Программа курса по выбору Проценты на все случаи жизни

ГУ «Средняя школа №1 отдела образования акимата города Костаная»

УТВЕРЖДЕНО
На пед.совете СШ №1
29.08.2015 г.
Протокол №1
Председатель пед.совета
________С.С.Шарипова





Программа прикладного курса

«Проценты на все случаи жизни»

для учащихся 8 класса
























2015 год
Пояснительная записка

Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками в средней школе и с проведением сложных научно-исследовательских работ, не только с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, кредитов, инфляций, девальваций. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Поэтому курс «Проценты на все случаи жизни» призван помочь старшеклассникам систематизировать знания и умения по теме проценты, повысить свою математическую и алгоритмическую культуру, достичь уверенных навыков в решении стандартных задач по алгебре, освоить эвристические подходы к решению нестандартных, творческих задач, а также сформировать привычку к поисковой активности, существенную отнюдь не только при занятиях математикой, но и в обыденной жизни.
Это программа для тех, кто изучает математику, физику, химию, кому завтра предстоят выпускные и вступительные экзамены, кому в повседневной жизни приходится считать.
Актуальность данного курса в том, что с понятием «Проценты» мы встречаемся постоянно в повседневной жизни, делая анализы, расчеты, подсчитывая прибыль или убытки. Без умения владеть навыками вычисления процентов трудно ориентироваться в жизни, невозможно правильно вести бизнес, не зная процентов трудно определить, куда выгодно вложить капитал и принесет ли он прибыль.
Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся и развитие их творческого потенциала, имеет прикладное общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей.
Данный курс должен позволить учащимся не столько приобрести знания, сколько овладеть различными способами познавательной деятельности, применению процентов в окружающей нас действительности. В каждом разделе курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний учащихся, содержание курса способствует решению задач самоопределения ученика в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель курса – обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме проценты, обретение практических навыков решения задач на проценты, повышение качества знаний школьников, развитие способностей учащихся применять знания в реальных жизненных ситуациях.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с
процентами по математике, развить их математические способности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
- расширить представления учащихся о сферах применения математики,
сформировать устойчивый интерес к предмету;
- убедить школьников в практической необходимости владения способами
выполнения математических действий;
- расширить сферу математических знаний, общекультурный кругозор
учащихся
- повысить качество знаний учащихся по математике.

Требования к уровню полготовки учащихся
Ученик в итоге прохождения курса должен:
- знать определение процента;
- знать основные понятия процентов;
- знать запись процента десятичной дробью;
- знать формулы вычисления процентов;
- знать формулы вычисления сложных процентов;

- уметь дать определение процента;
- уметь находить процент от числа;
- уметь находить число по его проценту;
- уметь записать процент отношением чисел;
- уметь решать простейшие задачи на проценты;
- уметь решать простейшие задачи на процентный прирост;
- уметь применить понятие процента к нахождению числа;
- уметь решать задачи на применение основных понятий процента;
- уметь применять формулу сложных процентов для решения задач;
- уметь применять проценты при решении задач с физическим содержанием;
- уметь применять проценты при решении задач с химическим содержанием;
- уметь применять проценты к решению задач с экономическим содержанием;
- уметь применять проценты к решению задач встречающихся в повседневной
жизни;
- уметь применять проценты к решению задач с экономическим содержанием;
- уметь применять навыки решения задач на проценты в комбинированных
задачах;
- уметь решать тестовые задачи на применение процентов;
- уметь решать задачи на применение процентного содержания вещества;
- уметь решать задачи на применение формулы сложных процентов.

Ожидаемые результаты:
- прочное усвоение, расширение и углубление знаний по курсу;
- уверенное владение вычислительными навыками;
- умение решать задачи с экономическим содержанием;
- владеть навыками решения прикладных задач;
- умение применять при решении задач формулы «сложных процентов».

Принципы обучения:
Принцип индивидуальности;
Принцип доступности;
Принцип преемственности;
Принцип результативности;
Принцип наглядности.

Формы обучения:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.


· Формы организации учебного процесса:
лекция;
практические занятия;

Формы контроля:

тесты открытого типа;
тесты закрытого типа.

В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.
Программа использует межпредметные связи с другими предметами, носит практическую направленность и удовлетворяет современные познавательные интересы учащихся, отражает связи с окружающим миром.
Понятие процента имеет широкое практическое применение, поэтому оно является обязательной частью школьной программы по математике. Школьники должны научится решать основные задачи на проценты, представлять их в виде десятичных и обыкновенных дробей.

Приложением к программе курса является методическое пособие, содержащее различные типы задач на использование процентов в повседневной жизни. Данный курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа.







Содержание курса.
Проценты (6 ч)
Понятие процента, выражение числа в процентах, проценты в виде десятичной дроби. Нахождение процентов от данного числа и числа по его процентам, процентное отношение двух чисел.
Задачи на проценты (5 ч)
Решение задач на проценты. Решение задач на использование основных понятий о процентах. Задачи, решаемые в повседневной жизни.
Комбинированные задачи (6 ч)
Решение задач на работу, процентное содержание и процентный прирост.
Решение задач на «концентрацию», и «процентный раствор».
Прикладные задачи (6 ч)
Решение задач, предлагаемых на уроках химии, физики на использование процентов. Решение задач с химическим содержанием. Решение задач с физическим содержанием.
Решение экономических задач, задач на процентный прирост.
Сложные проценты (5ч)
Формула «сложных» процентов.
Решение задач на применение формулы «сложных» процентов.
Тестовые задачи на проценты (3ч)
Решение задач, используемых при проведении тестирований.
Подготовка тестовых заданий.
Сложные задачи на проценты(3ч)
Задачи повышенной сложности на различные виды процентов.
Подготовка научных проектов( работа в группах)










Календарное планирование.

№ пп
Тематическое планирование
Кол-во часов
Форма проведения
занятия


Проценты (6 часов)



1.
Определение процента.

тест

2.
Выражение числа в процентах. Проценты в виде десятичной дроби.

практика

3.
Нахождение процента от числа.

практика

4.
Нахождение числа от процента.

практика

5.
Процентное отношение двух чисел.

групповая


Задачи на проценты (5 часов)



1.
Решение задач на проценты.

практика

2.
Решение задач на применение основных понятий процентов.

практика

3.
Задачи на проценты, решаемые в повседневной жизни.

Круглый стол


Комбинированные задачи (6 часов)



1.
Решение задач на работу, содержащие проценты.

лекция

2.
Решение задач на процентное содержание вещества.

практика

3.
Решение задач на процентный прирост.

практика


Прикладные задачи (6 часов)



1.
Решение задач, предлагаемых на уроках химии
( с химическим содержанием).

лекция

2.
Решение задач, предлагаемых на уроках физики
( применение процентов в физике).

практика

3.
Решение задач с экономическим содержанием.

групповая

4.
Решение задач на процентный прирост.

практика


Сложные проценты (5 часов)



1.
Формула сложных процентов.

лекция

2.
Решение задач на сложные проценты.

практика

3.
Решение задач на проценты, применяемых в повседневной жизни.

деловая игра


Тестовые задачи на проценты (3 часа)



1.
Разбор и решение задач на применение процентов в тестовых заданиях.

практика

2.
Анализ тестовых задач на проценты.

практика


Сложные задачи на проценты ( 3 часа)



1.
Задачи повышенной сложности на применение процентов.

практика

2.
Решение задач повышенной сложности.

групповая

Используемая литература:

1. Корешкова Т.А. Тестовые задания по математике. – М.: Экзамен, 2005

2. Петрова И.Н. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск, 1996

3. Усов Н.А. Повторим математику. – Киев, 1994

4.Винокурова Е., Винокуров Н. Экономика в задачах. – М, 1998

5.Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по математике в 9-м классе. – М.: Просвещение, 1994

6.Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М.: Просвещение, 1996

7. Математика: 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / П.И. Алтынов, Л.И. Звавич, А.И. Медяник и др. – М.: Дрофа, 1999

8.Рельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия для 9-х классов средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994

9.Сборник задач по математике для поступающих в вузы / Под редакцией А.Н. Приленко. – М.: Высшая школа, 1989

10.Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М: Школа-Пресс, 1999

11.Цыпкин А.Г., Пинский А.Н. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука, 1989

12.Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. – М.: Просвещение, 1994.

13. Сборники тестовых заданий для подготовки учащихся к ЕНТ
2000- 2010гг.










13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415