Конспект урока биологии 5 класс по теме Химический состав клетки


07.10.2015. Урок 5.
Химический состав клетки.
Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы»
Цель: изучить химический состав клетки.
Задачи: выявить, какие вещества образуют клетку;
создать представление об их роли в жизнедеятельности клеток;
создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, электронное приложение к учебнику.
Тип урока: комбинированный урок.
Основное содержание темы: Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие органические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.
Метапредметные:
Познавательные: определение структуры объекта познания(вещества клетки). Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация по предложенным критериям.
Информационно-комуникационные: умение подбирать аргументы, использовать для решения познавательных и коммуникационных задач различные источники информации.
Рефлексивные: оценивание своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
Предметные: умение называть, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.
Ход урока
Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам с.32 учебника.
Актуализация опорных знаний.
-Что общего в строении всех живых организмов? (состоят из клеток). А еще в чем сходство? Предлагается найти ответ на вопрос в абзаце 1 §6. Какие вопросы возникли у вас в связи с этим? Предложите и обозначьте вопросы о которых пойдет речь на уроке. Учитель дополняет сказанное детьми. Все вместе ставим цель: узнать какие химические элементы входят в состав клеток, какие вещества есть в клетке и какие функции они выполняют. Совместно с учителем учащиеся составляют план выполняемой задачи, предварительно познакомившись с тем, какими информационными ресурсами они обеспечены.
Изучение нового материала.
Чтение текста учебника (первые 3 абзаца) и работа с электронным приложением (1-2 фрагменты). Анализируется, что узнали нового.
Дальнейшая работа с текстом учебника (4-7 абзацы). Учащиеся начинают заполнение таблицы. Комментированное чтение и заполнение идет «по цепочке».
Химический состав клетки
Неорганические вещества 1.Вода
2.? Определяет объем клетки, ее упругость; является растворителем; сама участвует в химических реакциях; выводит вредные вещества из организма.
Обеспечивают раздражимость организма, придают прочность
? Белки
?
?
Нуклеиновые кислоты ?
Основная функция – энергетическая. Выполняют запасающую, опорную и защитную функции.
?
Ответственные за передачу наследственных признаков.
Проверка и дополнение таблицы после просмотра фрагментов электронного приложения. Затем проводится оценивание учащимися своих достижений.
4. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.
Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы и подсолнечника». Проводилась демонстрационно при помощи электронного приложения.
Проверка качества усвоения нового содержания.
Интерактивное задание 6 электронного приложения.
Домашнее задание. Прочитать §6, ответить на вопросы с.38. правильность ответов проверить по тексту параграфа.

Лабораторная работа
«Определение состава семян пшеницы и подсолнечника»
Белки, жиры и углеводы –
Творения живой природы.
Работу дружно проведем
И в семенах мы их найдем»
Цель: Научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.
Оборудование : зерновки пшеницы; семянки подсолнечника; кусочки теста; стакан с водой; кусочек марли; раствор йода, пробирка, держатель; лист бумаги; спиртовка, спички.
Ход работы
Под руководством учителя проведите эксперимент по изучению состава семян и заполните таблицу.
Что делали Что наблюдали
В сухую пробирку положили 4-5 зерновок пшеницы и нагрели её над пламенем спиртовки После сжигания семян остались____________________________________
На стенках пробирки мы видим_______________________________________
Положили кусочек теста в марлю и промыли её в стакане с водой.
Капнули в стакан 1-2 капли йода. Вода стала____________________________
Вода стала____________________________
Значит в тесте есть_____________________
Развернули марлю и рассмотрели остатки теста Тесто стало___________________________
Это растительный белок – клейковина.
Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша. На бумаге появилось__________________
Значит в семенах есть_________________
Исходя из результатов работы, дополните схему.