Рабочая программа по русскому языку Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. 5 класс ФГОС (210 часов)

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______________/Т.С.Алехина
«01» сентября 2016
№ 71.7 от 01.09.2016 г.
СОГЛАСОВАНО:
__________/Т.В.Ахматова
«01» сентября 2016
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО
_____________/Пронина Т.И./
«31» августа 2016
№ 1 от 31.08.2016 г.



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ростошинская средняя общеобразовательная школа»


Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»»
основного общего образования
5 класс
(2016 год)

Пронина Тамара Ивановна
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МКОУ «Ростошинская СОШ»






2016
с. Ростоши





Нормативные документы:

(Закон РФ «Об образовании в РФ»(от29.122012г.№273-ФЗ);
(Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
(Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г.№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N1897»
(Федеральный перечень учебников (2013,2014,2015);
Примерная( Основная образовательная программа ООО;
Положение( о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «Ростошинская СОШ».

Учебный( план ОО МКОУ «Ростошинская СОШ» на 2016-2017 учебный год

УМК:
«Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы» авторы- составители Ладыженская Т.А., Баранова М.Т., Тростенцова Л.Ф. и др.
Учебник «Русский язык» 5 класс, авторы Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., Москва, «Русское слово», 2014г.
«Методические рекомендации» 5 класс Ладыженская Т. А.
Методическое пособие «Уроки русского языка» Богданова Г. А.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения русского языка, имеющих метапредметный статус, служат:
Личностные универсальные учебные действия
умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
Регулятивные универсальные учебные действия
ставить и адекватно формулировать цель деятельности
планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Познавательные универсальные учебные действия
формулировать проблему
выдвигать аргументы
строить логическую цепь рассуждения
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис
осуществлять библиографический поиск
извлекать необходимую информацию из различных источников
определять основную и второстепенную информацию
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели
применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия
владеть всеми видами речевой деятельности
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми
адекватно воспринимать устную и письменную речь
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.





Программа по русскому языку для 5  класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
     Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития универсальных учебных действий.
     В соответствии с ФГОС и Примерной программой курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
воспитаниегражданственности и патриотизма , духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ;воспитание уважения к языку как средству освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; воспитание уважения к культуре своего народа, уважения к традициям и культуре других народов;
воспитание, интереса, уважения и любви к родному языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, потребности в речевом самосовершенствовании;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоениезнаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
формированиеуменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
На основании требований ФГОС предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностныйподходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризуетобобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Знать, владеть умениями и навыками:
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумяглавными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложенияизученных видов; разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться
орфографическим и толковым словарями; соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также
описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (всоответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковымисловарями.



Планируемые результаты изучения русского языка
Ученик научится:
опознавать орфограммы и пунктограммы;
узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические признаки и синтаксическую роль;
различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить грамматическую основу предложения (в простейших случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
производить синтаксический и пунктуационный разбор;
слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться словарями;
подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
производить (выборочно) лексический разбор слова;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение слов;
озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;
самостоятельно строить высказывание.
Ученик получит возможность научиться:
писать рассказ, лингвистическую сказку, письмо, отзыв о телепередаче;
составлять объявления, инструкции;
редактировать текст с устранением повторов;
создавать устные и письменные высказывания с использованием выразительных средств;
использовать выразительные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
строить логическое рассуждение;
делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)
Язык и общение (4ч+1ч)
Повторение изученного в начальных классах (20 ч+7 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч + 6 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (19 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (7 ч + 4 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч + 5 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 5 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (9 ч + 5 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (25 ч + 7 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение изученного (13+1)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока
Количество часов

1
Вводный урок.
Наука о русском языке, её основные разделы.
1


Язык  и  общение
 (4ч. - 1ч.)
5

2
Язык и человек. Язык и культура. Язык и его единицы
1

3
Общение устное и письменное.
1

4
Чтение как вид речевой деятельности.
1

5
Слушание как вид речевой деятельности
1

6
Р/р . Стили речи
1

        
Повторение материала, изученного в начальной школе
(20ч. - 7ч)          
27

7
Звуки и буквы. Произношение и правописание
1

8
Орфограмма
1

9
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
1

10
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. Словарный диктант.
1

11
Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.
1

12
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
1

13
Буквы И, У, А после шипящих
1

14
Разделительные Ъ и Ь
1

15
Раздельное написание предлогов
1

16
Р/р Текст, тема текста
1

17-18
Р/р. Обучающее изложение ( на основе упр.66) «Хитрый заяц»
2

19
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи
1

20
Глагол как часть речи.
1

21
-Тся и -ться в глаголах.
1

22
Р/р. Тема текста.
1

23
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов.
1

24
Не с глаголом.
1

25
Имя существительное как часть речи. Словарный диктант.
1

26
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
1

27
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.
1

28-29
Р/р Сочинение по картине А.Пластова «Летом»
2

30
Местоимение.
1

31
Р/р. Основная мысль текста
1

32
Контрольный диктант «Повторение изученного в 1-4 классах»
1

33
Анализ контрольного диктанта
1


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи  
(29 ч. + 6 ч.)
35

34
Синтаксис как раздел грамматики. Основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, текст.
1

35
Пунктуация как раздел науки о языке.
1

36
Словосочетание. Строение словосочетания.
1

37
Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.
1

38
Предложение. Простое предложение.
1

39-40
Р/р Сжатое изложение «Старый пень» (на основе упр.137)
2

41
Виды предложений по цели высказывания.

1

42
Виды предложений по эмоциональной окраске.
1

43
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее
1

44
Сказуемое
1

45
Тире между подлежащим и сказуемым.
1

46
Нераспространённые и распространённые предложения

1

47
Второстепенные члены предложения. Дополнение
1

48
Определение
1

49
Обстоятельство
1

50
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1

51
Обобщающие слова при однородных членах
1

52
Предложения с обращением
1

53
Р/р Письмо
1

54
Синтаксический разбор простого предложения
1

55
Пунктуационный разбор простого предложения.
1

56-57
Р/р. Сочинение по картине «Опять двойка»
2

58
Простые и сложные предложения. Словарный диктант.
1

59
Знаки препинания в сложном предложении.
1

60
Знаки препинания в сложном предложении.
1

61
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения
1

62
Прямая речь
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
1

63
Прямая и косвенная речь
1

64
Диалог.
1

65
Повторение «Синтаксис и пунктуация»
1

66
Р/р. Выборочное изложение.(упр.254)
1

67
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
1

68
Анализ контрольной работы
1


Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи (19ч +3ч)
21

69
Звуки речи. Сильные и слабые позиции гласных звуков.
1

70
Звуки речи. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Словарный диктант.
1

71
Гласные звуки
1

72
Согласные звуки
1

73
Изменение звуков в потоке речи
1

74
Согласные твёрдые и мягкие.
1

75- 76
Р/р Функционально-смысловые типы речи. Повествование с элементами описания «Музыкальная шкатулка»
2

77
Согласные звонкие и глухие.
1

78
Графика. Алфавит
1

79- 80
Р/р Функционально-смысловые типы речи. Сочинение-описание предмета
2

81
Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака
1

82
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
1

83
Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные. Словарный диктант.
1

84
Фонетический разбор слова
1

85
Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»
1

86
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
1

87
Анализ контрольной работы
1

88-89
Р/р. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
2


Лексика. Культура речи.
(7ч.+ 4ч.).


11

90
Слово и его лексическое значение
1

91
Однозначные и многозначные слова
1

92
Прямое и переносное значения слов.
1

93
Омонимы
1

94
Синонимы
1

95-96
Р/р Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»(упр.358)
2

97
Антонимы. Словарный диктант.
1

98
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
1

99-100
Р/р Изложение «Первый снег»
2


Морфемика. Орфография. Культура речи.
(23ч+5ч)


101
Морфемика как раздел лингвистики.
1

102
Изменение и образование слов.
1

103
Окончание и основа слова.
1

104
Корень слова
1

105
Р/р Сочинение –рассуждение. Рассуждение в повествовании.
1

106
Суффикс
1

107
Суффикс. Словарный диктант.
1

108
Приставка
1

109
Приставка.
1

110
Морфемные словари русского языка
1

111-112
Р/р. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика.
2

113
Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.
1

114
Беглые гласные.
1

115
Варианты морфем.
1

116
Морфемный разбор слова
1

117
Правописание гласных и согласных в приставках
1

118
Буква З-С на конце приставок
1

119
Буква З-С на конце приставок
1

120
Буквы О-А в корне
 -ЛАГ-  -ЛОЖ-
1

121
Буквы О-А в корне
-РАСТ-  -РОС-
1

122
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
1

123
Буквы Ы-И после Ц. Словарный диктант.
1

124
Повторение по теме «Морфемика. Орфография»
1

125
Контрольная работа по теме «Морфемика»
1

126
Анализ контрольной работы
1

127-128
Р/р. Сочинение - описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
2


Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя сущест-вительное
 (17 ч.+5ч.).
22

129
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.
1

130
Имя существительное как часть речи
1

131-132
Р/Р Доказательство в рассуждении
2

133
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
1

134-135
Имена существительные собственные и нарицательные
1

136
Морфологический разбор имён существительных
1

137
Р/р. Сжатое изложение (упр.496)Е. Пермяка «Перо и чернильница»
1

138
Род имён существительных. Словарный диктант.
1

139
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
1

140
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
1

141
Три склонения имён существительных
1


Морфологический разбор имени существительного.
1

142
Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1

143
Существительные на –ия, -ие, -ий
1

144-145
Р/р Подробное изложение с элементами описания.
2

146
Множественное число имён существительных


147
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
1

148
Повторение по теме «Имя существительное»
1

149
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
1

150
Анализ контрольной работы. Словарный диктант.
1


Имя прилагательное  
(9ч.+5ч.)

14

151
Имя прилагательное как часть речи
1

152
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
1

153
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
1

154
Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных
1

155 -156
Р/р Изложение. Описание животного (упр. 587) А.И. Куприн «Ю-ю»

2

157
Прилагательные полные и краткие
1

158
Морфологический разбор имени прилагательного
1

159
Повторение по теме «Имя прилагательное». Словарный диктант.
1

160
Р/Р. Сочинение –описание любимого животного.
1

161
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
1

162
Анализ контрольной работы
1

163-164
Р/р Художественное описание животного по картине А.Н. Комарова «Наводнение.»
2


Глагол
(25ч.+7ч.)

32

165
Глагол как часть речи
1

166
Правописание НЕ с глаголами
1

167
Р/р Рассказ
1

168
Неопределённая форма глагола
1

169-170
Правописание
-тся  и  -ться
в глаголах. Словарный диктант.
2

171
Виды глагола
1

172
Видовые пары
1

173
Буквы Е-И в корнях с чередованием
1

174
Буквы Е-И в корнях с чередованием
1

175-176
Р/р Невыдуманный рассказ
2

177
Время глагола. Прошедшее время
1

178
Настоящее время
1

179
Будущее время Словарный диктант.
1

180
Спряжение глагола
1

181
Правописание безударных личных окончаний глагола
1

182
Правописание безударных личных окончаний глагола
1

183
Правописание безударных личных окончаний глагола
1

184
Правописание безударных личных окончаний глагола


185-186
Р/р. Сжатое изложение (упр.609) А.Ф. Савчук «Шоколадный торт»
2

187
Морфологический разбор глагола
1

188
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа
1

189
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа
1

190
Употребление времён.
1

191- 192
Повторение по теме «Глагол»
2

193
Контрольная работа по теме «Глагол»
1

194
Анализ контрольной работы
1

195-196
Р/р. Рассказ на основе изображённого ( «Не взяли на рыбалку»)
2


Повторение и систематизация материала, изученного в 5 классе (13ч. + 1ч.).
14

197 -198
Разделы науки о языке.

2

199
Р.р. О.Генри «Последний лист»
1

200 -201
Орфограммы в приставках и корнях
2

202-203
Орфограммы в окончаниях
2

204
Употребление букв Ъ иЬ.
1

205
Контрольная работа «Правописание орфограмм»
1

206 - 207
Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.
2

208-209
Итоговая контрольная работа и её анализ
2

210
Итоговый урок.
1


15