Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ПНШ на 2016-2017 учебный год



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 27 г. Томска
РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей
начальных классов
Руководитель МО
________________Е.Г. Колесникова
Протокол № ____1______
от « 30 »августа 2016г. УТВЕРЖДЕНА
Директор МАОУ ООШ №27
г. Томска
________ И.А. Колесникова
Приказ №192 о/д
от « 30 »августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Класс
Количество часов (всего за год)
Количество часов (в неделю)
Учебник
Программа составлена на основе
Год написания программы
Учитель Литературное чтение
2 а
136
4
Литературное чтение 2 класс. Н.А. Чуракова, О.В.Малаховской(Москва Академкнига/учебник 2011г) для начальной школы, программа
« Перспективная начальная школа»
примерной программы по литературному чтению и авторской программы, разработанной Н.А Чураковой,
О.В. Малаховской(УМК «Перспективная начальная школа»),(Москва. Академкнига/учебник 2011г)2016г.
Колесникова Елена Геннадьевна, первая квалификационная категория

2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа»).
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
приобретения умения работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение
следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 540 ч, из них во2классе 136 часов, 4 ч в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2—3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка — элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Планируемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий:
в области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
учиться планировать учебную деятельность на уроке.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
использовать словари для проверки достоверности информации.
Содержание курса
2 класс (136 ч)
№ п/п Наименование раздела Содержание программы
1 В гостях у Ученого кота
(19 часов) Народные и авторские сказки.
Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира
Специфика сказочного жанра в произведении А.С.Пушкина.
Определение темы и основной мысли живописного произведения
Жанровые особенности произведения
Русские народные сказки о животных. Определение главного героя произведения.
Сравнительный анализ героев произведений .
Художественно-выразительные средства текста.
Определение темы и основной мысли произведения.
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения.
Особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника).
Деление текста на части. Сходство авторской сказки и народной сказки-цепочки
Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных
Сравнительный анализ русских народных сказок.
Главный герой произведения
Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них.
Связь поэтических текстов с народным творчеством
Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.
Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений
2 В гостях у Незнайки (11часов) Оценочные высказывания о прочитанном произведении. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Оценка поступков главного персонажа.
Ритм произведения.
Фантазия и ложь в произведении.
Характеры героев, выраженные через поступки и речь
Произведения зарубежной литературы. Современные
юмористические произведения для детей. Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведений. Сходство и различие авторский и народной сказки. Герой произведения. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.
3 В гостях у Барсука (23час) Особенности стихов ХОККУ, или ХАЙКУ.
Фантазия и реальность
Определение темы и основной мысли живописного произведения
Анализ произведения
Секреты коротких стихотворений хокку.
Анализ причины поступков героев
Сопоставление поступков героев по контрасту. Авторское отношение к герою. Проблема нравственного выбора
Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт
Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений. Восприятие и понимание их переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Высказывание оценочных суждений. Пересказ текста, деление текста на части. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Создание условий для сравнения характеров героев
Чтение вслух доступного теста целыми словами.
4 В гостях у Ёжика и Медвежонка (11 часов) Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Соотношение темы и основной мысли в произведениях
Средства художественной выразительности
Проблема нравственного выбора
Жанровые особенности произведения
Анализ причины поступка персонажей
Тема и главная мысль произведения
Произведения выдающихся представителей русской литературы.. События, составляющие основу произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями живописи.
5 Точка зрения (29 часов) Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь названия
с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.
Сходство двух текстов на уровне сюжета, на уровне главной мысли произведения. Мотивы поведения героев произведения. Прием увеличения. Определение темы и основной мысли живописного произведения
Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом
Средства художественной выразительности (на практическом уровне)
в поэтических произведениях.
Определение темы и основной мысли поэтического произведения
Характер героев
Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт
Средства художественной выразительности
Эмоционально-нравственные переживания героев произведения .
Основы стихосложения: ритм и рифма.
Связь произведений литературы с произведениями живописи. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название.
Произведения выдающихся представителей русской литературы.
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.
6 Детские журналы (7 часов) Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров. Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Выразительное чтение, ответы на вопросы. Тема и главная мысль произведения
Источники новостей. Выставка детских
журналов
Различение жанров произведений
Юмористические детские журналы
Газета – источник новостей.
7 Природа для поэта - любимая и живая (21 час) Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнение названия и главной мысли
Тема и основная мысль
Выявление авторского отношения к персонажу произведения
Практическое освоение приема олицетворения
Художественно-выразительные средства.
Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом
Связь названия с темой текста, мысль текста.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.
Участие в диалоге о прочитанном. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтениевслух, пересказ, беседа.
Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге о прочитанном.
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.
Выразительное чтение, ответы на вопросы.
8 Почему нам бывает смешно (15 часов) Современные юмористические произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста
Приемы смешного в литературных произведениях Формирование понятия «точка зрения» при работе с произведением
Выявление авторского отношения к персонажам
Ироническая интонация прозаического текста
Характеристика персонажей
Художественно-выразительные средства в произведении
Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение.
Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность.
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. Участие в диалоге о прочитанном.
Выразительное чтение, ответы на вопросы.
Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения количествопримечаниеБиблиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению
Методические пособия для учителя.
Справочники, энциклопедии
К
Д Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособияКомплект иллюстраций « Музейный Дом»
Портреты известных поэтов, писателей.
Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.

Д
К
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обученияКлассная доска.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер Д
Д
Д
Д
Д При наличии
Экранно-звуковые пособияМультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению Д
Оборудование классаУченические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
К
Д
Д
Методические пособия для учащихся:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука : 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник. 2015
Чуракова Н.А. Литературное чтение (в 2-х частях) 1-4 класс. Учебник. — М.:        Академкнига/Учебник.2015
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1-4 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.2014
Малаховская О. В. Литературное чтение. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник.2016
Учебно-методические пособия для учителя 
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.2012
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1-4 класс», — М.: Академкнига/Учебник.2012
Программа по курсу «Литературное чтение»:
Авторская  программа по обучению грамоте (чтение) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и литературному чтению  А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой  «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)Календарно - тематическое планирование 2 класс

урока
Тема урока Предметные
(обуч. научатся, получат возм. научиться)
Формирование Дата
Личностных
УУД Познаватель-ныхУУД Регулятивных
УУД Коммуникатив-ныхУУД Подтверж-дать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулиро-вать учебную проблему, совместно с учителем
учиться планировать учебную деятельность на уроке.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктив-ных заданий в учебнике).
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, картины музейного дома, слайды).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем,
использовать словари для проверки достоверности информации.
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
1. Народные и авторские сказки в библиотеке Ученого Кота. читать отрывки целыми словами
осознанно читать текст,
строить короткое монологическое высказывание
осознанно читать текст,
определять тему произведения
осознанно читать текст,
Устанавливать жанровые признаки произведений
осознанно читать текст,
оценивать и характеризовать героев произведения
анализировать характер и мотив поведения героев,
осознанно читать текст,
жанровые признаки произведений
различать сказки народные и авторские
анализировать характер и мотив поведения героев,
осознанно читать текст,
Определять тему и выделять главную мысль
осознанно читать текст,
Оценивать и характеризовать героев произведения
выборочно пересказывать
определять жанровые признаки призвед.
читать отрывки целыми словами
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний Уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения Перечитывание текста с разными задачами 2. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира в произведении А.Пушкина Вступление к поэме «Руслан и
Людмила». Способность видеть не глазами, а сердцем Работа с маркированными в тексте словами и строчками 3. Специфика сказочного жанра в произведении А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Самостоятельное маркирование в тетради 4. Использование в авторской сказке
А. С.Пушкина композиционных особенностей народной волшебной сказки. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 5. Определение темы и основной мысли живописного произведения
В Васнецова «Три царевны подземного царства» Ориентировать школьников оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются Подведение под понятие через анализ текста. 6. Знакомство с произведением А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и
о семи богатырях». Установление причинно-следственных связей 7. Жанровые особенности произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и
о семи богатырях». Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 8 Изображение сил Природы в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и
о семи богатырях» 9 Русские народные сказки о животных. Определение главного героя в русской народной сказке
«Петушок-золотой гребешок». Ориентировать школьников на учет чужой точки зрения Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 10 Сравнительный анализ героев русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Петушок-золотой гребешок». Работа с маркированными в тексте словами и строчками 11 Сравнительный анализ героев русских народных сказок и героев зарубежной сказки о животных
«Братец Лис и братец Кролик» Джоэль
Харриса Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 12 Характер героев сказки Джоэль Харриса «Почему у Братца Опоссума голый хвост». Ориентировать школьников на учет чужой точки зрения Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 13 Ритм стихотворения Во Куанг «Заходите». Ориентировать школьников на учет чужой точки зрения Перечитывание текста с разными задачами 14 Жаровые особенности волшебной сказки и сказки о животных в произведении «Как Собака с Кошкой враждовать стали». Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 15 Знакомство с русской народной сказкой «Волшебное кольцо». Формировать точку зрения на проблему настоящего и ненастоящего богатства Установление причинно-следственных связей 16 Анализ русской народной сказки. «Волшебное кольцо». 17 Определение темы и основной мысли живописного произведения
Венецианова «Жнецы» и русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Перечитывание текста с разными задачами 18 Сравнение сказки-цепочки, докучной сказки и небылицы с поэтическими текстами Ирины Пивоваровой «Жила-была собака», «Мост и сом»,
Гайда Лагздынь «Утренняя кричалка» Ориентировать школьников на учет чужой точки зрения Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 19
Определение темы и основной мысли живописного произведения Елизаветы Бём «Репка»
Диск 6. Сказка о царе СалтанеПоход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения,
определять содержание книги по её элементам В гостях у Незнайки
20 Мир ценностей героев Николая Носова «Фантазёры». Знать понятие «фантазия»,
пересказывать текст; различать жанры,
анализировать понятия «фантазия», «выдумка, «ложь»,
передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса,
оценивать и характеризовать персонажей произведения.
определять тему
выделять главную тему произведения;
Формировать точку зрения на проблему понимания разницы между ложью в корыстных целях и творческой фантазии Установление причинно-следственных связей между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
22 Оценка поступков главного героя произведения Сергея Воронина «Лесик-разноголосик». 23 Анализ поступков героев Джанни Родари «Бриф! Бруф! Браф!» 24 Ритм произведения Даниила Хармса «Врун». 25 Фантазии в произведении Тадеуш Кубяк
«О гноме-рыбаке». 26 Анализ поступков героев в произведениях Эммы Мошковской «А травка незнает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши» Ориентировать школьников на учет чужой точки зрения 27 Знакомство с произведением Б. Окуджавы «Прелестные приключения» Способность видеть не глазами, а сердцем Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 28 Фантазия и ложь в произведении
Б. Окуджавы «Прелестные приключе-
ния» Установление причинно-следственных связей 29 Характеры героев, выраженные через поступки и речь в произведении Дональд Биссет «Хочешь. Хочешь, хо-
чешь…» 30 Поход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения В гостях у Барсука
31 Особенности стихов ХОККУ, или ХАЙКУ. Создать ощущение, что у народов мира – единый круг ценностей: в России также любят и ценят природу, как в Японии
передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса,
передавать главную тему произведения;
пользоваться толковым словарём для объяснения значения слов,
определять содержание книги по её элементам
строить монологическое высказывание
определение основной мысли произведения,
осознанно читать текст,
рассматривать иллюстрации в учебнике, репродукции и сравнивать их с художествен-ными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний
оценивать и характеризовать героев произведения
осознанно читать текст,
читать целыми словами, анализировать
мотивы поведения героев
находить рифму, читать выразительно
осознанно читать текст,
Формировать базовые этич. и эколог. ценности, связанные с представлением о том, что красота- это то, что вокруг, необходимо лишь научиться ее обнаруживать Установление причинно-следственных связей между развитым воображением, способностью фантазировать и особым взглядом на мир, которым отличаются писатели и поэты Подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем
учиться планировать учебную деятельность на уроке,
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике),
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, картины музейного дома, слайды).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем,
использовать словари для проверки достоверности информации. работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
32 Фантазия и реальность в произведении Сергея Козлова «Ёжик в тумане». Способность видеть не глазами, а сердцем Сравнивать лит.пр и живопис. 33 Определение темы и основной мысли живописного произведения Татья-
ны Мавриной «Полумесяц». Способность видеть не глазами, а сердцем Поход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения 34 Анализ японская сказки «Барсук – любитель стихов»с опорой на цветовое маркирование. Перечитывание текста с разными задачами 35 Сравнительный анализ героев японских сказок «Луна на ветке» и «Барсук – любитель стихов» Сравнивать лит.пр и живопис. 36 Определение темы и основной мысли живописного произведения
Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка» Сравнивать лит.пр и живопис. 37 Анализ произведения Сергей Козлов «Красота». Сравнивать лит.пр и живопис. 38 Определение главной мысли в произведении Сергея Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы». Способность видеть не глазами, а сердцем Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 39 Секреты коротких стихотворений хокку. Формировать точку зрения на проблему настоящего и ненастоящего богатства Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 40 Анализ причины поступков героев в произведении Виктора Драгунского «Англичанин Павля» 41 Определение темы и основной мысли живописного произведения Ван Гога «Комната в Арле». Сравнивать лит.пр и живопис. 42 Анализ причины поступка героев в произведении Виктора Драгунского «Что я люблю» Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Самостоятельное маркирование в тетради 43 Выразительное чтение поэтического текста Сергея Махотина «Воскресенье». Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Работа с маркированными в тексте словами и строчками 44 Сопоставление поступков героев по контрасту в произведении Виктора Драгунского «Что любит Мишка». Установление причинно-следственных связей 45 Авторское отношение к герою в произведении Виктора Драгунского«Гусиное горло». 46 Проблема нравственного выбора в произведении Сергея Махотина «Груша». Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 47 Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт в произведениях Марины Бородицкой «Ракушки», «Улов».
Якова Акима«Яблоко». Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Перечитывание текста с разными задачами 48 Проблема нравственного выбора в произведении
Марины Бородицкой «Уехал младший
брат». определять жанровые признаки произведений
оценивать и характеризовать героев произведения
анализировать
мотивы поведения героев
осознанно читать текст,
анализировать
мотивы поведения героев
осознанно читать текст,
определять жанровые признаки произведений
Установление причинно-следственных связей 49 Знакомство с произведением Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь». Способность видеть не глазами, а сердцем Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 50 Сопоставление поступков героев по контрасту в произведении Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь».
Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Установление причинно-следственных связей 51 Знакомство с произведением Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон»
Глава1. «Карлсон, который живёт на крыше» Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 52 Тема настоящего и ненастоящего богатства в произведении Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон»
Гл 2 «Карлсон строит башню»
53 Обобщение по теме «В гостях у Барсука» Побуждать школьника каждый раз все эстет.,нравственные ситуации примерять на себя. Поход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения В гостях у Ёжика и Медвежонка
54 Соотношение темы и основной мысли в произведениях
Ивана Тургенева «Воробей»,
М. Карема«Ослик». Анализировать произведения по плану; различать позиции автора и героя стихотворения, пользоваться толковым словарём для высказывания значения слов,
анализировать позиции автора и героев стихотворения,
устанавливать связь между названиями и содержанием произведения,
подтверждать своё мнение строчками из текста; узнавать приём олицитворения,
выделять главного героя,
анализировать характер героя-рассказчика,
работать с иллюстрациями; изучать фрагменты картины с помощью лупы,
определять содержание книги по её элементам Формировать базовые этич. ценности, связанные с представлением общения, дружбы, привязан., любви Самостоятельное маркирование в тетради подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем
учиться планировать учебную деятельность на уроке,
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике),
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, картины музейного дома, слайды).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
55 Средства художественной выразительности в произведениях Михаила Яснова «Ути-ути», Викентия Вересаева «Братишка». Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 56 Смысл интонации, эмоционального тона в произведении Марины Бородицкой «Котёнок», Эммы Мошковской «Кому хорошо». 57 Проблема нравственного выбора в произведении
Виктора Драгунского «Друг детства». Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Самостоятельное маркирование в тетради 58 Средства художественной выразительности в произведениях Виктора Лунина «Кукла», Романа Сеф «Я сде-
лал крылья и летал». Формировать базовые этич. ценности, связанные с представлением общения, дружбы, привязан., любви Работа с маркированными в тексте словами и строчками 59 Анализ сказки
Сергея Козлова «Заяц и медвежонок». Установление причинно-следственных связей 60 Жанровые особенности произведения Л.Н.Толстого «Прыжок» Формировать базовые этич. ценности, связанные с представлением общения, дружбы, привязан., любви Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 61 Анализ причины поступка персонажей в произведении
Л.Н. Толстого «Прыжок». Установление причинно-следственных связей 62 Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Акула» 63 Анализ причины поступка персонажей в произведении
Л.Н. Толстого «Акула» 64 Обобщение по теме «В гостях у Ёжика» Сравнивать лит.пр и живопис. Точка зрения
65 Определение темы и основной мысли живописного произведения
Питера
Брейгеля «Охотники на снегу». соотносить произведения живописи и литературы
определять и выделять кульминацию соотносить произведения живописи и литературы
оценивать главных героев по поступкам
делить текст на части
сравнение произведений по теме и главной мысли
определение главной мысли произведения
выразит. чтение
сопоставление автора ,написанные им произведения и героев
произведения
чувствовыать смысл интонации
анализировать выдумки героя,
анализировать название стихотворения,
соотносить живопись и литерат. произведение
пересказ текста
по плану
осознанно читать текст
соотносить живопись и литерат.,определять главное переживание в произведениях
выразит. чтение, сравнение темы, главной мысли, составление монолог. высказывания
понимать средства речевой выразительнос-типонимать средства речевой выразительнос-тиосознанно выразит. читать
анализировать характер и мотивы поведения
составлять
высказывание с опорой на текст,
соотносить название произведения с его содержание
Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Поход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем
учиться планировать учебную деятельность на уроке,
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике),
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, картины музейного дома, слайды).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем,
использовать словари для проверки достоверности информации. работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
66 Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом
Александра Кушнер «Что я узнал». Сравнивать лит.пр и живопис. 67 Средства художественной выразительности (на практическом уровне) в поэтических произведениях
Сергея Махотина «Фотограф», Ирины Пивоваровой «Картина». Определение темы и основной мысли живописного произведения Ван Гога «Церковь в Овере» Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 68 Определение темы и основной мысли поэтического произведения
Овсей Дриза «Игра» Установление причинно-следственных связей 69 Характер героев произведения Сергея Козлова «Когда ты прячешь солнце,
мне грустно». 70 Сходство текстов на уровне главной мысли произведений Овсея Дриза «Стёклышки»,
Марины Бородицкой «Лесное болотце». Способность видеть не глазами, а сердцем Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 71 Сходство текстов на уровне сюжета и главной мысли произведений Берестова «Картинки в лужах» ,
Аллы Ахундовой «Окно» и
Андрея Усачёва «Бинокль». Способность видеть не глазами, а сердцем Работа с маркированными в тексте словами и строчками 72 Формировать учебные действия, связанные с оценочным суждением по поводу поведения персонажей произведения Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 73 Сравнение героев произведений Тимофея Белозёрова «Хомяк» и
Михаила Яснова «Хомячок». Работа с маркированными в тексте словами и строчками 74 Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт в произведении
Геннадия Цыферова «Жил на свете слонёнок». Установление причинно-следственных связей 75 Сравнение героев произведений
Ефима Чеповецкого «В тихой речке у причала» и Артура Гиворгизова «Что ты Серёжа…» Перечитывание текста с разными задачами 76 Тема и главная мысль произведений Марины Бородицкой «Вот такой воробей» и
Сергея Махотина «Местный кот». 77 Сходство текстов на уровне главной мысли произведений
Марины Бородицкой «Булочная песенка» и
Пётра Синявского «Федина конфета».
Андрея Усачёва «Эх». Работа с маркированными в тексте словами и строчками работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
78 79 Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом Генриха Сапгира
«У прохожих на виду…» Определение темы и основной мысли живописного произведения Н.Крылова «Зимний пейзаж» Сравнивать лит.пр и живопис. 80 Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом
Олега Кургузова «Сухопутный или морской». Формировать базовые этич. ценности, связанные с представлением общения Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 81 Сравнение поэтического произведения
Овсея Дриза «Кончилось лето» и живописного произведения М. Добужинского «Кукла» по главной мысли. Способность видеть не глазами, а сердцем Сравнивать лит.пр и живопис. 82 Сравнение поэтического произведения
Овсея Дриза «Синий дом» и живописного произведения
М Шагала «Синий дом» Сравнивать лит.пр и живопис. 83 Средства художественной выразительности в произведении
А.С. Пушкина «Уж небо
осенью дышало…» Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 84 Сравнительный анализ поэтических произведений
А. Пушкина и М.Лермонтова об осени. Самостоятельное маркирование в тетради 85 Средства художественной выразительности в произведении
Овсея Дриза «Кто я?» Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя,
формировать опыт переживаний, «примерок» Установление причинно-следственных связей 86 Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом
Морис Карема «Повезло».
Леонида Яхнина «Моя ловушка». Формировать точку зрения на проблему настоящего и ненастоящего богатства Перечитывание текста с разными задачами 87 88 Сравнение героев произведений Георгия Юдина «В снегу бананы зацвели» и
«Скучный Женя» 89 Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Установление причинно-следственных связей 90 Эмоционально-нравственные переживания героев произведения Андрея Усачёва «Обои». Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Работа с маркированными в тексте словами и строчками 91 Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом
Виктора Лунина «Что я вижу» Самостоятельное маркирование в тетради 92 Основы стихосложения: ритм и рифма в произведениях Юнны Мориц «Хвостики», «Букет». Работа с маркированными в тексте словами и строчками 93 Формирование понятия «точка зрения» при работе с живописными произведениями
Джузеппе Арчимбольдо «Лето», «Осень» Поход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения Детские издания
94 Тема и главная мысль произведения Сергея Михалкова «А что у вас?» Иметь представление о детской периодике,
определять дату выпуска журнала и газеты,
определять по обложке журнала дату его выхода,
ориентироваться по страницам журнала с помощью «Содержания»,
определять название журнала по его страничкам,
приводить примеры худ. произвед. разной тематики одного автора
Ориентировать школьников оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются Подведение под понятие «периодика» через анализ понятий «новости», «свежие новости», «выходить периодически» планировать учебную деятельность на уроке,
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике),
работая по предложенному плану, использовать словари для проверки достоверности информации. работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
94 Источники новостей. Выставка детских
журналов 96 Определение темы произведений журнала «Весёлые
картинки». 97 Различение жанров произведений детского журнала «Мурзилка» 98 Сравнение детских журналов «Миша» и «Мурзилка» Добывать новые знания: находить информацию как в учебнике, так и в словарях 99 Юмористические детские журналы 100 Газета – источник новостей. Природа для поэта – любимая и живая
101 Сравнение названия и главной мысли произведений Леонида Яхнина «Музыка леса»
Выполнять сравнительный анализ темы и названия произведения,
ориентироваться в тексте,
анализировать характер и мотив поведения героев,
делить текст на части по смыслу,
проводить грань между фантазией и реальностью,
определять идею произведения; делить текст на смысловые части,
определять, что выражает название рассказа его тему или основную мысль,
пользоваться толковым словарём для объяснения значения слов,
анализировать отношение автора к временам года,
подтверждать своё мнение строчками из текста,
сравнивать переживания поэта и художника,
читать по ролям,
выполнять сравнительный анализ стихотворения с песней,
иметь представления о средствах художественной выразительности.
определение основной мысли произведения
выразит. чтение. составление монолог. высказывания
определять идею произведения; Ориентировать школьников оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем
учиться планировать учебную деятельность на уроке,
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике),
работая по предложенному плану работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
102 Изображение природы в произведении Ю. Коваля «Три сойки» 103 Тема и основная мысль произведений Романа Сефа «Добрый человек» и
Эммы Мошковской «Дедушкино дерево». 104 Тема и основная мысль произведений Леонида Яхнина «Пустяки»,
Эммы Мошковской «Здравствуй, лес!» Формировать точку зрения на проблему настоящего и ненастоящего богатства Сравнивать лит.пр и живопис. 105 Выявление авторского отношения к персонажу произведения Евгения Чарушина «Томка испугался». Самостоятельное маркирование в тетради 106 Тема и главная мысль произведений Евгения Чарушина «Томкины сны» и
Георгия Юдина «Вытри лапы и входи». Установление причинно-следственных связей 107 Практическое освоение приема олицетворения в произведении Михаила Пришвина «Разговор деревьев». 108 Практическое освоение приема олицетворения в произведении Фёдора Тютчева «Зима недаром злится». Способность видеть не глазами, а сердцем Установление причинно-следственных связей использовать
необходимые средства (учебник, картины музейного дома, слайды).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем,
использовать словари для проверки достоверности информации. 109 Практическое освоение приема олицетворения в произведении Дмитрия Кедрина «Скинуло кафтан зелёное лето» 110 Выявление авторского отношения к природе в произведении Михаила Пришвина «Золотой луг» и живописного произведения» Ван Гога «Подсолнухи» Сравнивать лит.пр и живопис. 111 Хадожествено-выразительные средства в произведениях Сергея Козлова «Жёлудь»,
Михаила Лермонтова «Утёс». Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 112 Практическое освоение приема олицетворения в произведении Михаила Есеновского «У мальчика Юры
ужаснейший насморк». Ориентировать школьников оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются Самостоятельное маркирование в тетради 113 Выявление авторского отношения к персонажу произведения Дональда Биссет «Ух!» Уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения Перечитывание текста с разными задачами 114 Художественно-выразительные средства в произведениях Александра Екимцева «Осень» и
Юрия Коринец «Тишина». 115 Художественно-выразительные средства в произведении Эммы Мошковской «Мама, я кузнечик и
птица». Самостоятельное маркирование в тетради 116 Тема и главная мысль произведения Валентина Берестова «Как найти дорожку». 117 Тема и главная мысль произведений Андрей Усачёва «Тигр в клеточку» и
Леонида Яхнина «Крокодилово семейство». Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях 118 Формирование понятия «точка зрения» при работе с текстом
Саши Чёрного «Что кому нравится»,
Самостоятельное маркирование в тетради 119 Формирование понятия «точка зрения» при работе с произведениями
Овсея Дриза «На что похож павлиний хвост», «Как я плаваю». Установление причинно-следственных связей 120 Выявление авторского отношения к персонажам произведения Бориса Заходера «Собачкины огорчения». 121 Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» Поход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения Почему нам бывает смешно
122 Приемы смешного в произведениях Корнея Чуковского «Федотка», Овсея Дриза«Доктор», «Обида», В. Драгунского «Шля-
па гроссмейстера». Понимать понятие «ирония».
Иметь представление о секрете смешного,
обнаруживать в тексте разные точки зрения героев на одну проблему,
объяснять причину смешного в литературном произведении,
находить повторы в литературном произведении, объяснять их роль,
определять жанровые признаки произведений
создавать небольшой текст на заданную тему
выполнять сравнительный анализ построения стихотворения «Зеркальце» с народными сказками,
читать целыми словами вслух и про себя, различать жанры произведений
Побуждать школьника каждый раз все эстетические и нравственные ситуации примерять на себя, формировать опыт переживаний, «примерок» Формирование представления о природе комического через анализ приемов, используемых для достижения комического высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике),
работая по предложенному плану, использовать словари для проверки достоверности информации. работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
123 Формирование понятия «точка зрения» при работе с произведением
Виктора Драгунского «Сверху, вниз,
наискосок». 124 Выявление авторского отношения к персонажам произведения Виктора Драгунского «Заколдованная буква» 125 Приемы смешного в произведениях
Марины Тахистовой «Редкий тип»,
Новеллы Матвеевой «Было тихо». 126 Сравнение персонажей произведений Льва Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик». 127 Приемы смешного в произведении
Сергея Махотина «Вот так встреча». 128 Ироническая интонация прозаического текста Сергея Седова «Сказки про Змея Горыныча». Сравнивать лит.пр и живопис. 129 Ироническая интонация прозаического текста Сергея Седова «Сказки про Змея Горыныча». Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков 130 Ироническая интонация прозаического текста Сергея Седова «Лентяй и Змея Горыныч». Формирование представления о природе комического через анализ приемов, используемых для достижения комического 131 Ироническая интонация прозаического текста Сергея Седова «Хвастун и Змея Горыныч». Уметь смотреть на одно явление с разных точек зрения 132 Приемы смешного в произведениях
Пётра Синявског «Такса едет на такси»,
Пьера Коран «По дорожке босиком». 133 Характеристика персонажей сказки Леонида Яхнина «Зеркальце 134 Художественно-выразительные средства в произведении
Андрея Усачёва «Жужжащие стихи»,
«Жучок». 135 Художественно-выразительные средства в произведении
Петра Синявского «Хрюпельсин и Хрюмидор». 136 Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» Сравнивать лит.пр и живопис.