Планирование элективного курса в рамках предпрофильной подготовки по физике для 8 класса АКВАМИР


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
________/О. А. Наседкина«____»___________20___г.
протокол № ___________
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
_________/О.Б. Мельник
«____»___________20___г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
________/О. В. Маслий
«____»___________20___г.

Адаптационная программа
учителя___________Маслий Оксаны Васильевны_____________
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
____________учителя высшей квалификационной категории_______
Предмет__________»АКВАМИР»_______элективный курс по_физике Образовательная область______естествознание______________________
Класс______________________________8____________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе авторской программы (Л. В. Минниковой) элективного курса по физике и предназначена для учащихся 8 класса в рамках предпрофильной подготовки, рассчитана на 16 часов.
Целью курса является создание условий для формирования и развития у обучающихся:
интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих оценить физические характеристики человека;
интереса к изучению физики;
умения более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
умения работать с источником информации;
творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
способности ориентироваться в мире профессий: физика, медицинского работника, эколога, биофизика.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения (компетентности), которые позволяют ему быть успешным на следующей ступени образовательной вертикали и заботиться о своем здоровье:
определять физические характеристики человека;
определять факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека;
организовывать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранять нежелательные факторы или снижать их воздействие, сводить к минимуму их вредное влияние на человеческий организм;
описывать результаты опытов;
отбирать и изготавливать необходимые приборы;
выполнять измерения;
представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
делать выводы.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
роль эксперимента в познании;
правила пользования измерительными приборами,
основные физические законы и явления природы;
строение тела человека;
гигиенические основы жизни человека;
•ответственность за собственное здоровье.Данный курс обеспечен:
•наличием в фонде библиотеки специальной литературы; наличием необходимого физического оборудования:
деревянный метр;
пружины;
легкоподвижные тележки;
секундомер;
сантиметровая лента;
воздушный шарик;
номограмма для определения площади поверхности тела человека;
прибор для измерения давления;
фонендоскоп;
электроизмерительные приборы;
свинцовые пластинки - электроды, применяемые для электропроцедур;
звуковой генератор;
осциллограф;
ширма с двумя отверстиями.
В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:
выполнение лабораторных работ;
самостоятельные исследования;
составление и решение физических задач как расчетного, так и оценочного характера;
составление таблиц;
устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
работа над проектами;
работа со справочной литературой, энциклопедиями.
Учащиеся могут выполнить любые три вида работ, названных выше (кроме лабораторных работ, которые являются обязательными). При этом самостоятельно выбирают:
тему исследования;
тему проекта;
литературу, с помощью которой они будут готовить собственные работы.
Критерии успешности.
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:
•выполнения не менее трех обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются (за любые из названных ниже дополнительных условий):
инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
инициативную публичную презентацию своей работы (проекта) в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации и т. д.).
Динамика интереса к курсу фиксируется:
анкетированием на первом и последнем занятии;
собеседованием в процессе работы.
Завершается изучение курса проведением защиты проектов, отчетами по выбранным видам деятельности:
Самое необыкновенное в мире «Обыкновенное» вещество.
Смачивание и капиллярность.
Поверхностное натяжение.
Плотность жидкости.
Давление в жидкости.
«Загадки» простой воды.
ЛИТЕРАТУРА
Балашов, М. М. О природе. - М.: Просвещение, 1991.
Блудов, М. И. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1964.
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике. - М.: Просвещение, 1989.
Демченко, Е. А. Нестандартные уроки физики. 7-11 классы. - Волгоград: Учитель ACT, 2002.
Дик, Ю. И., Турышев, К. К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
Ланге, В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. -М.: Наука, 1974.
Панина, И. Я. Внеклассная работа по физике. - М.: Просвещение, 1977.
Лыков, В. Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. - М.: Просвещение, 1986.
Перельман, Я. И. Занимательная физика. - М.: Наука, 1991.
10.Петряков, И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. - М.: Педагогика, 1981.
Синичкин, В. В., Синичкина, О. П. Внеклассная работа по физике. -Саратов: ОАО «Лицей», 2002.
Стоцкий, Л. Р. Физические величины и их единицы. - М.: Просвещение, 1984.
Физика наших дней. - М.: Знание, 1972.
Школьникам о современной физике. - М.: Просвещение, 1978.
Физика.8-9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В. А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Тематический план
№ п/пТема Всего часов В том числе
теоретич. занятия практич. занятия
1 Самое необыкновенное в мире «обыкновенное» вещество 1 0,5 0,5
2 Смачивание и капиллярность 0,5 0,5
3 Поверхностное натяжение 0,25 0,75
4 Плотность жидкости 0,25 0,75
5 Давление в жидкости 0,25 0,75
6 «Загадки» простой воды - 1
7 Сообщающиеся сосуды. Фонтан 0,25 0,75
8 Шлюзование - 1
9 Закон Архимеда 0,25 0,75
10 Условие плавания тел 1
11 Кипение и плавление льда 0,25 0,75
12 Лабораторная работа: «Определение степени загрязнения воды» 1
13 Теплопроводность. Устройство теплового фонтана 0,25 0,75
14 Электрификация и охрана природы. Решение задач 1
15 Оптические явления в воде 0,25 0,75
16 Защита проектов 1
Всего 16 3 13
№ урока по порядку № урока по теме Раздел
Тема
ПодтемаКалендарные сроки Межпредметные связи Тип урока Практические, лабораторные работы Контроль знаний (указать вид контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачет )Использование информационных технологий ТСО
1 1 Самое необыкновенное в мире «обыкновенное» вещество Природоведение, география Урок -практикум Решение задач 2 2 Смачивание и капиллярность. Природоведение Урок –практикум Решение задач MMD-презентация MMD
3 3 Поверхностное натяжение. Природоведение Урок –практикум Решение задач MMD-презентация MMD
4 4 Плотность жидкости. Природоведение Урок –практикум Решение задач MMD-презентация MMD
5 5 Давление в жидкости. Природоведение Урок –практикум Решение задач MMD-презентация MMD
6 6 «Загадки» простой воды. Природоведение, химия Урок –практикум Решение задач MMD-презентация MMD
7 7 Сообщающиеся сосуды. Фонтан. Урок –практикум Решение задач MMD-презентация MMD
8 8 Шлюзование. Урок -практикум Решение задач MMD-презентация MMD
9 9 Закон Архимеда Урок-практикум Оформление работы, вывод MMD-презентация MMD
10 10 Условие плавания тел. Урок -практикум Тест MMD-презентация MMD
11 11 Кипение и плавление льда. Урок-практикум Тест MMD-презентация MMD
12 12 «Определение степени загрязнения воды» химия Урок-практикум №1 Оформление работы, вывод MMD-презентация MMD
13 13 Теплопроводность. Устройство теплового фонтана. Урок-практикум Оформление работы, вывод MMD-презентация MMD
14 14 Электрификация и охрана природы. Решение задач. География, химия Урок -практикум Тест MMD-презентация MMD
15 15 Оптические явления в воде. Урок -практикум Физ. диктант MMD-презентация MMD
16 16 Защита проектов. Урок контроля знаний Реферат MMD-презентация MMD