Пояснительная записка по изобразительному искусству 2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и примерной программы по изобразительному искусству УМК «Начальная школа 21 века» для 4 кл. авторов Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Ю.Н.Протопопова. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник «Изобразительное искусство» Л.Г.Савенкова,
Е.А.Ермолинская, тетерадь « Изобразительное искусство».М.:Вентана – Граф, 2014для общеобразовательных учреждений «предмет. класс», методические пособия и вспомогательная литература.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 4 классе – 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Результаты освоения учебного материала.

Личностные результаты:
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение доводить работу до конца;
способность предвидеть результат своей деятельности;
адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;
умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
умение проводить самостоятельные исследования;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение находить нужную информацию в Интернете;
участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии С заданным смысловым (логическим) содержанием;
обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
сформированное представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
пособность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать
о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
сформировапность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.



















СОДЕРЖАНИЕ
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
Основные виды деятельности
развивать представления о про-странстве окружающего мира природном пространстве разных народов: Север (снеж-ные просторы, океан), Восток (пустыни, пес-ки, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
развивать понятие об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости.;
формировать представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.
формировать освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий;
развивать понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной.
организовать и провести работу по памяти или наблюдению на темы по выбору;
развивать представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета;
понимать, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения;
формировать понятия об ахроматической и хроматической гамме;
развивать у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением;
передавать характерные формы и характера человека;
рисовать с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение).
знакомить с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов; описывать в сказках характера героев, природного и бытового пространства;
знакомить с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, русских и др.), их народное творчество;
оформлять и разыгрывать народные праздники, обряды, соответствующих временам года и сезонным работам;
формировать представление о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.
2. Развитие фантазии и воображения
Основные виды деятельности
вычленять творческую задачу;
раскрывать понятия «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка»
Выражать историческое время в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды;
Формировать представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени;
изучать особенности формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке;
отображать характер традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
проводить исследовательские работы;
выявлять существовавших ранее промыслы и ремёсла в близлежащих областях и населённых пунктах
отображать в декоре элементы окружающей природы.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов.
Основные виды деятельности

создавать разные образы;
передавать повадки и характер животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве;
отражать в них формы, характер движений (динамику), смысловое содержание;
изображать человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Конёнков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).