Статья Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного — ориентированного подхода в учебный процесс


Использование компьютерных технологий как одной из форм внедрения компетентностного - ориентированного подхода в учебный процесс
Учитель биологии
Халимонова Е.Н.
9080556515
Из доклада Жака Делора Международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище»
«Четыре столпа»,
на которых основывается образование:
-научиться познавать,
- научиться делать,
-научиться жить вместе,
-научиться жить…
В условиях качественного обновления системы образования меняется сущность и основные составляющие результатов образования: современные образовательные результаты рассматриваются как система, включающая личностные, метапредметные и предметные компоненты, выступающие факторами развития мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов учащихся. При этом особую значимость приобретает развитие универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, т.е. способность субъекта к самоорганизации, саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Лев Николаевич Толстой писал: «Лучшая методика та, которой вы владеете». И чтобы учить других, нужно быть самому методически грамотным человеком. Профессия учителя всегда даёт возможность учиться, развиваться, самосовершенствоваться. Использую в своей работе методику опережающего обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, развития критического мышления, проектную технологию, а также использую в своей работе информационно-компьютерные технологии. ИКТ можно определить как совокупность разнообразных технологических инструментов и ресурсов, используемых для обеспечения процесса коммуникации, создания, распространения, хранения и управления информацией. Под этими технологиями подразумевают компьютеры, сеть Интернет, радио- и телепередачи, а также телефонную связь.
Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий? На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование новых образовательных технологий в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и обучающегося; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Электронные материалы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное у учителя появилась большая база данных, которую можно использовать в работе. Кабинет биологии стационарно оборудован проектором и экраном.Использование на уроках компьютерных технологий позволило мне открыть новые возможности в преподавании. Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать системно - деятельностный подход в обучении.
Главная задача, стоящая перед учителем, (по какой бы методике он не работал), это развитие задатков, способностей и интеллекта обучающегося, то есть развитие его логического мышления. Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, собственная точка зрения сориентируют ребёнка в любой жизненной ситуации.
Используя компьютер, готовлю раздаточный материал, создаю тесты для контроля знаний, презентации. Пополняю видеотеку учебными фильмами, видеофрагментами, презентациями. На разных этапах урока применяю интеллект - карты. Для создания интеллект - карт использую как свой собственный материал, так и материал, который нахожу в Интернет - ресурсах. Подача учебного материала в виде интеллект -карт сокращает время обучения, способствует развитию логического мышления, стойкости внимания и устойчивого запоминания, высвобождает ресурсы здоровья детей.  
Разновидности интеллект – карт:
КАРТА ПАМЯТИ
КАРТА ТЕКСТА
КАРТА ПРАВИЛА
КАРТА УЧЕБНИКА
МНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТА
КОНСПЕКТ – КАРТА
ВОПРОС – КАРТА
КАРТА МЫШЛЕНИЯ
ПЛЕЙ - КАРТА
ТРАФАРЕТ-КАРТА
Время сутокУтроНочьВечерДень Организующие факторыБудильникДневникКалендарьРасписание Отвлекающие факторыБолтовняТелефонКомпьютерИнтернет ТелевизорОтдыхМузыкаОбщениеСонПрогулка Мешающие факторыСкукаУсталостьЛеньРаздражениеНедосыпаниеНедосыпМНЕМОНИЧЕСКАЯ КАРТАБудь здоров!
Строение мембраныУглеводыБелки2 слояфосфолипидовмикротрубочкиСтруктураУглевод + белок =гликопротеидУглевод + липид =гликолипидКОНСПЕКТ – КАРТА
Функции мембраныРецепторнаяТранспортвеществОграничениевнутреннего содержимогоЗащитнаяКоммуникативнаяФерментативная обработкаКОНСПЕКТ – КАРТА
Строение мембраныУглеводыБелки2 слояфосфолипидовмикротрубочкиУглевод + белок =гликопротеидУглевод + липид =гликолипидФункции мембраныРецепторнаяТранспортвеществОграничениевнутреннего содержимогоЗащитнаяКоммуникативнаяФерментативная обработкаКАРТА МЫШЛЕНИЯ

Различают два круга кровообращения: большой и малыйПЛЕЙ - КАРТА
ПЛЕЙ - КАРТА
Большой кругкровообращения
Малый круг кровообращения
6. Правое предсердие1.Правый желудочек2.Легочная артерия3.Артериоллы 4.Легочные капилляры5. Четыре легочные вены
Кровь по сосудам малого и большого кругов кровообращения проходит за 27 секунд.По большому кругу кровь проходит за 20 – 23с.По малому кругу кровь проходит за 4 – 7 с.В аорте скорость течения крови 0,5 м/с.В венах скорость течения крови 0,2 м/с.В капиллярах скорость движения крови 0,5 - 1,2мм/с. Запомни!КАРТА ПАМЯТИ
ПЛЕЙ – КАРТАРотовая полостьСлюнные железыПечень Желчный пузырьТонкий кишечникПоджелудочная железаПрямая кишкаДвенадцатиперстная кишкаЖелудокПищеводГлоткаТолстый кишечникЧервеобразный отросток - аппендиксСтроение пищеварительной системы
Условия прорастания семянПЛЕЙ – КАРТАКакие условия необходимы для прорастания семян?
Для прорастания семян растений необходимы определенные благоприятные условия.ЗапасныепитательныевеществаТемпературныеусловияОсвещение(свет)Живойзародыш семениКислород воздухаГлубина заделки семянв почвуВода
ПЛЕЙ – КАРТАКак развивается растение из семени?
Этапы прорастания семениПоявление корешка.Набухание семян.Взрослое растениеПоявление зародышевого побега.Поглощение воды.
Найдите домашних животныхПроверкаТРАФАРЕТ – КАРТА
Найдите диких животных ПроверкаТРАФАРЕТ – КАРТА
Грамотное использование возможностей современных ИКТ на уроках биологии способствует:
- рациональной организации учебного процесса, повышению эффективности урока;
- обеспечению положительной мотивации обучения;
- повышению качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся (при использовании ИКТ задействованы все каналы восприятия учащегося – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный);
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников, повышению уровня комфортности обучения;
- обеспечению доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, применение ИКТ в школе позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал как учителя, так и учащихся. Использование ИКТ на уроках биологии – это не просто новое веяние времени, а необходимость нового смысла урока.
Список используемой литературы:
Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.
Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.
Интернет - ресурсыhttp://svitppt.com.ua/medicina/krovenosnaya-sistema.html - кровеносная системаhttps://www.youtube.com/watch?v=hf6KDTgRwXM – видео механизм работы пищеварительной системы http://video.sibnet.ru/rub/12940/video1243623-Razvitie_rasteniya_iz_semeni__1978_/ - видео развитие растения из семени