Тема по самообразованию Формирование и развитие мотивационных установок учащихся к изучению технологии в условиях внедрения компетентностно ориентированного подхода»



Педагогическое кредо:
"Творить, пробовать, искать и развиваться"
Любимая цитата:
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. Ральф ЭмерсонТема САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя технологии
МКОУ «Касторенская СОШ №1» п.Касторное Курской области
«Формирование и развитие мотивационных установок учащихся к изучению технологии в условиях внедрения компетентностно ориентированного подхода»
2015 г
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НАД КОТОРЫМИ РАБОТАЮ:
Формирование стойких мотивационных установок к изучению технологии на основе повышения практической значимости технологических знаний.
Развитие технологической компетентности учащихся посредством современных интерактивных технологий и межпредметных связей на основе компетентностно ориентированного подхода.
Создание условий для формирования и развития жизнетворческих компетенций и продуктивной творческой деятельности
Внедрение проектной деятельности учащихся как способа успешности и развития учебных компетенций учащихся.
СУЩНОСТЬ ОПЫТА СОСТОИТ в создании условий для формирования и развития позитивных установок на усвоение технологических знаний при углублении практической направленности содержания урока.
Актуальность и перспективность опыта:
 необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями и умениями для практической деятельности в современных условиях.
 совершенствование творческой деятельности школьников, развитие индивидуальных склонностей и возможностей.
 приоритетное в преподавании технологии развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации
выделена основная задача - создание условий для развития личности и твор-ческой самореализации каждого гражданина России, воспитание поколения людей, способных эффективно работать и обучаться на протяжении всей жизни. Формирование стойких мотивационных установок к использованию технологических знаний во всех сферах деятельности и повседневной жизни является объективной необходимостью.
В основе моей работы лежат педагогические идеи выдающихся педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения необходимо развитие творчества ученика. Использованы элементы технологий: теории личности как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский,.), проблемного обучения технологии в 5-11 классах; развивающего обучения информационных и здоровьесберегающих технологий.
ОПИСАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
В обучении, чтобы не формально усвоить
материал, надо не пробыть, а прожить
обучение, надо, чтобы обучение вошло в
жизнь ребенка, чтобы оно имело для него
личностный смысл.
А.Н.Леонтьев
Работая над данной проблемой, мною были определены следующие направления педагогической деятельности:
Совершенствование содержания математического образования путем насыщения его прикладными и сюжетными заданиями;
Использование игровых технологий на уроках математики;
Проведение нестандартных уроков, основанных на материалах общественного, экономического, регионального компонента, исторического и экологического содержаний;
Внедрение в обучение информационных, компьютерных и здоровьесберегающих технологий.
Привлечение учащихся к активной внеклассной работе по предмету.
Задача, стоящая передо мной, – преодоление формальности в преподавании математики. Главный путь её решения - укрепление связи обучения с жизнью, с практикой, т.к. все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом мотивации ученика к познанию.
Реализацию этой проблемы осуществляю, прежде всего, через содержание задач - прикладных и сюжетных, которые вызывают у учащихся неподдельный интерес (приложение 1). При решении таких задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Так, решение задач, содержащих сведения о здоровом образе жизни и основанные на фактическом материале, заставляет по-новому взглянуть на эту проблему, призывают детей ценить, уважать и беречь свое здоровье. Интересными и познавательными для учащихся являются сюжетные задания на основе материалов о «Семи чудесах Украины» (приложение 2) и «Семи природных чудесах Украины» (приложение 3) , которые я использую в своей практике.
Таким образом, фактическое содержание задач способствует созданию внешней и формированию устойчивой внутренней мотивации к изучению математики, что в конечном итоге формирует жизнетворческие компетентности учащихся.
Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением тематических альбомов и альманахов способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом, развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися 5-х классов были подготовлены альманахи по направлениям: мои родители, спорт, здоровье, природа и т.д. (приложение 4). Использование такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а не «сухую бездушную науку».
Человек формируется в процессе активной деятельности и, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. А.С. Макаренко, большой поборник детской игры, писал: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Я вполне солидарна с ним. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения личности к успеху. Поэтому в своей работе я часто использую игровые технологии на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении пройденного материала, при повторении. Это и ролевые игры, и разгадывание кроссвордов, шифрограмм, ребусов, математических загадок, и инсценировки, и математическое лото, и блицтурниры, и викторины (приложение 5).
Для создания внешней и поддержки устойчивой внутренней мотиваций учащихся большое значение имеют нестандартные уроки, направленные на продуктивную творческую деятельность детей. С этой целью разработана система нестандартных разновекторных уроков: путешествий, экспедиций, исследований, «рыцарские турниры» и т.п. (приложение 6). На таких урока дети вживаются в роль геологов, туристов, реставраторов, исследователей, вовлекаются в игру и с лёгкостью решают серьезные задания, добиваясь поставленной цели, что способствует развитию мотивации.
Образовательный процесс на уроке направлен на сохранение здоровья учащихся, т.к. это основа самореализации личности в будущем. Решение этой задачи – использование здоровьесберегающих технологий. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке. Особенно детей привлекают физкультминутки в стихах или минутки, когда включается воображение ребят (приложение 7). При подборе физкультминуток и динамических пауз стараюсь, чтобы они органически вплетались в канву урока. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Использование ЭСО позволяет на уроке сделать сложную науку математику более доступной для развития творческих способностей учащихся. Система работы с ЭСО в настоящий момент включает:
работа в сети Интернет; с собственным сайтом (адрес сайта: http://uchitmatematika.ucoz.ru);
привлечение учащихся к поиску фактических материалов в сети Интернет для мини-исследований и творческих заданий;
электронные презентации по различным темам: «Семь природных чудес Украины» (6 класс), «Математика здоровья в процентах» (5 класс).
создание личного банка по разделам: «Поурочные планы», «Классное руководство», «Внеклассная работа», «Портфолио класса».
Использование возможностей компьютера на уроках математики доставляет истинное удовольствие и восхищение мне, как учителю, и моим пытливым ученикам. Многогранные уроки, наполненные личностно-ценным для детей содержанием приобщают их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень.
Эффективностью реализации методической проблемы являются результативность мониторинговых срезов среди учащихся 5-х классов (диаграмма 1), участия в предметной олимпиаде Юных Интеллектуалов и в конкурсе «Кенгуру» (диаграмма 2), продуктивность участия в неделе математике и математическом кружке (диаграмма 3).
Математиками станет лишь небольшая часть моих учеников. Подавляющее большинство выберет профессии, не связанные тесно с «царицей наук». Что даст математика их будущей профессии? В чём уже сейчас помогает математика в их повседневной жизни и учении? Вот на эти вопросы стараюсь дать ответ каждому школьнику, чтобы он видел живую и непосредственную связь математических методов с задачами, которые ставит перед школьниками жизнь.


Приложение 1
Задачи прикладного характера
1. Экология
1)Брошенная на землю кожура банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок сигареты. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
2)Деревья способствуют очищению воздуха от пыли и других загрязнений. Лиственный лес, площадь которого равна площади квадрата со стороной 100 м, может в течение года задержать 68 т пыли. Зато еловый лес такой же площади способен за то же время “заглотать” 32 т пыли. На сколько тонн пыли больше задерживает лиственный лес, чем еловый?
3)Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина?
4)Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 л воды за сутки. В школе дети оставили плохо закрученными 4 крана. Сколько воды было затрачено в течение суток?
5)На производство 1 т бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
6)100 деревьев елового бора задерживают 3 т вредной пыли в течение года, а 100 деревьев букового леса – 7 т пыли. Какой из двух типов леса задерживает большее количество пыли: 100 деревьев елового леса или 50 деревьев букового леса?
2.Семь чудес Украины
1)В парке «Софиевка» произрастает 2103 вида древесных растений, что на 891 больше, чем травянистых. Сколько всего видов растений произрастает в парке?
2)Крепость Каменец Подольского имеет форму прямоугольника. Его ширина 56 метров, что в 4 раза меньше его длины. Какой путь нам придется пройти, чтобы обойти крепость?
3)Длина Софийского собора без галерей 29м, ширина-28; с галереями: длина-55м, ширина-42м. На сколько площадь собора с галереями больше площади собора без галерей?
4) Определим площадь и протяженность острова Хортица, имеющего форму прямоугольника, длина которого равна 12,5 км, а ширина 2,5км.
3.Здоровье
1)В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония