Рабочая программа по литературному чтению на 2016-2017 учебный год


Планируемые результаты
освоения курса литературного чтения
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Учащиеся получат возможность для формирования:
умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
Сравнивать былину и сказочный текст;
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
Определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.
Учащиеся получат возможность для формирования:
Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Учебно-тематическое планирование
№ п/пНазвание раздела Количество часов
1 Книги – мои друзья. 4
2 Жизнь дана на добрые дела. 26
3 Волшебные сказки. 19
4 Люблю всё живое. 31
5 Картины русской природы. 17
6 Великие русские писатели. 41
7 Литературная сказка. 16
8 Картины родной природы. 22
3.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Книги - мои друзья (4 часа):
Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги..Жизнь дана на добрые дела (26 часов):
Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение. М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы. Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».
Волшебные сказки (19 часов):
Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
Люби всё живое (31 час):
Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравне-ние художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».
Картины русской природы (17 часов):
Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу. Н. Некрасов. Славная осень. М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья». А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста. Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников. К. Бальмонт. Снежинка. К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…». Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.
Великие русские писатели (41 час):
Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро. А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного ….А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет.
Литературная сказка (16 часов):
В.И. Даль. Девочка Снегурочка. В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки. Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Дж. Родари. Волшебный барабан. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов. Тим Собакин. Лунная сказка. Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козленок
Картины родной природы (22 часа):
Т. Коти. В родном краю. Б. Заходер. Что такое стихи? И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна. С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна. С. Есенин. С добрым утром. Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум». Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.
Виды речевой и читательской деятельности
АудированиеВосприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать  на вопросы  по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному  и художественному произведениям.
Чтение вслух. Чтение про себя
Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
Умение находить информацию в тексте.
Понимание особенностей разных видов чтения.
Работа с разными видами текста
Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства.
Книга как источник знаний.
Виды информации в книге.
Типы книг.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки. Алфавитный каталог.
Работа с художественным произведением
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текстов.
Слушание текстов в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
Восприятие чтения одного и того же текста разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
Побуждение детей к самостоятельному прочтению произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
Развитие умения обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли. 
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами
Понимание заглавия произведения.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов.
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста.
Определение главной мысли текста, деление текста на части, определение микротем. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. 
Умение говорить (культура речевого общения).
Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
Формирование выразительности речи: выбор интонации (тона, темпа речи, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения (что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.); умение передать один и тот же текст с различным подтекстом (восхищением, удивлением и т. д.) с помощью учителя.Формирование умения давать оценку прочитанного.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Соблюдение норм письменной речи.
Использование в письменной речи выразительных средств языка.
Написание сочинений-миниатюр, отзывов о книге, небольших рассказов с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов.
Произведения классиков отечественной и зарубежной литературы.
Жанровое разнообразие произведений.
Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
Развитие умения выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).
Творческая деятельность.
Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
Развитие умения составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
Интерпретация текста литературного произведения.
Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем произведении.
Выражение своего отношения и формулирование его в слове.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная работа, игры, дискуссии позволяют более прочному усвоению предметного материала.
Виды учебной  деятельности:
Основные виды учебной деятельности обучающихся, направлены на развитие ключевых компетенций:  учебное сотрудничество (коллективно-распределённая учебная деятельность),индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников), игровая деятельность (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам), творческая (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив).
Содержание учебного материала, его структура создают предпосылки для осуществления большого разнообразия активных видов учебно-познавательной деятельности:  наблюдение, эксперимент, работа с книгой, обеспечивающих получение обучающимися новых  знаний, умений и навыков, овладение ими способами деятельности и их развитие.               
Основной формой обучения  является коллективная деятельность, как единство основных видов человеческой деятельности, где ведущая роль принадлежит учебной деятельности, направленной на усвоение системы теоретических (научных) понятий. Специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач через групповую работу, работу в паре и индивидуально.
Для реализации целей образовательного процесса используются: информационно-коммуникационная  технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология
3.Календарно – тематическое планирование
№ Количество часов Дата
«Книги – мои друзья» (4 часа)
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. 1 2. Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Просмотр фильма 1 3. Внеклассное чтение: 4. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Проект. Мы идём в музей книги 1 Жизнь дана на добрые дела (26 часов)
7. Вводный урок  раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг 1 8. Внеклассное чтение: 1 9.  Пословицы разных народов о человеке и его делах. В.И. Даль.
Пословицы и поговорки русского народа. 1 10. Н. Носов. Огурцы.
Смысл поступка. Слушание аудиозаписи 1 11. Внеклассное чтение: 1 12. Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. 1 13. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». 1 14. Внеклассное чтение: 1 15. М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. 1 16. М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. 1 17. Внеклассное чтение: 1 18. Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. 1 19. Составление отзыва о прочитанном произведении. Обсуждение отзыва в группе. 1 20. Внеклассное чтение: 1 21. М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. 1 22. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. 1 23. Внеклассное чтение: 1 24. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. 1 26. Семейное чтение. Притчи. 1 27. Внеклассное чтение: 1 28-29. Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование Просмотр кинофильма 2 30. Внеклассное чтение: 1 31. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Тест 1 32. Проверочная  работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела» 1 33. Внеклассное чтение: 1 Волшебная сказка (19 часов)
34. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк.  Особенности волшебной сказки. 1 35. Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя. Просмотр мультфильма 1 36. Внеклассное чтение: 1 37. Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя. 1 38. Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Просмотр мультфильма 1 39. Внеклассное чтение: 1 40. В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. 1 41. Русская сказка. «Летучий корабль» Особенности волшебной сказки. 1 42. Внеклассное чтение: 1 43. Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки. Просмотр мультфильма 1 44. Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко» Характеристика героев сказки. 1 45. Внеклассное чтение: 1 46. Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко» Пересказ. Просмотр кинофильма 1 47. Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.  Пересказ 1 48. Внеклассное чтение: 1 49. Русская сказка. По щучьему велению. 1 50. Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Просмотр кинофильма.. Инсценирование1 51. Внеклассное чтение: 52. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная  работа по разделу «Волшебная сказка». 1 Люби все живое (31 час)
53. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. 1 54. К. Паустовский. Барсучий нос.
Особенности художественного текста. 1 55. Внеклассное чтение: 1 56. К. Паустовский. Барсучий нос.    Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук. 1 57. В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение 1 58. Внеклассное чтение: 1 59. Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. 1 60. В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки Просмотр мультфильма. 1 61. Внеклассное чтение: 1 62. Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой. 1 63. О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. 1 64. Внеклассное чтение: 1 65. О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Особенности пересказа 1 66. Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. 1 67. Внеклассное чтение: 1 68. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. 1 69. Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. 1 70. Внеклассное чтение: 1 71.  Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка . Просмотр мультфильма 1 72.  Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка герой художественного тнкста. Его особенности 1 73. Внеклассное чтение: 1 74.  Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка Пересказ 1 75. Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев.
Тест 1 76. Внеклассное чтение: 1 77.  Н.Носов. Карасик.  Характеристика героев произведения 1 78. Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Просмотр мультфильма 1 79. Внеклассное чтение: 1 80. Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование 1 81. Маленькие и большие секреты страны Литературии.   Отзыв на книгу о природе. Обобщение по разделу.
Тест 1 82. Внеклассное чтение: 1 83. Проверочная работа по разделу «Люби все живое». 1 Картины русской природы (17 часов)
84. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. 1 85. Внеклассное чтение: 1 86. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. 1 87. Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение. 1 88. Внеклассное чтение: 1 89. М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа 1 90. Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. 1 91. Внеклассное чтение: 1 92. А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. 1 93. И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. 1 94. Внеклассное чтение: 1 95. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. 1 96. Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки 1 97. Внеклассное чтение: 1 98. Семейное чтение.
 К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. 1 99. Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима 1 100. Внеклассное чтение: 1 Маленькие и большие секреты  страны Литературии. Обобщение по разделу.
Тест 1 Великие русские писатели (41 час)
101. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. 1 102. Внеклассное чтение: 1 103. Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.   1 104. А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. 1 105. Внеклассное чтение: 1 106. И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. 1 107. А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. 1 108. Внеклассное чтение: 1 109. Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи. 1 110. А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи. 1 111. Внеклассное чтение: 1 112. В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. 1 113. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Знакомство со сказкой 1 114. Внеклассное чтение: 1 115-116. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой. Просмотр кинофильма 2 117. Внеклассное чтение: 1 118. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Нравственный смысл литературной сказки. Особенности языка литературной сказки. Особенности сюжета. Структура сказочного текста. 1 120. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения. 1 121. Внеклассное чтение: 1 122. Урок – КВН по сказкам А.С. Пушкина. 1 123. И.Я. Билибин -  иллюстратор сказок А.С. Пушкина. 1 124. Внеклассное чтение: 1 125. И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова. Просмотр мультфильма 1 126. И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. 1 127. Внеклассное чтение: 1 128. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни 1 129. Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. 1 130. Внеклассное чтение: 1 131. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. 1 132. Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. 1 133. Внеклассное чтение: 1 134. Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. 1 135. Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. 1 136. Внеклассное чтение: 1 137. Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. 1 138. Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра Просмотр мультфильма 1 139. Внеклассное чтение: 1 140. Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование. 1 141. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу « Великие русские писатели». 1 142. Внеклассное чтение: 1 Литературная сказка (16 часов)
143. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. Просмотр мультфильма 1 144. В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». 1 145. Внеклассное чтение: 1 146. В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев Просмотр мультфильма. 1 147. Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. 1 148. Внеклассное чтение: 1 149. Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. 1 150. Переводная литература для детей.  Выставка книг.Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы Просмотр мультфильма 1 151. Внеклассное чтение: 1 152. Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. Просмотр мультфильма 1 153. Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. Сочинение возможного конца сказки 1 154. Внеклассное чтение: 1 155. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. 1 156. С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. 1 157. Внеклассное чтение: 1 158. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
Тест Проверочная работа по разделу « Литературная сказка» 1 Картины родной природы (22 часа)
149. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения. 1 150. Внеклассное чтение: 1 151. И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. 1 152. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». 1 153. Внеклассное чтение: 1 154. А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. 1 155. С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы. С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. 1 156. Внеклассное чтение: 1 157. Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. 1 158. А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. 1 159. Внеклассное чтение: 1 160. О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. 1 161 М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. 1 162. Внеклассное чтение: 1 163. А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.. 1 164. Саша Чёрный. «Летом»  А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы 1 165. Внеклассное чтение: 1 166. Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы. 1 167. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты. 1 168 Внеклассное чтение: 1 169  Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. 1 170. Брей-ринг. Обобщающий урок Итоговая проверочная работа..1