РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общеинтеллектуальное направление для обучающихся 1-4 классов «Занимательная математика»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Панинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол заседания
от
СОГЛАСОВАНО
3аместитель директора
_________/ УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальное направление
для обучающихся 1-4 классов
«Занимательная математика»
Составители:
учитель начальных классов
Горбачева Л.А.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Занимательная математика».



«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Сроки проведения
план факт
1. Математика – это интересно
1 2. Танграм: древняя китайская головоломка  1
3. Путешествие точки 1
4. Игры с кубиками 1
5. Танграм: древняя китайская головоломка 1
6 Волшебная линейка 1
7 Праздник числа 10 1
8 Конструирование многоугольников из деталей танграма1 , .
9 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1
10 Игры с кубиками 1
11-12 Конструкторы лего2
13 Весёлая геометрия 1
14 Математические игры 1
15-16 «Спичечный» конструктор 2
17 Задачи-смекалки 1 .
18 Прятки с фигурами 1
19 Математические игры 1
20 Числовые головоломки 1
21-22 Математическая карусель 2
23 Уголки 1 . 24 Игра в магазин. Монеты 1
25 Конструирование фигур из деталей танграма1
26 Игры с кубиками 1
27 Математическое путешествие 1  
28 Математические игры 1 29 Секреты задач 1 30 Математическая карусель 1
31 Числовые головоломки 1
32 Математические игры 1
33 КВН
«Математика – Царица наук» 1
2 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Сроки проведения
1. «Удивительная снежинка»
1
2. Иrpa«Крестики-нолики» 1
3. Математические игры
1
4. Прятки с фигурами
1
5. Секреты задач
1
6-7 «Спичечный» конструктор
2
8. Геометрический калейдоскоп
1
9. Числовые головоломки
1 10. «Шаг в будущее»
1 11. Геометрия вокруг нас
1 12. Путешествие точки
1 13. «Шаг в будущее»
1 14. Тайны окружности
1 15. Математическое путешествие
1 16-17 «Новогодний серпантин»
2 18 Математические игры
1 19. «Часы нас будят по утрам...»
1 20. Геометрический калейдоскоп
1 21. Головоломки
1 22. Секреты задач
1 23. «Что скрывает сорока?»
1 24. Интеллектуальная разминка
1 25. Дважды два — четыре
1 26-27. Дважды два — четыре
2 28. В царстве смекалки
1 29. Интеллектуальная разминка
1 30. Составь квадрат
.
1 31-32. Мир занимательных задач
2 33. Математические фокусы
1 34. Математическая эстафета
1 3 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Сроки проведения
план факт
1. Интеллектуальная разминка 1 2. «Числовой» конструктор 1 3. Геометрия вокруг нас 1 4. Волшебные переливания 1
5-6 В царстве смекалки 2
7 «Шаг в будущее» 1 8-9 «Спичечный» конструктор 2 10 Числовые головоломки 1
11-12 Интеллектуальная разминка 2
13 Математические фокусы 1
14 Математические игры 1
15 Секреты чисел 1 .
16 Математическая копилка 1
17 Математическое путешествие 1
18 Выбери маршрут 1 19 Числовые головоломки 1
20 -21 В царстве смекалки 2 22 Мир занимательных задач 1 23 Геометрический калейдоскоп 1
24 Интеллектуальная разминка 1
25 Разверни листок 1 26-27 От секунды до столетия 2
28 Числовые головоломки 1
29 Конкурс смекалки 1
30 Это было в старину 1
31 Математические фокусы 1 32-33 Энциклопедия математических развлечений 2
34 Математический лабиринт 1
4 класс
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Сроки проведения
план факт
1. Интеллектуальная разминка 1 2. Числа-великаны 1
3. Мир занимательных задач 1
4. Кто что увидит? 1 5 Римские цифры 1
6 Числовые головоломки 1
7 Секреты задач 1
8 В царстве смекалки 1 9 Математический марафон 1 10-11 «Спичечный» конструктор 2 . 12 Выбери маршрут 1
13 Интеллектуальная разминка 1
14 Математические фокусы 1
15-17 Занимательное моделирование 3
18 Математическая копилка 1
19 Какие слова
спрятаны в таблице?
1 20 «Математика — наш друг!»  1 21 Решай, отгадывай, считай 1
22-23 В царстве смекалки 2 24 Числовые головоломки 1
25-26 Мир занимательных задач 2
27 Математические фокусы 1
28-29 Интеллектуальная разминка 2
30 Блиц-турнир по решению задач 1
31 Математическая копилка 1
32 Геометрические фигуры вокруг нас 1
33 Математический лабиринт 1
34 Математический праздник 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.Волкова С И, Моро М И « Для тех кто лбит математику» тетрадь 3 класс М., Просвещение 2013 г