Статья Инновационные процессы в сфере услуг: теоретические и практические аспекты разработки и внедрения инноваций с точки зрения математики.


Автор работы: Демина Римма Григорьевна
Образовательное учреждение: ГАПОУ РО РКРСТ
Инновационные процессы в сфере услуг: теоретические и практические аспекты разработки и внедрения инноваций с точки зрения математики.
Введение
Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов. Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического развития и улучшения качества жизни населения.
В России также предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных процессов в области науки и техники, материального производства и математики. Инновации – это не что иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
Нововведения характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям экономического развития. Это касается и туристского бизнеса. В системе туризма переплетены интересы экономики и математики, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Данная отрасль относится к числу наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По прогнозам ВТО, к 2010 году число туристических прибытий превысит 1 млрд человек, к 2020 году составит 6 млрд человек, мировые доходы от туризма в 2020 году возрастут до 2 трлн долларов.
Несомненно, сфера услуг – перспективное направление, в котором можно и нужно применять инновации для дальнейшего его развития. Вариантов развития множество, но подробнее в данной работе мне хотелось бы остановиться на внедрении инноваций с точки зрения математики.
Итак, цель работы состоит в том, чтобы показать, какие инновационные процессы происходят в туристской деятельности и сфере обслуживания и как на эти процессы влияют математические и статистические методы. 
Сфера услуг как перспективное направление в данный момент времени нуждается в развитии и совершенствовании, а математика проникает во все сферы жизни современного общества, и сфера гостиничного бизнеса, несомненно, не является исключением. Именно в этом и состоит актуальность разработки поставленной цели.
Задачи:
изучить тенденции развития инновационных технологий в сфере обслуживания с точки зрения математики;
рассмотреть современное состояние туризма;
уточнить сущность и содержание инноваций в гостиничном бизнесе и туризме;
подготовить практические рекомендации по внедрению инноваций в деятельность туристических фирм (на примере одной фирмы).
Объектом исследования является инновационная деятельность в сфере туризма с точки зрения математики.
Предметом исследования являются инновационные процессы туристической фирмы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы инновационных технологий в сфере обслуживания и гостиничном бизнесе
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
В начале третьего тысячелетия сфера туризма превращается в мощное социально-культурное и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику государств и регионов.
Сфера обслуживания – совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с удовлетворением нематериальных потребностей человека в виде услуг. Согласно определению, приведенному в ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», «услуга —  результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности клиента», а обслуживание - это деятельность исполнителя услуги при непосредственном контакте с ее потребителем.
Сфера обслуживания за последние 15 лет развивалась высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранилась положительная тенденция к росту. Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Гостиничный бизнес является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса.
Я думаю, можно даже не продолжать перечислять необходимость сферы обслуживания, туризма и гостиничного бизнеса – очевидно, что это не вызывает сомнений. Но любую необходимую сферу деятельности нужно постоянно развивать, совершенствовать, т.е. внедрять инновации.
Инновация – это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этого, с фиксированным получением дополнительной ценности. Особенность инновации в том, что она позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразных высококачественных и конкурентоспособных продуктах и услугах. Особенно важную роль призваны сыграть инновации в сфере туризма. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче переработке нефти и газа.
По данным Всемирной туристской организации гостиничный бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.
В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов. На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения.
Туризм – одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. Анализ роли и места России в международной торговле туристическими услугами показал, что она находится в стадии становления, и ее роль в мировой экономике незначительна – около 1%.
Невысокий процент прибытий иностранных граждан в Россию объясняется влиянием многих сдерживающих факторов, к которым относятся: политическая и экономическая нестабильность, стереотипы о криминогенной обстановке, террористические угрозы и наряду с этим – разрушенная и неразвитая база индустрии туризма, разрушение единого туристского пространства и т.д.
Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 10,7%, Испании —  7,2%, США —  6,4%, КНР —  5,5%.
Поэтому и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов в сфере туризма, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в туристском бизнесе. Причем развитие инноваций необходимо проводить как на уровне государства, так и на уровне гостиниц, фирм.
Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме. Т.е. можно сделать вывод, что инновации в туризме —  разносторонние нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристических проектов, способность организации новых видов туристической деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристического спроса, включающее в себя современные технологии. Но при дальнейшем рассмотрении темы для выполнения поставленных в работе задач хотелось бы остановиться именно на математической составляющей инноваций сферы обслуживания, предварительно рассмотрев современное состояние сферы обслуживания, тризма и гостиничного бизнеса.
2. Современное состояние сферы обслуживания, туризма и гостиничного бизнеса
Анализ современного состояния туризма в РФ показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
В настоящее время в стране насчитывается более 8 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 15 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2010 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 31,2 млн.человек, из них в гостиницах - 19,4 млн.чел.
Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2011 году 98,9 млрд.руб., что превысило показатели 2007 года на 47%.
Более подробно можно отследить динамику показателей объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению за 2007-2013 годы в 10 ведущих регионах России (см. приложение 1, 2)
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2012 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей —  5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним относятся музеи, театры, цирки, зоопарки, памятники истории и культуры, национальные парки и заповедники. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника, которые играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.
Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.
Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.
Доходы от международного туризма, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2013 г. в разных странах составили (в млрд долл.): США —  93,9 (1 место в мире), Испания —  53,2 (2 место), Франция —  49,4 (3 место), Китай — 39,7 (4 место), Индия —  11,4 (16 место), Россия —  всего 9,3. Пока это лишь 28 место в мире (в 2009 г. было 30 место с доходом 7,0 млрд руб.). Но, тем не менее, это уже прогресс.
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. На данный момент отрицательная динамика несколько замедлилась, но, тем не менее, продолжает сохраняться. Это объясняется, прежде всего, резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия» и т.д. Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Также, учитывая сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам становится невыгодно приезжать в столицу.
Итак, хотелось бы сделать вывод, что реальный потенциал туризма в России неисчислимо больше, чем используется на данный момент, но при этом он имеет все необходимые условия для инновационного развития.
3. Математические инновации в туризме.
Математика —  самая древняя наука, игравшая важнейшую роль в жизни и деятельности человека на всех исторических этапах, т.к. людям всегда нужно было что-либо считать и чертить, измерять и вычислять, прогнозировать и проектировать, создавать новое.
Причина, по которой без математических методов сейчас не обходится не только техника, механика, электроника, экономика, но и медицина, экология, психология, социология, лингвистика, туризм, юриспруденция и др., проста: для математических методов характерны
четкость формулировок и определений;
использование точных количественных оценок;
логическая строгость;
сочетание индуктивного и дедуктивного подходов;
универсальность.
Использование математических методов формирует так называемый математический стиль мышления, т.е. абстрактный, логический, идеально строгий и, самое главное, нацеленный на поиск закономерностей. Профессионал, грамотно и аккуратно применяющий математические методы, способен принести пользу в любой сфере деятельности, в том числе и в сфере услуг, в туризме, в гостиничном бизнесе.
На первый взгляд, туризм и математика – весьма далёкие друг от друга понятия. Но, как мне кажется, вопрос о взаимосвязи между сферой гостиничного бизнеса и математикой может возникнуть только из-за того, что математика по праву настолько проникает во все сферы нашей жизни, что мы просто не замечаем её постоянного и неотъемлемого присутствия. Для выявления, есть ли у учащихся понимание связи между математикой и гостиничным бизнесом, мной было проведено небольшое исследование. По результатам опроса было интересно сделать вывод, что многие участники признали прямую взаимосвязь между данными отраслями, и большинство опрошенных заметили, что гостиничный бизнес без математики существовать не может. Аргументирующие ситуации были приведены разные: и достаточно обычные для поездок (необходимость конвертации между валютами), и практические (рациональное распределение веса снаряжения между участниками похода, чтобы потом не пришлось всей группе останавливаться и ждать отстающих). Также присутствовали ответы, подчёркивающие применение математики в подсчёте различных показателей. Но все ответы сходились в одном: без математики невозможно дальнейшее развитие отрасли. Соответственно, мы опять вернулись к необходимости внедрения различных математических инноваций в современный гостиничный бизнес.
А теперь, когда мной уже была доказана прямая связь между сферой обслуживания и математикой, хотелось бы привести конкретные примеры.
Туризм —  один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и, конечно, малые фирмы. Для удобства понимания и практического применения мной будет рассмотрен не некий туристический гигант, а недавно созданная маленькая фирма.
Ранее я уже рассматривала понятие «инновации». Но если отойти от научных терминов и упростить, то можно сказать, что его суть – внедрение нового для получения дополнительной ценности. Итак, что же мы эффективно можем внедрить такого математического в нашу фирму, чтобы ещё и прибыль получить? Эффективно – это когда за минимальные ресурсы получаем максимум результата. Не знаю, как для обычной жизни, но для бизнеса звучит привлекательно. Тратим минимум времени, денег, усилий и получаем все больше и больше пользы – дохода, клиентов, славы… желательно мировой.
Что такое математика? Обобщённо – это подсчёты. А что мы можем посчитать в туризме? В принципе, все что угодно. Но опять же, применяя принципы эффективности, давайте обратим внимание на те показатели, измерение которых реально может принести пользу.
Количество входящих запросов. Один из самых важных показателей. Он стоит у нас почти в самом начале воронки продаж. Почему "почти"? Потому что до него у нас есть еще один показатель – количество исходящих сообщений. Закон «количество исходящей энергии прямо пропорционально количеству входящей» в экономике работает. Предлагаю начать считать с количества исходящих сообщений, в которых можно включить: звонки клиентам, отправленные письма, смс с предложениями, прочитанные посты в соцсетях, пользователи на сайте и т.д. Параллельно мы считаем входящие запросы: сколько зашли в офис, сколько позвонили, сколько отправили запрос по е-мейлу. И если мы делаем правильный исходящий, то тренд этого показателя тоже будет растущий.
Следующий важный показатель – валовый доход. Это общая сумма, на которую мы подписали договоров в отчетном периоде. Чтобы подсчитать этот показатель мы просто суммируем все заказы, оформленные договорами за отчетный период.
Так как около 90% средств, поступивших от клиента, транзитные и идут поставщикам различных услуг, то хорошо бы считать еще и маржинальную прибыль – то есть разницу между тем, что заплатил нам клиент и тем, что мы заплатили всем поставщикам по заказу. Причем, если валовый доход мы можем считать за тот период, когда договор был подписан, то маржу нужно считать, когда мы реально с поставщиками закончили все расчеты, чтобы не возникало нюансов по курсовой разнице, доплатам и т.д.
Также необходимо считать средний чек на одного туриста. Это очень просто: валовый доход за период делим на количество человек, которые воспользуются услугами. Средний чек нам показывает, в каком ценовом сегменте мы работаем, а тренд нам покажет: мы вырастаем из этого сегмента или наоборот опускаемся в более дешевый. Далее, в зависимости от стратегии, принимаем решение, что с этим делать.
Еще есть отличный показатель – это эффективность сотрудников. Для ее подсчета делим валовый доход на количество сотрудников, работавших в этот период. Так иногда интересно получается: три сотрудника в отпуске, а валовый доход растет. Может, они других отвлекают от работы? Вобщем, показатель хорош для анализа руководителю.
Конечно, все эти показатели нужны для работы над улучшением состояния дел. Если несколько недель подряд вы видите падение показателей исходящего потока, то можете быть уверены, что через какое-то время будете занимать деньги на аренду офиса и думать, кого из сотрудников уволить.
Итак, какие выводы можно из всего этого сделать и как применить их на практике, чтобы эта математика в компании заработала?
1. Осознать для себя необходимость этого. Многим проще работать «наощупь», «по интуиции». Это как отправиться в дальний путь по тундре на машине с поломанным датчиком топлива и не замеряя километраж. Приключения гарантированы.
2. Вывести для себя все показатели, которые хотим считать. Можем начать с 3-4 основных и, когда вникнем в суть, добавлять их.
3. Привлечь к этому делу своих коллег. Во-первых, бизнес это дело коллективное, во-вторых, соревнования это всегда здорово. Даже если они необъявленные и без четкого приза в конце. Выигрывают в итоге все.
4. Нарисовать эти показатели на бумаге в виде графиков. На оси горизонтальной нанести отчетные периоды, на оси вертикальной – отметки показателей, и разместить эти графики перед глазами – чтобы не расслабляться.
5. Научиться правильно применять данные из своих графиков.
После данных манипуляций нашей небольшой фирме обеспеченно процветание.
Итак, я на примере максимально доступно показала, как необходимо внедрять использование математических показателей для развития фирмы. Конечно, это были несколько элементарных шагов для маленькой фирмы. Когда наша фирма «встанет на ноги» и станет большой гостиницей, количество показателей вырастает в разы, так же как и качество инноваций: это будут уже целые новаторские изобретения, просчёты, списки и системы, специально изобретённые гаджеты... Но это уже совсем другая история…
Заключение
В России практически все субъекты РФ обладают туристским потенциалом для тех или иных видов туризма, но большинство из них не имеют туристской инфраструктуры. Кроме того, тенденция общего недостатка средств размещения приводит к отсутствию конкуренции и существенному ежегодному росту цен на гостиничные услуги. Таким образом, проблемы качественного и количественного роста индустрии гостеприимства как в столице, так и в целом в России, требуют эффективных инноваций.
Проведённая работа по проблеме инноваций в области туризма позволяет утверждать о достижении целей и задач поставленных перед работой. Данный факт подтверждается следующими выводами:
По прогнозам российских экспертов, в ближайшие 10-15 лет туризм, при определенных сопутствующих условиях, мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов.
У кризиса, негативно отразившегося на всех без исключения предприятиях российской индустрии туризма, существует одна положительная сторона: несмотря на падение спроса на услуги в целом, сокращение штата квалифицированных сотрудников и снижение расходов на оплату труда и маркетинговую деятельность, заметно повысился интерес россиян к внутреннему туризму. И не смотря на то, что после кризиса прошло немало времени, туристический интерес в этом направлении продолжает быть устойчивым.
Для успешной конкурентной борьбы многие турфирмы вынуждены искать нетрадиционные варианты и методы решения своих проблем, внедрять инновационные методы. Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный интерес. В решении данной проблемы большую роль следует отводить математике, так как именно математические и статистические методы являются одним из важнейших критериев развития отрасли гостиничного бизнеса, что было доказано в данной работе.
Результаты исследования рынка туристских инновационных технологий и анализ деятельности ряда туристских компаний показали, что Россия сильно отстает от стран, наиболее продвинувшихся в области туризма. Таким образом, несмотря на положительные тенденции развития туризма в России, огромный туристский потенциал нашей страны пока еще не востребован. Большая часть проблем носит комплексный характер, и их решение зависит от всех участников туристского рынка: государственных структур, турбизнеса, общественных организаций, научного сообщества. Отечественный туристский бизнес по уровню сервиса и развитию инфраструктуры уступает зарубежному. Российские граждане недостаточно путешествуют по своей стране. Пока Россия проигрывает и в международной конкурентной борьбе за привлечение туриста. Однако мировая практика свидетельствует о том, что там, где сходятся интересы большинства, туристские проблемы пусть и не сразу, но находят свое решение.
Использованная литература:
Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма, М.: Финансы и статистика, 2010
Козлова Ю. «Математика на туристической тропе» – Математика, №16, 2011 г.
Ильин В.А., Куркина А.В. Высшая математика: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2008
Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. –М., 2006
Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. пособие. - СПб.: Герда, 2010.
Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2009.
Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. - М.: Наука, 2009
Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. пособие. - СПб.: Герда, 2010.
Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. – М.: Кнорус, 2009.
Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. - М.: Наука, 2009
Башкатова Ю.И., Бебрис А.О. Принятие эффективных управленческих решений в венчурных фирмах // Транспортное дело России. № 5
Орехов С.А., Дарда И.В., Степанов С.С., Романова М.М. Менеджмент предприятий (организаций) / С.А. Орехов, И.В. Дарда, С.С. Степанов, М.М. Романова: учебник, гриф УМО по Образованию М.: Изд-во МНЭПУ, 2012.
Орлова Л.Н. Экономическая нормаль инновационного развития экономики // Интеграл. — 2013. — № 4
Производственный менеджмент: учебное пособие / В.И. Кузнецов, С.А. Орехов, М.М. Романова, С.Ю. Ягудин. М.: ЕАОИ, 2011
Романова М.М. Информационные технологии в туризме // В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции 2013
Романова М.М. Менеджмент предприятия и организации: Учебно-методический комплекс. М.: Издательский центр ЕАОИ, 2008
Романова М.М. Характеристика особенностей индустрии гостеприимства как объекта управления // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2012. — № 5
Романова М.М. Основные тенденции и закономерности развития гостинично-туристского комплекса в Российской Федерации // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2013, — № 5.
Романова М.М. Роль и функциональные особенности сферы услуг в современном мире // Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях. V Международная научно-практическая конференция: сборник статей. М.: МЭСИ, 2013
Чернова А.А. Роль вузов в инновационном развитии России // В сборнике: Инновационное развитие российской экономики II Международная научно-практическая конференция. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2009