Работа призера городского этапа НОУ Эврика 2014



Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 67

603014, г. Н.Новгород, ул. С. Перовской, д.5 ГРКЦ ГУ Банка России по
тел. 831-270-03-69, Нижегородской области г.Н.Новгород
тел/факс 831-224-14-58 БИК 042202001
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Р/с 40204810700000760001
ИНН 5259012845 лицевой счет: 000754754


Научное общество учащихся

“А.С.Пушкин глазами поэтов 19-20 вв. ”



Работу выполнил:
ученик 11 «а» класса
Сенченко Илья
Научный руководитель:
Герасимова Елена Ильинична,
учитель русского языка и литературы 1 категории




Нижний Новгород
2014 г

СОДЕРЖАНИЕ.



Введение.. 2
Пушкин в мифологических образах 5
Поэт, единый с природой... 9
Пушкин и стихия. 11
Пушкин – русский гений 13
«Вечно тот же, вечно новый». 15
Заключение... 19
Список использованной литературы..20



















Введение.

А. С. Пушкин занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. А. С. Пушкина по мироощущению нередко характеризовали как человека, близкого людям эпохи Возрождения. Но А. С. Пушкин не был ни универсальным гением, совмещающим в себе учёного и художника, подобного Леонардо да Винчи, ни создателем гротескных, гиперболизированных образов, подобных Гаргантюа и Пантагрюэлю Рабле или Дон Кихоту Сервантеса. Часто его сравнивают с Рафаэлем или Моцартом. Но и эти сравнения условны: А. С. Пушкин чужд наивности и идеальности Рафаэля, равно как и той беззаботной и жизнерадостной стихии игры, свойственной музыке Моцарта. Из числа современников А. С. Пушкина поэзия его, быть может, более родственна поэзии Гёте, но не Гёте – представителя «Бури и натиска», а Гёте – лирика, автора «Свидания и разлуки», «Прометея».
Литература о А. С. Пушкине, - поистине уникальное явление. Ни одному писателю за всю историю русской литературы не было посвящено такое огромное количество художественных произведений и литературно – критических работ. Русская литература не имеет примера аналогичного по глобальности образа художника, рецептивное поле которого было бы столь широко, что каждая эпоха открывала бы его творчество заново.
Причин такого внимания к личности и творчеству А. С. Пушкина достаточно много: это и необычайная притягательность яркой индивидуальности А. С. Пушкина, и трагическая судьба, и, конечно же, его прекрасное творческое наследие, без которого история русской литературы была бы совершенно иной. Его реальная жизнь обросла мифологическими подробностями, а имя А. С. Пушкина превратилось в символ.
Влияние А. С. Пушкина на умы и души было всегда столь сильно, что ни один период русской литературы не прошёл без дискуссий о нём, о его творчестве. «А. С. Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них своё суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что - нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». Эти чрезвычайно глубокие и точные слова В. Г. Белинского характеризуют все периоды развития литературы и науки об А. С. Пушкине.
Своё слово о великом поэте произнесли и литераторы «серебряного века». Конец ХIX – начало XX вв. – яркий период литературной пушкинианы. В это время написаны блестящие очерки о Пушкине Д.С. Мережковского, В. С. Соловьёва, В. В. Розанова и удивительного образа «мой А. С. Пушкин» в творчестве В. Я. Брюсова, М. И. Цветаевой, В. В. Маяковского, А. А. Блока, И. Северянина. На рубеже столетий А. С. Пушкин становится неким эстетическим и нравственным эталоном, с которым всё сопоставляется и всё познаётся в сравнении.
«А. С. Пушкин рано стал «вечным спутником» русской литературы. Но с течением времени в общественном сознании, в поэтической традиции, в быту живой А. С. Пушкин постепенно окаменевал и бронзовел, превращаясь в «памятник А. С. Пушкину», воздвигнутый в назидание и острастку тем, кто осмеливался переступать в искусстве норму. Политические реакционеры, либеральные краснобаи, упрямые староверы, кто только не пытался сделать из А. С. Пушкина строгую гувернантку при дурно воспитанной молодой литературе. А. С. Пушкиным стали пугать и запугивать, а для этого нужно было раньше всего пригладить, дистиллировать, выхолостить самого А. С. Пушкина, перекрестить его в благочестивого охранителя старозаветных традиций, который видел смысл своей жизни и своего труда не в том, чтобы восславить свободу в жестокий век, но всего лишь «был полезен» прелестью стихов, как сказано было в фальсифицированной Жуковским надписи на Опекушинском монументе».
Но в своей работе я решил обратиться не к Пушкину-человеку, Пушкину-поэту, а к Пушкину-образу, я хочу понять, каким же его воспринимали и осмысливали в своих произведениях другие поэты и писатели. Этот гений, необыкновенный человек, всегда был наиболее притягателен для поэтов. И это естественно. Каждый из них в своем творчестве стремился к идеалу, хотел бы достичь совершенства, а эталоном служил именно Пушкин. Настоящий поэт неподражаем и не подражатель. Но стихи Пушкина, его слава давали вдохновение, рождали веру в силу таланта, в вечность поэзии. Поэтому очень многие русские писатели и поэты, хоть одним стихом, хоть несколькими строчками выражали свое отношение к Пушкину, пытались создать свой образ его личности. Ведь поэту свойственно мыслить образами. Именно в этом заключается цель моей работы: исследовать историю восприятия поэта, его творчества в русской литературе.
Для достижения своей цели я должен выполнить следующие задачи:
1. Изучить творчество целого ряда писателей и поэтов как 19 века, так и 20 века.
2. Найти в произведениях поэтов и писателей образ А.С.Пушкина.
3. Определить поэтические приемы, использованные авторами.
4. Определить систему восприятия его облика и творчества.
5. Проследить, как изменялось восприятие Пушкина на протяжении столетия.









2. Пушкин в мифологических образах.

Что такое образ? Это «результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека». Художественный же образ – это «способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующейся единством чувств и смысловых моментов».
Разные авторы используют разные поэтические приемы. Чтобы удобнее было проследить систему восприятия облика Пушкина и его творчество, возможно, лучше будет, если образы будут условно поделены на несколько групп.
Первая группа – это образы, где Пушкин представляется существом божественного происхождения. Мир мифологии очень интересен, разнообразен и индивидуален для каждого народа. В религии и мифах разных народов были боги, слуги богов, смертные, наделенные каким-нибудь необыкновенным даром. Пушкина соотносят с теми или иными подобными существами.
Прежде всего, обратимся к творчеству Антона Дельвига, лучшего друга Александра Сергеевича, также бывшего незаурядным поэтом, мастером слова. Несмотря на юный возраст, он уже видел в своём сверстнике бессмертного гения, пророка и божественное знамение. Именно так изображен Пушкин в стихотворении «Пушкину»:

Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением, И от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий.

В данном произведении образ строится на сравнении Пушкина с Аполлоном. В греческой мифологии «Аполлон – сын Зевса, бог-ценитель, бог-прорицатель, покровитель поэзии, музыки и всех искусств». И вовсе не удивительно, что в сравнение был выбран именно этот бог. Пушкин и есть прорицатель, истинный ценитель красоты, а главное, что он не только покровитель искусства, он сам проявление искусства.
Есть еще один божественный образ, который как нельзя лучше подходит А.Н.Пушкину. В 1832 году А.Гнедич под впечатлением от «Сказки о царе Салтане» тоже взялся за перо, и в своих стихах он называет Пушкина Протеем. «Протей в греческой мифологии морское божество, пастух тюленьих стад Посейдона, супруг богини Псаматы (богиня морского песка), Протей был наделен способностью предсказывать будущее. Однако пророческим даром его мог воспользоваться только тот, кому удавалось схватить настоящий облик Протея. А облик принимать он мог принимать любой: льва, дракона, быка, журчащей воды, огня, дерева и т. д. ». Удивительные свойства бога как нельзя лучше подходят к пушкинскому творчеству, в котором можно найти все, что только может вместить гениальной земной разум. Впоследствии, благодаря Пушкину, это явление дало начало термину «протеизм».
Не менее интересный образ создает Вильгельм Кюхельбекер в стихотворении «19 октября 1837 года»:
Блажен, кто пал, как юноша Ахилл,
Прекрасный, мощный, смелый, величавый,
В средине поприща побед и славы,
Исполненный несокрушимых сил!
Блажен! лицо его всегда младое,
Сиянием бессмертия горя,
Блестит, как солнце вечно золотое,
Как первая эдемская заря.
Поэт называет Пушкина прекрасным, сильным Ахиллесом. Этот образ очень многозначителен. Легенда об Ахиллесе гласит, что он был неуязвим для любого оружия, и только одно слабое место имелось на его теле – пята, это одна версия. Другая версия, что пята дарила ему невероятную силу через соприкосновение с землей. Так и Пушкин. Его творчество неразрывно связано с русской землей, он был неуязвим для злых насмешек, но его настигла пуля убийцы.
Другой поэт, современник А.С.Пушкина, Яков Полонский в своем стихотворении пишет следующее:
Это – эллинов стремленье
К красоте и лицезренье
Их божеств без покрывал,
Это – голос Немезиды,
Это девы Эвмениды
Окровавленный кинжал
Здесь автор отождествил Пушкина с голосом Немезиды и окровавленным кинжалом дев Эвменид. Но почему? Немезида в греческой мифологии – это богиня «мщения, возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Обычно Немезида изображалась с атрибутами контроля и наказания – весами, мечом и плетью. Также ее атрибутами были символы быстроты: крылья или колесница, запряженная грифонами». Немезида стала символом неизбежной кары. Но в чем же нашел сходство Полонский между этой богиней и Пушкиным? Во-первых, во многих произведениях Пушкина добро непременно побеждает зло. Тиранство, деспотизм, порок должны быть наказаны в обязательном порядке. Многие Пушкина считают своим наставником, духовным учителем, видят в нем олицетворение света, меры нравственности, мысли, справедливости.
Теперь необходимо узнать, кто же такие девы Эвмениды? Согласно греческой мифологии, это «земные божества, находящиеся в теснейшей связи с исконными правилами и устоями человеческого общежития. Они неусыпно наблюдают за тем, чтобы от века установленные отношения между старшими и младшими, родителями и детьми, богатыми и бедными, благоденствующими и несчастными и т. п. не были нарушаемы к выгоде одной стороны на счет другой. Есть эвмениды отца, матери, родителей; также детей, нищих, т. е. всякого, кто обижен, и чья обида вопиет о мщении. Воплям и проклятиям жертвы внемлют богини и преследуют виновного без устали и пощады не только на земле, но и в преисподней после смерти, пока мера мщения не исполнится, эвмениды зорко следят за тем, чтобы и во внешней природе все оставалось в своих границах. Эвмениды карают клятвопреступление и всякое нарушение положенной человеку меры. Отсюда сопоставление эвменид с богинями судьбы».
Нельзя не заметить, что по своей сущности Немезида и девы Эвмениды очень близки. Случаен ли выбор второй группы богинь или же нет? А может, стоит обратить внимание на то, что Эвмениды живут в подземном царстве? Возможно, Полонский хотел сказать, что и после смерти Пушкин будет творить и защищать добро в нашем мире.
В своей статье «Пушкин-критик», написанной в 1933, Анатолий Васильевич Луначарский называет Пушкина русским Адамом. Известно, что Адам, согласно «Библии» был первым человеком, созданным Богом для жизни в красоте и безгрешии. А чем является для нас Пушкин? Многие великие люди называют его отцом русской поэзии, несущим нам красоту и свет. Этот человек был неповторим в даре своем, а человек верующий непременно скажет, что это дар от Бога. Вот и получается, что Пушкин – творение Бога – Адам русской поэзии.







3. Поэт, единый с природой.

В данной главе мы рассмотрим группу образов, которые условно назовём природными.
Под бурями в глуши изгнанья,
Вмещая мир в себе одном,
Младое семя дарованья,
Как пышный цвет созрело в нем.
Этим отрывком из стихотворения В.И.Туманского мы начнём галерею образов, касающихся явлений природы и её стихий. Очень интересно стихотворение Кольцова А.В., написанное в 1837 году, посвященное памяти А.С.Пушкина:
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью тёмною
Затуманился?

Что, Бова-силач,
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в бою.

Ты стоишь – поник,
И не ратуешь
С мимолетною
Тучей – бурею.

Здесь не встречается даже имени Пушкина, только образы. Кольцов представляет Пушкина как нерушимую силу природы, как источник жизни, символ постоянства и долголетия. Ведь именно лес хранит в себе много жизней, источат красоту и свежесть. А дальше идет образная зарисовка, связанная с гибелью поэта. Он, сильный, вечный борец за справедливость, стоит перед своим убийцей, поник
Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная
Как разнообразен русский лес, так разнообразны и поэтические образы, основанные на сопоставлении Пушкина с каким-то определенным деревом. Приводятся самые разнообразные варианты, но наиболее интересным мне показалось символическое дерево в очерке Ф.М.Достоевского «Пушкину», написанном 8 июня 1880 года: «Явление Пушкина есть доказательство, что дерево цивилизации уже дозрело до плодов, и что плоды эти не гнилые, а великолепные золотые плоды»
Очень интересна природная образная ассоциация в статье Максима Горького «А.С.Пушкин», где он описывает свои ощущения после прочтения поэм и сказок Пушкина: «Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно разворачивается перед тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует». Очень знакомое и незабываемое чувство.
Завершая разговор об этой группе образов, можно сказать, что Пушкин- это природа, которая действует самым редким способом: стихами.

4. Пушкин и стихия.

В этой главе пойдет речь о следующей группе образов, которые объединяет стихийность. Известно, каким мятежным и свободолюбивым был характер поэта, и поэтому не имеем права не вспомнить об этом. Какая стихия является самой переменчивой и близкой Пушкину? Пожалуй, морская. Он очень любил море и много писал о нём. В статьях, посвященных памяти А.С.Пушкина, можно найти строки: «Мы видим море, но за ним предчувствуем океан» А у Пушкина произведения очень похожи на морские горизонты, достигнув которых, открываешь все новые и новые просторы. Но его стихи сравнивают не только с водной стихией. Борис Пастернак в стихотворении «Тема» связал в единую тему самый причудливый образ Пушкина и морской стихии – шторм:
Скала и шторм. Скала и плащ и шляпа.
Скала и - Пушкин. Тот, кто и сейчас,
Закрыв глаза, стоит и видит в сфинксе
Не нашу дичь: не домыслы в тупик
Поставленного грека, не загадку,
Но предка: плоскогубого хамита,
Как оспу, перенесшего пески,
Изрытого, как оспою, пустыней,
И больше ничего. Скала и шторм.
Пушкина по силе сравнивают и с более бурной и могучей стихией - ураганом.
Как широкий океан;
И могучий и свободный,
Как суровый ураган. 
Это писал А.И.Полежаев, а другие авторы, такие как Вяземский П.А., Полонский Я.П., сравнивают Пушкина с огнем или ветром, но я не стану останавливаться на этом, потому что о сверкающей огнистости его поэтического дара упоминается часто, а сразу пойду дальше, к следующему пункту данного реферата.
Думаю, многие согласятся, что Пушкина очень часто сравнивают с солнцем, например, В.Одоевский:
Блестит, как солнце золотое,
Как первая Эдемская заря
или
Солнце русской поэзии
Но здесь возможно поспорить с данной точкой зрения, ведь и образы луны тоже есть в стихах, посвященных ему:
И боязливая луна
За облак белый хоронилась
И молча в песнь твою влюбилась.
Конечно же, в этом отрывке луна довольно относительно связана с Пушкиным, но что же он любил больше: солнце и луну? Перечитав несколько его даже очень известных стихотворений, возможно получить ответ на этот вопрос. К примеру, стихотворение «Зимнее утро». Несмотря на название, поэт, возможно, даже несправедливо отнёсся к солнцу, а вот луне дарит яркий образ.








5. Пушкин – русский гений.
В этой главе пойдет речь об одной из самых важных и очень большой группе образов, которую можно назвать «Пушкин – русский гении». В ней будут рассмотрены именно те поэтические метафоры гения, в которых подчеркивается его связь с народом:
Он равен каждому из нас, но он один в народе,
И всенародная на нем горит печать.
Да, Пушкин был простым человеком, таким как и все мы, особенным он был внутри. Несметный дар, дарованный Богом скрывался в его душе и сердце. Н.И.Гнедич в 1830 году, прочитав «Сказку о царе Салтане», написал Пушкину следующие строки:
Пушкин, Протей!
Гибким твоим языком и волшебством твоих песнопений!
Уши закрой от похвал и сравнений
Добрых друзей!
Пой, как поёшь ты, родной Соловей!
Ты же, постигнувший таинства русского духа и мира,
Ты наш Баян!
Небом родным вдохновенный,
Ты на Руси наш Певец несравненный!
Не только природе обязан поэт своим даром, но и его матери – России. Он любил её, был преданным сыном русской земли и впитал в себя всю боль и красоту, какие только есть в ней:

На Руси он, как Россия –
Всеобъемлющ и велик
Ныне мы воспоминаем
И торжественно венчаем
Прославляющий нас лик.
Так написал о Пушкине Я.П.Полонский в 1880 году спустя несколько десятилетий после гибели поэта.
И Россия отвечала любовью своему талантливейшему сыну. Вспомним хотя бы яркие признания пушкинских современников. А. Дельвиг в письме к
автору “Руслана и Людмилы” в 1824 году замечал: ”Никто из писателей русских не поворачивал каменными сердцами нашими, как ты”. Сколько подобных признаний! Спектр влияния Пушкина на поэтов - его современников - был широчайшим. В. И. Тумановский писал ему в 1827 году: “Твои связи, народность твоей славы, твоя голова... все дает тебе лестную возможность действовать на умы с успехом, гораздо обширнейшим против прочих литераторов. С высоты твоего положения должен ты все наблюдать, за всем надсматривать, сбивать головы похищенным репутациям и выводить в люди скромные таланты, которые за тебя же будут держаться”.
Ф.И.Тютчев всего в двух строках сумел выразить эту любовь:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..











6. «Вечно тот же, вечно новый»
А теперь я перехожу к следующей части своей работы. В предыдущих главах рассматривались несколько образов, связанных одной тематикой, теперь же моя задача – проследить, как изменялось восприятие Пушкина со временем. Ведь, образ Пушкина в поколениях не был единым. Поэт, можно сказать, сформировал свой закон неиссякаемости великого художника. «Гений для потомков – вечно тот же, вечно новый» Моя задача на данном этапе – проследить, как во времени преобразовывалось восприятие Пушкина в произведения писателей и поэтов, посвящённых ему. Начнем, прежде всего с его современников, и, главным образом, с тех, кто являлись его друзьями. В 1815 году А.А.Дельвиг написал о нём такие строки:
и в юности
Он уж видит священную истину
И порок, исподлобья взирающий!
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
Когда было написано это стихотворение, Пушкин был еще очень юн, признание ещё не пришло к нему. Но его друзья, тоже поэты, уже тогда видели в нем гения, человека, наделенного божественным даром. В 1824 году это мнение поддерживает уже признанный поэт В.А.Жуковский, и в своем письме к Пушкину от 12 ноября 1824 года он пишет: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженноеТы рожден быть великим поэтом: будь же этого достоин. По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».
Но нужно признать, что были и такие, кто отказывался видеть в поэте гения, особенно в тридцатые годы, были отзывы толпы, черни. Они были похожи на бездарное шипение, и поэтических образов в них не найти. Поэтому я не буду даже упоминать имена.
1837 год вызвал поток откликов. П.А.Вяземский в стихотворении «На память» сумел выразить чувства своих соотечественников:
Сложив с главы своей венок блестящих роз,
От речи радостной, от песни вдохновенной
Отвыкла муза: ей над урной драгоценной
Отныне суждено быть музой венных слез.
В этот год поэты-современники, стремясь запечатлеть память о нем создали самые яркие образы, соответствующие скорбному и торжественному году: «голос России», «глагол Богов», «Лавр вещий», «богов орган живой», «громодержавный орёл», «светоч», «невольник чести». Но чаще всего повторяются «единственный» и «дивный».
Время накладывает печать и на человеческую память. В следующее десятилетие отношение к поэзии Пушкина было неоднозначным. Я не буду упоминать о Писареве и его сторонниках – это политика, а не поэзия. Так что же происходит в шестидесятые годы? Мы наблюдаем второе рождение Пушкина. В 1853 году Анненков написал о нём следующее: «Как дуб, предназначенный на долгое существование, Пушкин сначала развивался тихо, раскидывая ветви с каждым годом все шире и шире». И, как и раньше, он становится божественным пророком и гением. Характеристика, данная близким другом детства поэта, П.А.Вяземским, по-прежнему звучит очень современно:

Отрок с огненной печатью,
С тайным заревом лучей
Вдохновенья и признанья
На пророческом челе,
Полном думы и мечтанья,
Крыльев наших на земле.
В 1880 году открывается памятник поэту в Москве, созданный скульптором М.Опекушиным. Деньги на этот проект собирали по всей России. Любовь к Пушкину объединила русское общество. Открытие памятника побудило многих вновь в своём творчестве обратиться к образу поэта в стихах и речах, прозвучавших в честь открытия памятника Пушкину. Ф.М.Достоевский свою речь на пушкинских торжествах в Москве 8 июня 1880 года начал со слов Н.В.Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа Прибавлю от себя: и пророческое». А.Н.Островский назвал поэта учителем, которым «восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Наша литература обязана ему своим умственным ростом. ..Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие».
Прошло двадцать лет. На пороге нового века писатели и поэты вновь обращают свои мысли к Пушкину. Первые десять лет – поиск «лица поэта».
Через года он бросил мост,
И если в нем признаем брата,
Он не обидится: он прост.
И он живой
Сергей Есенин мечтает «о могучем даре» поэта, утверждает, что они в чем-то схожи: «...ты был повеса, как я сегодня хулиган». И он выражает надежду:
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Маяковский считал, что после смерти их имена будут стоять рядом, и восклицал, что любит Пушкина живого, а не мумию.
В «серебряный век» нас вводит Анна Ахматова:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен гулко и колко
Усыпают низкие пни
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный томик Парни.
В этом стихотворении «В Царском селе» бросается в глаза то, что образ Пушкина заметно изменился. Если прежде он представлялся божественным созданием, то здесь он превращается во что-то гораздо более человечное, но при этом не исчезают его неповторимость, слава и любовь к нему.
Марина Цветаева, чье детство неразрывно связано с образом Пушкина, впервые назвала его «Мой Пушкин». Она создает целый цикл стихотворений, который посвящен поэту, где она с ним разговаривает, спрашивает совета, гуляет вместе по окрестностям. И после этого люди стали понимать, что для каждого из нас существует свой Пушкин, стоит только найти его образ.
Наши с вами современники спустя столетие после смерти великого поэта продолжают общаться с поэтом в своих произведениях, задают вопросы, видят в нем «своего великого учителя, высокое мерило художественных ценностей, основу нашего эстетического кодекса, надежнейшую опору в наших поисках и стремлениях».
У известнейшего поэта 20 века, Булата Окуджавы, есть замечательная песня, в которой непосредственную роль играет памятник Пушкину, рефреном звучат очень точные и значимые слова:

Пусть жизнь короткая проносится и тает.  На веки вечные мы все теперь в обнимку  на фоне Пушкина!..





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа завершена, и можно подвести итог моих исследований. Для многих поколений Пушкин был и будет вечным спутником. Как я упоминал ранее, он стал превращаться в какое-то национальное имя, объединяющее в себе разные прославленные произведения, а не живое лицо. Между Пушкиным и нами, - утверждал Брюсов, - поставлено слишком много увеличительных стёкол – так много, что через них почти ничего не видно..» Дело, конечно же, в том, что, не фокусируя, а наоборот, рассеивая подробности, интерпретации образа поэта заметно исказили его облик.
Изучение образного восприятия личности Пушкина поэтами и писателями позволило глубже и разностороннее понять его творчество.
Также в ходе работы, я пришел к выводу, что на восприятие и оценку творчества Пушкина оказывали значительное влияние социальные и временные факторы. В зависимости от них образ поэта становился то более отвлеченным, то более близким, но значение его в жизни русской нации имеет тенденцию к усилению.
Хочется ещё добавить, что постижение личности Пушкина и формирование его образа оказывает большое влечение на развитие и формирование культурного уровня каждого человека, имеет большое значение для самопознания личности.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


«Венок Пушкину», М., 1974.
Е.И.Высочина «Образ, бережно хранимый», М., 1986.
Э.Ф.Кузнецова «Мифы в искусстве старом и новом», С-Петербург, 1993.
А.М.Прохоров «Советский энциклопедический словарь», М., 1985.
«России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину», М., 1986.
«Светлое имя Пушкина», М., 1988.



 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 18
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 21
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 23
 В.В.Кунина «Светлое имя Пушкин» (проза, стихи, пьесы о поэте). М., 1988, С.32
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,.. М.,1986, С. 14
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,М.,1986, С. 73
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,М.,1986, С. 95
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 11
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,.. М.,1986, С. 16
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 27
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 35
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 27
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 15
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 31
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину», М.,1986, С. 68
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 32
 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 8 томах, Том 8.- С.157
 «России сердце не забудет. Русские писатели А.С.Пушкину»,. М.,1986, С. 41
 Ахматова А. Сборник стихотворений. М. «Просвещение», 1989.- С. 29
 Булат Окуджава. Сборник стихотворений. Москва, «Просвещение», 1992 – С.74









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Рисунок 2Описание: 44415