытовых сцен, например, охоты, воины, сельскохозяйственных работ. Известны детские игры: в прятки, ловитки, городки, лапту и многие другие.
В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый, магический характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось веселыми гуляньями с песнями плясками, музыкой, хороводными играми, кулачными боями. Часто встречавшимся элементом таких игрищ было ряженье, в котором присутствует некий условный образ. На все время, пока длится игра, человек становится своего рода «заместителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действует в определенной вымышленной обстановке.
Существует множество классификаций игр. Первая попытка классифицировать детские игры была предпринята Каптеревым П.О в работе «О детских играх и развлечениях» Он разделил их на две большие группы: игры, совершаемые с помощью одних органов тела без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью разнообразных орудий (1, с. 63).К первой группе он относит: простые движения руками, ногами, головой, туловищем, сначала более или менее бессвязные и беспорядочные, а потом комбинированные и систематические: беганье, прыганье, скаканье, танцы; ко второй группе: бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги, попытки рисовать и др.Рассматривая игру как явление очень сложное, одновременно физическое и психическое, Каптерев П.О. отмечает, что с развитием психической жизни в детскую игру будут входить новые и новые элементы, игра не будет простым приятным движением или рядом движений, но выражением в движениях разнообразного психического содержания.
В конце XIX столетия Г Виноградов, А Терещенко, Е Покровский, А. Гомм также пытаются систематизировать игры. Покровский Е. в своем труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев разделяет их на:
- игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и т.д.);
- игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения)?
- игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками).
Как видим, он больше внимания обращал на подвижные игры, физические упражнения, придавая значение им в воспитании детей преимущественно физическом и мало останавливаясь на словесном творчестве детей, связанном с играми.
Г.С.Виноградов в первую очередь останавливается на играх формальных (т.е. играх традиционных), связанных со словесными формулами: прибаутками, песнями, приговорами чураньем. Так, например, игры физические, сопровождающиеся разными выкриками: «чураньем» (чур-чура! чур меня! и т.п.) и прибаутками Они произносятся в разные моменты игры и регулируют направление ее, иногда выкрики эти заключают правила игры, иногда же это просто песенки, их ритм придает известную гармонию движениям игры, есть игры с небольшими диалогами, большею частью в начале игр (3, с. 55).
«Палочка - выручалочка» («палочка-воровочка»), игра, очень распространенная среди детей, - разновидность игры в прятки. Овладевший палочкой вожак или кто-нибудь из играющих произносит приговорку и дает этим знать о себе спрятавшимся. Когда кладут палочку, говорят:
«Палочка пришла.
Никого не нашла,
Кого первого найдет,
Тот за палочкой пойдет».
Несколько иначе подходит к систематизации игр А.Гомм. Она все игры делит на две группы: игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Каждая группа в свою очередь разбивается на множество групп. Так, игры на ловкость и удачу включают: метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орехи, игры с пальцами и веревочкой. Но в указанном перечне отсутствуют такие игры, как ловитки, а к группе драматических относятся игры в жмурки. Даже на этих примерах можно говорить о несовершенстве систематизации А.Гомм.
Игры детские. Они, как правило, просты в сюжетном отношении и соответствуют их возрасту: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси» и т.д.
Игры девические: «Мак», «Тарелки», «Скачки на доске», «Журки» и т.д.
Игры мужские: «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой» и т.д.
Игры обоего пола. Дифференциации игрового действия по половому признаку являются весьма существенными для русской игры.
В отдельную группу Терещенко А.В. выделил хороводы – «Весенние хороводы» и «Летние хороводы».
Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Ни один народ в Европе, кроме славян, не перенес хороводы в свою жизнь из древних времен, не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями (4, с. 27).
Дух хороводных песен - семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков, специфика семейной жизни
Как видно из приведенного обзора, большинство ученых XIX века уделяли внимание преимущественно детским играм, вероятно, потому, что в них творчество детей выявляется многообразно и в разных направлениях. Следует особо сказать о В.Н.Всеволодском - Гернгроссе, который в предисловии антологии «Игры народов СССР» изложил основные классификационные принципы. Он наметил три основные группы - три типа формальных (традиционных) игр: драматические, спортивные, орнаментальные, а также наметил промежуточные ступени между ними (игры в войны и хороводы). Он попытался объяснить существование основных и переходных разновидностей игр всевозможными историческими изменениями, создающими почву как для перерастания так называемого «игрового стержня» в драму, так и для превращения его в спортивное зрелище и танец.
Каждый из указанных типов имеет свою специфику. Рассмотрим их более подробно. Так, спецификой игр драматических является наличие художественного образа и драматического действия, т.е. диалога и движения.
Эти игры воспроизводят какие-либо производственные и бытовые эпизоды, закладывают основание «народной» драмы.
Производственные игры, в свою очередь, Всеволодский-Гернгросс делит на три группы: охотничьи, скотоводческие и земледельческие. Они изображают самые разнообразные эпизоды охотничьего быта: сам процесс охоты, нападение зверя на человека, нападение диких животных друг на друга, содержание зверя в неволе и т.д.
К числу животных, на которых ведется охота, относятся преимущественно зайцы, лисы, белки, олени, бобры. Основными охотничьими приемами являются ловля, отыскивание спрятавшегося животного. Например, охоту на оленя, люди проигрывали путем подражания явлениям природы и повадкам зверей (собак, оленя).
К образцу скотоводческих игр можно отнести очень популярную ранее детскую игру в «Гуси-лебеди». Эта игра воспроизводит эпизоды пастьбы. Сюжет скотоводческих игр, как правило, связан с пастьбой, кормлением животных, уходом, лечением, хищением, куплей-продажей (2, с. 14).Земледельческий цикл игр естественно связан с процессом земледельческих работ, с циклом огородных игр (мак, капуста, хрен, редька и т.д.). Как правило, это игры-песни, так, например: ((А мы просо сеяли» или «Мак». В качестве примера остановимся на игре «Мак». В ней играющие становятся в круг и поют песню:
Маки, маки, маковочки.
Золотистые головочки,
Станьте вы в ряд,
Как зеленый мак.
Затем обращаются к стоящему в кругу «старику»:
- Старик!
- А!
- Поспел мак?
- Только с печи слезаю.
Опять повторяется песня и опять вопросы к «старику», на которые он отвечает, давая новый ответ: «Соху направляю», в следующий раз отвечает «посеял», далее «всходит» и, наконец, когда «старик» скажет, что «мак поспел», все играющие хватают его и подбрасывают вверх, что воспроизводит, тряску мака.Игры бытовые. Эти игры В.Всеволодский-Гернгросс разделил на две группы: общественные и семейные.
Игры общественные - преимущественно игры в войну, сюжет которых воспроизводит определенные исторические военные события.
Вторая группа бытовых игр включала цикл семейных: девичьи, любовные, женитьбу и семью (эпизод из семейной жизни: муж и жена, дети). Отличительной чертой их является хороводность, т.е. наличие песенного сопровождения.
Игры орнаментальные. В этой группе игр словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но определяет основной рисунок передвижений. В этих играх поющаяся песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением.
Песни поются очень разнообразно, но по своему содержанию все они сводятся к приглашению в хоровод: «Пожалуйте в хоровод» или «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод!»
Следует отметить, что в хороводных играх, где выделяются отдельные участники, как бы «играющие по песне», жест, движение, мимика являются не более чем символическим комментарием к слову (1, с. 63).
Например, «Тоска молодой женщины по своей Родине».
Молодая женщина, завезенная на дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Все для нее горе и кручина, одна только старость в состоянии изменить ее горе. Здесь хоровод составляется, в середину входит девушка, которая поет вместе с играющими о своей тоске.
Хороводные игры имеют своей аналогией «живые» картины или иллюстрации, это искусство в большей мере символически - изобразительное, нежели игровое.
Нередко слово и жест существуют раздельно, принадлежа разным исполнителям, как бы дублирующим друг друга путем перевода «языка» песни на «язык» мимики, жеста, движения.
Когда находящаяся в кругу девушка изображает руками, жестом полет сокола, вряд ли она играет птицу (она не столько, представляет, сколько показывает это).
Спортивные игры. Третья группа - это спортивные игры Они являются наиболее социально полезными из всех игр в целом ибо спецификой их является тренировка тех или иных физических или умственных способностей. Известны игры: «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната».
Игры в шахматы, шашки. Трудность анализа игр заключается в том, что с ходом исторического процесса они видоизменялись и получали отпечаток новой формации, подвергались воздействию идеологии различных социальных групп отражали местные особенности. Пример тому более поздняя классификация (70-е годы XX столетия), предложенная Е.Бобринской, Э.Соколовым по:
содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические),
составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые),
развитию доминирующих способностей (физические, интеллектуальные, состязательные) (4, с. 27).
Наиболее распространенными жанрами, в которых создаются произведения игрового детского народного творчества, являются жеребьевые приговорки, считалки и песенки.
Жеребьевые приговорки - это коротенькие рифмованные стишки (в две - четыре строки), которыми начинаются игры, когда играющих нужно поделить на две партии. Они сопровождают такие детские игры, как «Прятки», «Салки», «Лапта», «Городки» и др. Простейшая форма жеребьевки состоит из вопроса к «маткам» (водящим). Двое ребят, отойдя в сторону, договариваются что один из них будет называться конем вороным, а другой - барабаном золотым. Затем, подойдя к маткам, они выкрикивают:
«Матки, кого надо:
Коня вороного,
Али барабана золотого?»
Одна из маток выбирает «коня вороного», а другая - «барабана золотого». После этого к маткам подходит другая пара играющих и, к примеру, спрашивает:
«Наливное яблочко
Или золотое блюдечко?»
Затем к маткам с вопросами-загадками подходят третья пара, четвертая пара и т. д. И так постепенно все играющие делятся на две партии.
Несколько усложненную форму имеют жеребьевки, в которых вопросу, обращенному к маткам, предшествует небольшая описательно-повествовательная картина. Например:
«Конь вороной
Какого коня: сивого
Остался под горой.
Или златогривого?»
Темы и образы жеребьевок всецело обусловлены бытовой обстановкой, в которой жили крестьянские дети. Создание этих миниатюр не представляло для детей больших трудностей. Жеребьевки создавались ими легко и с-удовольствием.
Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка - это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре.
В считалках довольно часто употребляются слова счета - числительные. Вот пример считалки:
Первый дал,Шел, прошел,
Другой взял,Не нашел;
Трое сели -Шишел вышел,
Все поели.Вон пошел.
Кому гадки гадать?
По-турецки писать?
Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования. Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит:
«Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире,
К ним повадился сам друг
Крестовик - большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим:
«Ты, обжора, не ходи»,
Ну-ка, Мишенька, води».
На кого пало слово «води», тот и становится водящим.
Таким образом, в связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном поэтическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей.
Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей - важный способ познания и обучения.
Многие детские игры не включают в себя никакого фольклора. Однако немало и таких игр, в которых различные фольклорные произведения являются органическим и неотъемлемым компонентом. Именно в игре дети впервые выступают создателями фольклора.
Выводы к первой главе
Фольклор всегда был действенным средством воспитания самосознания и эстетического отношения к окружающему миру. Как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, фольклор активно использовался в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы, поговорки, частушки - богатейший запас художественного народного творчества - составил питательную почву для нравственного и эстетического воспитания. Особенностью фольклора является органическая связь песни, игры, декламации, пластики движения, а также яркая образность музыкального и поэтического языка, доступность для понимания.
Фольклор несет в себе огромную образовательную, воспитательную и эстетическую нагрузки, которые помогают развивать ребенка. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, как много потеряно там, где нет воспитания детей на своих русских национальных традициях.
Детский фольклор понимается как «вид традиционного коллективного устного художественного творчества, которое реализуется в системе устойчивых текстов и действий, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группе сверстников».
В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном поэтическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей.
Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей - важный способ познания и обучения.
Глава 2. Определение игры как способа обучения
детей на базе детского фольклорного ансамбля
2.1. Развитие личности ребенка средствами игрового фольклора
Воспитывая детскую аудиторию через образы русского фольклора, мы раскрываем в детях эстетическую чуткость к прекрасному и безобразному, возвышенному, низменному, комическому, трагическому в различных его проявлениях; мы учим детей любить и ненавидеть, страдать и радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродство и, в конечном счете, чутьем угадывать классовую сущность нравственного содержания русских народных танцевальных образов.Создавая содержательный репертуар, мы ставим ребят объективно под непосредственное влияние фольклора, воспитывая в них различные нравственные чувства и мысли, подводим их к пониманию как моральных, так и нравственных мотивов поведения, поэтому содержательной линии развития фольклора мы придаем особое значение.
Ребенок 7-9 лет, сталкиваясь в жизни, в литературе со многими морально-нравственными качествами человека - с добром и злом, с жестокостью и добротой, - приходит в фольклорный коллектив уже достаточно эмоционально и психологически подготовленным к восприятию фольклорного образа как конкретного, так и более обобщенного содержания.
Находясь в фольклорном ансамбле, ребенок обучается ассоциативно-художественному мышлению, без чего невозможно ни воспринимать, ни исполнять произведения русского фольклора, а следовательно и получить заряд нравственного воспитания. Художественно пережитое чувство заставляет ребенка порицать зло, эгоизм, жестокость, зависть, невежество, леность, помогает ему полюбить доброту, которая интуитивно прокладывает путь к истине, помогает ему научиться любить природу, тонко ощущая символику ее духовного и материального богатства.
Исполняя танцевальные хороводы вокруг березки, пластически награждая ее нежными и трогательными качествами, дети проникаются глубоким чувством к родной природе, сливаясь пластикой с ее сокровенным характером. «Снежинки», «Снегурочки», «Веснянки», образы родной земли глубоко западают в память сердца, пополняют тот запас нравственной прочности личности, который помогает затем ориентироваться и в жизни, принимать, как показывает практика, в критических ситуациях решения, направленные на нравственно-положительное действие (7, с. 17).
Русский народный фольклор развивает эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то русский народный фольклор вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира.
Переходя с помощью искусства из области конкретных знаний о весне в сферу человеческих переживаний, ученик ничего не теряет из достоверности своих знаний о мире, полученных им с помощью русского народного фольклора, которые лишь приобретают новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении. Чувства восторга, нежности, бережности и доброты, пережитые учащимися в их танцевальной практике, оставят след в душе ребенка и станут нравственным качеством личности.
Создание танцев или песен для детей с использованием возможностей русского народного фольклора даст возможность в постановочной работе развивать их кругозор, в частности, творческое отношение к народным темам.
Сила художественного образа, в частности, взятого из русского народного фольклора, заключается в той эмоциональной силе, которая заставляет исполнителей или воспринимающих лучше оценивать свои и чужие поступки не только потому, что они будут поняты (что хорошо и что плохо), а потому, что будут глубоко пережиты (например, чувство стыда и неловкости за плохой поступок пли неправильное отношение, чувство гордости и радости за проявленный героизм, чуткость, находчивость).
Ошибочно стремление воспитывать учащихся на бесконфликтности, на игнорировании теневых сторон жизни, грустных чувств и настроений. Мотивы скорби, печали личного и общественного характера возвышают ребенка, делают его способным к благородным поступкам, самопожертвованию. Переживания учащихся, связанные с положительными эмоциями, должны сочетаться с отрицательными, вызываемыми негативными сторонами жизни, воспитывая нетерпимость к ним. Осмеяние и порицание могут служить содержанием танцевального образа и по контрасту также вызывать позитивные чувства. Подобно тому, как игры детей своими сюжетами всегда связаны с эпохой, средой, особенностями времени, гак и танцевальные произведения для учащихся должны в образной форме отражать современное отношение человека к действительности (10, с. 14).
Народные игры являются частью воспитательно-образовательной работы в фольклорном ансамбле. Она имеет большое значение для развития личности ребенка не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках (2, с. 15).
Некоторые народные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность народных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В народной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Таким образом, отталкиваясь от многозначности фольклорного образа, мы развиваем в детях многообразие их духовных качеств, так как сфера человеческих переживаний, отраженных в искусстве, равно как и их осознание, является такой же достоверной, как и логические сведения, раскрытые наукой. Через фольклор, через душевные волнения мы открываем ребятам красоту жизни. Действительность для них приобретает в фольклоре новую форму в виде чувственной информации, которая имеет назначение развивать творческий потенциал личности.
2.2. Описание игр, проводимых в фольклорном ансамбле
«Караси и щука»
Подготовка. На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».
Содержание игры. По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины – круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда ее изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».
Когда пойманных «карасей»» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши – коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».
Правила игры:
1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши.
3. Стоящие не имеют права задерживать их.
4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».
«Совушка»
Подготовка. Из числа играющих выбирается «совушка». Ее гнездо – в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде.
Содержание игры. По сигналу ведущего: «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полету бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: «Ночь наступает, все замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трех играющих.
Затем «совушка» опять возвращается в свое гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего – поймавшего большее количество игроков.
Правила игры:
1. «Совушке» запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному – вырываться.
2. После двух-трех выходов «совушки» на охоту ее сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.
«Два Мороза»
Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются «братья Морозы»: «Мороз Красный Нос» и «Мороз Синий Нос».
Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы – два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -
и начинают перебегать из одного города в другой. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Правила игры:
1. Начинать бег можно только после окончания речитатива.
2. Осаливание за линией города не считается.
3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.
«Волки во рву»
Подготовка. Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор - ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны - уже, а с другой - шире. Двое водящих - «волки» - становятся во рву; остальные играющие - «козлята» - размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой ее стороне линией обозначается пастбище.
Содержание игры. По сигналу руководителя «козлята» бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются осалить как можно больше «козлят», за что «волкам» начисляются выигрышные очки.
После 3-4 перебежек (по договоренности) выбираются новые «волки» и игра повторяется.
Выигрывают «козлята», не пойманные ни разу, и те «волки», которые набрали большее количество очков.
Правила игры:
1. Перепрыгивание через ров обязательно.
2. Пойманные «козлята» не выбывают из игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве выводов хотелось бы отметить, фольклор всегда был действенным средством воспитания. Как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, фольклор активно использовался в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы, поговорки, частушки - богатейший запас художественного народного творчества - составил питательную почву для нравственного и эстетического воспитания. Особенностью фольклора является органическая связь песни, игры, декламации, пластики движения, а также яркая образность музыкального и поэтического языка, доступность для понимания.
Фольклор несет в себе огромную образовательную, воспитательную и эстетическую нагрузки, которые помогают развивать ребенка. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, как много потеряно там, где нет воспитания детей на своих русских национальных традициях.
Фольклор всегда был действенным средством воспитания самосознания и эстетического отношения к окружающему миру. Как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, фольклор активно использовался в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы, поговорки, частушки - богатейший запас художественного народного творчества - составил питательную почву для нравственного и эстетического воспитания. Особенностью фольклора является органическая связь песни, игры, декламации, пластики движения, а также яркая образность музыкального и поэтического языка, доступность для понимания.
Фольклор несет в себе огромную образовательную, воспитательную и эстетическую нагрузки, которые помогают развивать ребенка. Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, как много потеряно там, где нет воспитания детей на своих русских национальных традициях.
Детский фольклор понимается как «вид традиционного коллективного устного художественного творчества, которое реализуется в системе устойчивых текстов и действий, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группе сверстников».
В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном поэтическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей.
Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей - важный способ познания и обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агамова Н.С., Смацова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. – 416 с.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с.
Былеева Л.В. Русские народные игры. – М.: Высшая школа, 2001. – 356 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 196 с.
Василенко В.А. Детский фольклор.- В кн. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Наука, 1978. – 214 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988. – 310 с.
Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1998. – 311 с.
Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М.: Просвещение, 1989. – 291 с.
Гачев Г. Национальные образы мира. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 321.
Горюнова Л. Мир народного творчества // Музыка в школе. - № 1. - 1990. – С. 14-18.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 480 с.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: деловая книга, 1995. – 347 с.
Карпушина Л. Методика освоения народной песни // Искусство в школе. – 2007. - № 2. – С. 23-27.
Константинова Ф.В., Иванова Л.С. Истоки творчества (сб. практических материалов по внеучебной работе). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 102 с.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. Методическое пособие – М., 1995.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, 1987. – 156 с.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Педагогика, 1996. – 144 с.
Обухова Е.О. Возрастная психология. – М.: Роспедагентство, 1996. – 358 с.
Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М.: Музыка, 1985. – 80 с.
Развитие, социализация и воспитание личности / Под ред. Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 1993. – 184 с.
Скворцова Л. Формирование у детей интереса к русскому фольклору // Дошкольное воспитание. - № 5. - 1993. – С. 17-20.
Сохранение и возрождение фольклорных традиций. – Вып. 1. – М.: Научно-исследовательский институт культуры, 1990. – 256 с.
Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Академия, 2001. – 488 с.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
Эксанишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки. - М.: Высшая школа, 2001. – 403 с.