Рабочая программа по обществознанию в 10 классе к учебнику А.И.Кравченко, Певцова Е.А. «Обществознание» 10 класс. М.: Русское слово.2011.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию составлена на основе:
•Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 (с последующими изменениями и дополнениями)
•Примерных образовательных программ для общеобразовательных школ, рекомендованные (допущенные) МО РФ (Письмо департамента государственной политики и образования РФ от 07.07.2005 № 03-1263);
-ООП CОО МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
-Учебного плана на 2016-2017 учебный год
Целью изучения курса в старшей школе на базовом уровне является:
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;В ходе изучения предмета решаются задачи:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» — учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.
Место предмета в учебном плане:
Предмет «Обществознание» входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с русским языком, историей, литературой. В данном учебном заведении предмет «Обществознание» изучается с 6 по 11 класс. Учебное время, которое отводится на изучение предмета в 10 классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 учебных недель и 70 часов. Фактически запланирована 69 уроков. 1 ч. совпал на праздничный день (8 марта)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур.
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
Предметныерезультаты:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;
Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;
Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;
Политические режимы: понятие, типы и формы;
Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;
Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;
Основные признаки политических партий, функции и роль;
Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;
Понятие, структуру конституции;
Правовое регулирование имущественных отношений;
Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;
Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;
Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;
Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;
Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;
Функции науки, классификацию наук.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;
Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;
Объяснять особенности политических режимов;
Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
Объяснять сущность разделения властей;
Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;
Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;
Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;
Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;
Учебно – тематический план
№ Тема раздела Количество часов
1 Эволюционный базис человечества 13
2 Цивилизация и культура 11
3 Системное строение общества. Общественный прогресс 10
4 Социальные группы в прошлом и сегодня 7
5 Социализация 7
6 Социальная стратификация и мобильность 4
7 Общественные отношения и социальное поведение 7
8 Личность и ее духовная сфера 7
9 Обобщающий урок 3
Итого: 69
Содержание учебного предмета
Введение в курс обществознания 10 класса (1 час)
Что изучает обществознание. Основные понятия по предмету.
Раздел 1. Эволюционный базис человечества (12 ч).
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации  личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «Я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Научное познание,  методы  научных исследований  Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Раздел 2. Цивилизация и культура (11 ч)
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Искусство.Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры.  Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.
Раздел 3. Системное строение общества. Общественный прогресс (10 ч)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную сред. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Раздел 4.Социальные группы в прошлом и сегодня (7 ч)
Социальные группы, их типы.Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Раздел 5 Социализация  (7 ч)
Социализация индивида. Социализация индивида. Социальные роли в юношеском возрасте. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Раздел 6. Социальная стратификация и мобильность (4 ч)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.
Раздел 7.Общественные отношения и социальное поведение (7 ч).
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника,  потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Раздел 8. Личность и её духовная сфера (7 ч)
Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Мораль. Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Самооценка личности. Гражданские качества личности.
Обобщающий урок по пройденному материалу (3 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Цели, ЗУН обучающихсяТип урока Кол-во часов Дата п/п Дата п/ф
1 Введение. Что изучает обществознание. Основные понятия по предмету изучения новой темы 1 02.09 ЭВОЛЮЦИОННЫЙ БАЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 12ч.
2-3 Эволюционная цепочка человечества восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения изучения новой темы, с элементами беседы,МПС 2 07.09
09.09 4-5 Культурные составляющие эволюции восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний,МПС 2 14.09
16.09 6 Сознание и деятельность восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новыхзнанийМПС 1 21.09 7 Самосознание  восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 1 23.09 8 Общественное сознание и философия восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 1 28.09 9-10 Знание и познание восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 2 30.09
05.10 11 Система социально-гуманитарного знания восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 07.10 12 Семинар по теме: «Эволюционный базис человечества» усвоение знаний в их системе урок обобщения и систематизации знаний 1 12.10 13 Урок повторения по теме «Эволюционный базис человечества» определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения . Закрепление и систематизация знаний урок проверки, оценки и коррекции ЗУНучащихся1 14.10 ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА 11ч.
14-15 Цивилизация восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 2 19.10
21.10 16 Сущность культуры восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 1 26.10 17 Искусство 
восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 1 28.10 18 Общественная значимость образования. восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 09.11 19 Образование в Российской Федерации.
восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения Лабораторная работа 1 11.11 20-21 Знания и умения в информационную эпоху. восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 2 16.11
18.11 22 Религии и конфессии
восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 1 23.11 23 Конфессии в России
Конфессии, новые религии урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 25.11 24 Урок повторения по теме «Цивилизация и культура» урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся 1 30.11 СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС. 10 ч.
25-26 Взгляд на общество в истории Система, общество, сфера. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 2 02.12
07.12 27 Общество и его основные сферы Общность, Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения иерархия. урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 09.12 28-29 Общественные (социальные) институты и социальная защита.
Социальная сфера общества. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 2 14.12
16.12 30 Социальный контроль Санкции социального контроля урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 1 21.12 31 Социальный прогресс Прогресс , регресс, ускорение истории. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 23.12 32-33 Глобализация  Плюсы и минусы, глобальные проблемы человечества. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 2 28.12
13.01 34 Урок повторения по теме: «Системное строение общества. Социальный прогресс» определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения . Закрепление и систематизация знаний . урок обобщения и систематизации знаний 1 18.01 СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ПРОШЛОМ И СЕГОДНЯ. 7 ч.
35 Социальные группы Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Социальная группа. урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 20.01 36-37 Этнос и этнические отношения.
Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Этнос, клан, племя, народность, нация. урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 2 25.01
27.01 38-39 Семья и брак
Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Семья, брак, нуклеарная семья. урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 2 01.02
03.02 40 Современная демографическая ситуация в России.
НРК Демографическая ситуация в РХ Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Демография, популяция. урок изучения и первичного закрепления новых знаний МПС 1 08.02 41 Урок повторения по теме: «Социальные группы в прошлом и сегодня» определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения . Закрепление и систематизация знаний . урок обобщения и систематизации знаний 1 10.02 СОЦИАЛИЗАЦИЯ 7 ч.
42 Социальный статус и социальная роль Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Статус, социальное положение, предписываемый и достигаемый статус. урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 15.02 43 Сущность социализации Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Социализация,агенты социализации. урок изучения и первичного закрепления новых знаний 1 17.02 44-45 Юность как этап социализации Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Акселерация, тинейджеры. урок изучения и первичного закрепления новыхзнанийМПС2 22.02
24.02 46-47 Молодёжь и молодёжная субкультура.
Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Субкультура, неформалы. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. МПС 2 01.03
03.03 48 Урок повторения по теме: «Социализация» определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения . Закрепление и систематизация знаний . урок обобщения и систематизации знаний 1 10.03 СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 4 ч.
49 Социальная стратификация Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Соц.стратификация, критерии. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 1 15.03 50-51 Стратификация и мобильность. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Соц.мобильность, горизонтальная, вертикальная. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 2 17.03
22.03 52 Урок повторения по теме: «Социализация стратификация и мобильность» определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения . Закрепление и систематизация знаний . урок обобщения и систематизации знаний 1 24.03 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 7 ч.
53
Общественные отношения и социальное взаимодействие Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Общественные отношения, социальное взаимодействие,кооперация. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 1 05.04 54-55 Конфликт и протестное движение Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Стороны конфликта, урегулирование конфликта. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. МПС 2 07.04
12.04 56 Социальное поведение Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Социальное действие, рациональное поведение. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 1 14.04 57 Девиантное поведение.
Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.Девиантное, делинквентное, криминальное поведение. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. МПС 1 19.04 58 Семинар по теме: «Общественные отношения и социальное поведение» Закрепление и систематизация знаний . Коррекция знаний , умений и навыков. урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся 1 21.04 59 Урок повторения по теме: «Общественные отношения и социальное поведение» определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся 1 26.04 ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ДУХОВНАЯ СФЕРА 7ч.
60-61 Личность Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Личность , психика, темперамент, потребность, мотив, интерес. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. МПС 2 28.04
03.05 62 Духовная жизнь человека
Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Духовная культура, ценности. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. МПС 1 05.05 63-64 Ценность и идеалы личности Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. урок изучения и первичного закрепления новых знаний. МПС 2 10.05
12.05 65 Семинар по теме: «Личность и её духовная сфера» Закрепление и систематизация знаний . Коррекция знаний , умений и навыков. урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся 1 17.05 66 Урок повторения по теме: «Личность и её духовная сфера» определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся 1 19.05 67-68-
69 Обобщающий урок по пройденному материалу Закрепление и систематизация знаний . Коррекция знаний , умений и навыков. урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся 3 24.05
26.05
31.05 Итого 69 ч.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник. А.И.Кравченко, Певцова Е.А. «Обществознание» 10 класс. М.: Русское слово.2011.
Методическая литература:
Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
Певцова Е.А.Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И Кравченко «Обществознание»
Оборудование и приборы:
Компьютер
Интерактивная доска.