Технологическая карта интегрированного урока биологии и химии химический состав клетки


Интегрированный урок с химией в 5 классе «Химический состав клетки. Органические вещества»
Тип урока Комбинированный, лабораторная работа «Определение нахождения и свойств органических веществ»
Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений о свойствах органических и неорганических веществ; рассмотреть факты, свидетельствующие о единстве происхождения всех живых организмов. Создать условия для формирования умений определять химический состав семян, физические свойства белков, жиров, углеводов; описывать ход лабораторной работы; делать соответствующие выводы.
Образовательные ресурсы Мука, растительное масло, семена пшеницы и подсолнечника, клубень картофеля, глюкоза,кусочек марли, стаканы с водой, стеклянная палочка, бумага, пипетка, спиртовка, пробирка, предметное стекло, держатель, штатив.
План урока Разнообразие химических веществ клетки.
Лабораторная работа
Оформление итогов лабораторной работы ( таблица, «кадры фильма»)
Методы и формы обучения Метод: частично – поисковыйФорма – деловая игра
Основные понятия Органические, неорганические вещества, семена пшеницы, жиры, белки, углеводы
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся называть свойства и значение органических и неорганических веществ.
Получат возможность научиться определять химический состав семян, физические свойства белков, жиров, углеводов. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера, приходят к общему мнению.Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу, распределяют свое время для выполнения поставленных задач. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к изучению нового материала, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности или неуспешности учебной деятельности.
Организационная структура урока.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Форма контроля
1 2 3 4 5 6
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Совместное с учащимися определение темы урока, постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Создают условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в познавательную деятельность, уточняют тематические рамки, помогают составить план проведения урока. Прослушивая стихотворение о значении органических веществ пытаются самостоятельно определить тему урока, поставить цели и задачи, наметить план работы. Фронтальная, индивидуальная. 2. Актуализация знаний ( 3 мин.) Проверка домашнего задания и беседа по вопросам для подготовки восприятия нового материала Организуют игру – цепочку по вопросам «Химический состав клетки», делая акцент на органические вещества. Задают вопросы друг другу, корректируют ответы. Фронтальная Устные ответы.
3.Изучение нового материала(30 мин.) Обсуждение правил проведения деловой игры «Мы снимаем фильм» Помогают сформулировать правила работы в группе Распределяют роли в группе, формулируют правила работы в группе, опираясь на рекомендации ученых, учителей. Групповая Устные ответы.
Лабораторная работа «Определение нахождения и свойств органических веществ» Организуют лабораторную работу по инструктивной карточке. Обсуждают правила техники безопасности, выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу, делают выводы. Парная Заполнение таблицы с выводами
Обсуждение результатов опытов. Организуют обсуждение результатов опытов по вопросам: «Почему, изучая состав семян, можно судить о химическом составе растений? Какой вывод можно сделать о химическом составе семян?» Отвечают на вопросы, делают выводы, проверяют правильность заполнения таблицы. Парная, фронтальная Устные ответы
Выполнение творческого задания – обобщения по нахождению и свойствам органических веществ клетки. Организуют работу в группах. По выданным заданиям оформляют ответы в виде кадров фильма, используя ранее заполненную таблицу, учебник, дополнительный справочный и иллюстрационный материал. Групповая Оформление «кадров фильма»
Обсуждение результатов выполнения творческого задания Организуют обсуждение итогов работы в группах, делая акцент на вопрос «Что нового вы узнали? Что вас удивило?» Представитель от группы объясняет оформленный «кадр фильма», создает на доске «видеоряд». Фронтальная Устные ответы
Демонстрация опытов, результатов опытов по содержанию органических и неорганических веществ в кости» Демонстируют опыты по прокаливанию кости, итоги опыта по воздействию на кость раствора соляной кислоты. Организуют обсуждение «Связаны ли свойства клеток с химическим составом? Какое отношение этот опыт имеет к растениям?» Обсуждают итоги опытов, делают выводы Фронтальная Устные ответы
4.Первичное осмысливание и закрепление изученного (4 мин.) Выполнение тестового задания Организуют выполнение тестового задания и взаимопроверку с целью проверки усвоения нового материала, при необходимости проводят коррекцию ошибок, выставляют оценки в журнал и дневники учащихся. Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку. Индивидуальная, парная Тест
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.(4 мин.) Обобщение полученных знаний. Определяют задания, нацеливают на самостоятельную работу, организуют контроль. Выполняют задания с текстом, исправляя в нем ошибки.Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке. Индивидуальная Устные ответы, текст.
6.Домашнее задание (2 мин.) Составить план рассказа по теме урока или составить кроссворд, или составить задания для проверки домашнего задания на следующем уроке. Конкретизируют домашнее задание Выбирают домашнее задание, записывают задание в дневник. Индивидуальная. Запись домашнего задания
Приложения.
Стихотворение на начало урока ( для создания положительного настроя на урок, так называемое -присоединение).Солнце красное проснулось,В гости к нам пришло с утра,Всем ребятам улыбнулось,Начинать урок пора.
Стихотворение для определения темы урока.Мы для всех очень нужны,Потому что мы важны:Мы клеточки построим,Им энергию дадим,А еще мы признаки родителейСохраним и передадим.
Домашнее задание(на выбор)
1.Ответить на вопросы стр.382. Составить кроссворд по теме «Химический состав клетки».3.Составить 5 вопросов по теме «Химический состав клетки».4.Продумать, какие еще опыты можно провести для выяснения химического состава клетки.
Правила работы в группе
Умей слушать и понимать других.
Не перебивай!
Дай возможность высказать свое мнение каждому
Умей договариваться и приходить к общему мнению.
Инструктивная карточка для лабораторной работы «Определение нахождения и свойств органических веществ».
1.Соблюдая технику безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что наблюдаете?2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.3.На салфетку поместите очищенное семя подсолнечника и раздавите. Что наблюдаете? Сделайте вывод.4.Поместите на марлю кусочек теста, промойте это тесто в воде. Что происходит с цветом воды? Капните в воду йод. Как изменился цвет? Сделайте вывод.4. Разверните марлю, на ней осталась клейкая масса – клейковина. Сделайте вывод. Ответьте на вопрос: может ли количество клейковины определять качество зерна?5.Разрежьте клубень картофеля и капните йод. Что наблюдаете? Сделайте вывод.6.Прибавьте воду к растительному маслу, к глюкозе. Размешайте. Что наблюдаете? Сделайте вывод о растворимости органических веществ.
Оформление лабораторной работы.
Промыли тестообнаружили ________________Это__________________ Раздавили семечку подсолнечника на фильтровальной бумаге. Увидели________________________Это _____________________________ В фильтрат, полученный при промывании теста, карнули раствор йода.Увидели__________________________Это________________________________
Прибавили воды к яичному белку.Белок ( растворился, не растворился) Прибавили воды к растительному маслу.Масло ( растворилось, не растворилось) Прибавили воды к глюкозе.Глюкоза ( растворилась, не растворилась)
Вывод: 1. Белки содержатся в……. 2. Жиры содержатся в…….. 3.Углеводы содержатся в………. 4. В воде растворяются……, не растворяются…………. 5.Функции органических веществ:………
Физкультминутка.
Над водой летят стрижи ( руки в стороны),Быстро как летят стрижи,Под водой плывут ерши ( Присели)Плывет лодочка – красаРасписные паруса( Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища)
Таблица «Сравнительная характеристика органических веществ клетки»
Вещества Белки Жиры Углеводы
1.Где находятся? 2.Свойства 3.Функции Сюрприз от учителей.
1.Показ куриной кости, которую выдержали в 10% растворе соляной кислоты.2.Показ прокаленной куриной кости
Текст для проверки.
К органическим веществам клетки относятся жиры, вода, белки, минеральные соли, углеводы. Главным строительным материалом в животной клетке являются углеводы. Жиры – это единственный источник энергии. В зернах пшеницы большое содержание белков. Органические вещества входят в состав всех клеток. Клейковина – это белок.
Тест. 1 вариант
К органическим веществам клетки относятся: а)белки б) вода в) минеральные соли
В муке содержатся: а) углеводы б) вода в)жиры
В мясе много: а)белка б)углеводов в)воды
Главный строительный материал клетки: а)белки б)вода в)жиры
Главный источник энергии: а)белки б)жиры в) нуклеиновые кислоты
Тест. 2 вариант
К органическим веществам клетки относятся: а) углеводы б)вода в) минеральные соли
В растительном масле содержатся: : а) углеводы б) вода в)жиры
В мясе много: а)белка б)углеводов в)воды
Быстрый источник энергии: а)белки б) углеводы в) нуклеиновые кислоты
Главный строительный материал клетки: а)белки б)вода в)жиры
Лист самооценки
Сегодня на уроке:* я научился* было интересно* было трудно* могу похвалить себя за то, что* больше всего мне запомнилось, понравилось, удивило меня