Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения инноваций


Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения инноваций
Петунина Надежда Владимировна
педагог-психолог
МБДОУ №70 г.ЧитыРазвитие готовности к инновационной деятельности, а введение профстандарта педагога – это и есть инновация, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах.
Дошкольные образовательные организации столкнулись с психологической неготовностью педагогов к переходу на новые стандарты.
Для выявления степени соответствия педагогов требованиям профессионального стандарта был проведен мониторинг, в котором перечислены трудовые действия, умения и знания, представленные в профстандарте. Педагоги оценивали себя по 7-балльной шкале, где 1 – самый низкий уровень выраженности того или иного трудового действия, а 7 – наивысшая степень выраженности.
После проведенного мониторинга, в котором принимали участие 23 педагогических работника МБДОУ №70, была получена следующая картина:
2 педагога (9%) имеют критический уровень - довольствуются методическим багажом, полученным только в результате собственного опыта. Потребность в профессиональном росте слабо выражена. Практически не могут самостоятельно обобщить свой опыт;
15 педагогов (65%) имеют достаточный уровень профессиональной подготовки - повышают квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь. Для трансляции собственного опыта требуют помощи для систематизации, структурирования, обобщения, выводов.
6 педагогов (26%) имеют оптимальный уровень - постоянно повышают свой профессиональный уровень, активно участвуют в профессиональных конкурсах, смотрах. Для выбора направления совершенствования руководствуются самоанализом, рекомендациями методистов и администрации ДОУ. Могут самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры.
Анализ данных, полученных в ходе мониторинга, позволяет сказать о несоответствии педагогов тем требованиям, которые обозначены в профессиональном стандарте педагога.
Для выявления степени соответствия педагогов требованиям профессионального стандарта можно провести мониторинг, в котором перечислены трудовые действия, умения и знания, представленные в профстандарте. Педагоги оценивают себя по 7-балльной шкале, где 1 – самый низкий уровень выраженности того или иного трудового действия, а 7 – наивысшая степень выраженности (раздать листы самооценки).
Затруднения:
Слабые знания детской психологии и психологии общения
Неумение разрешить различные психологические ситуации (с коллегами, с детьми и их родителями)
Неумение воздействовать личным примером на личность ребенка.
Профстандарт – это набор профессиональных и личностных качеств педагога для успешной реализации программ дошкольного образования. А без набора определенных личностных качеств сложно овладеть и какими-либо профессиональными умениями.
Поэтому основной целью психолого-педагогического сопровождения педагогов является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагогических работников  к инновационной деятельности в рамках внедрения профессионального стандарта педагога.
Структура готовности педагогов к  внедрению профстандарта:
-на мотивационно-ценностном уровне: принятие идеологии профессионального стандарта, формирование психологической готовности к его реализации;
-на концептуальном уровне: понимание педагогами сущности, новых задач, содержания профстандарта и его результатов;
-на технологическом уровне: овладение педагогом технологиями реализации системно-деятельностного подхода по проектированию учебно-воспитательного процесса.
Психологическая готовность к инновационной деятельности - целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности) и деятельностного компонентов.
Сохранение кадрового потенциала через разработку профилактических стратегий помощи представляется весьма важной и перспективной.
В МБДОУ №70 разработана и утверждена программа психологического-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, составлен план работы с педагогами, в котором уделяется внимание не только психологическому просвещению педагогов, но и коррекционной работе по снятию эмоционального напряжения.
В рамках психологического просвещения с педагогами запланированы теоретические семинары, семинары-практикумы по различным вопросам взаимодействия с детьми, их родителями, а также по восполнению пробелов в знаниях детской психологии и психологии общения.
В борьбе с синдромом эмоционального выгорания основная роль принадлежит, прежде всего, самому педагогу.
И поэтому педагогическим работникам необходимы рекомендации по предотвращению возникновения синдрома эмоционального выгорания:
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания.
2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься, найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным. В рамках программы «Вместе – мы сила» запланированы мероприятия по творческому, спортивному, экологическому, интеллектуальному, кулинарному, сюжетно-игровому направлениям.3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Педагогам раздаются памятки, буклеты с упражнениями по снятию эмоционального напряжения; проводятся консультации, на которых педагогам даются рекомендации по овладению приемами саморегуляции.
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.
5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к преодолению создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.
6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если педагог делится своими тревогами с коллегами, желающими слушать, те, вероятно, могут найти для него разумное решение возникшей проблемы. В МБДОУ №70 организована деятельность клуба «Профессионал», где педагоги могут получить эмоциональную поддержку от коллег, могут получить необходимую помощь с целью повышения профессиональной компетентности. Целью деятельности клуба «Садовница» является самообразование, общекультурное развитие и сплочение коллектива. Деятельность ориентирована на то, чтобы педагоги чаще оказывались в ситуации активного выбора, поиска, диалоги, исследования.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания. Можно проводить во время дневного сна динамические паузы в спортзале.
Таким образом, повышая психологическую грамотность педагогов и их психологическую готовность  к инновационной деятельности, необходимо создавать психологически и эмоционально комфортную среду в ДОУ, что в свою очередь способствует увеличению внедрения педагогами инновационных методов и приемов, повышает их активность в методической деятельности, а также способствует  позитивной динамике освоения воспитанниками ДОУ образовательной программы.