Рабочая программа по Основам православной культуры с календарно-тематическим планированием 6-8 класс, учебник В.М. Меньшикова


centercenter
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация…………………………………………………………...3-6
Планируемые результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)……………………………………..6-7
Содержание факультативного курса……………………………….7-10
Календарно-тематическое планирование 6 класс…………………11-12
Календарно-тематическое планирование 7 класс…………………13-14
Календарно-тематическое планирование 8 класс…………………15-16
Аннотация
Рабочая программа факультативного курса «Основы православной культуры» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
Закон РФ «Об образовании»
Учебный план МОУ «Лицей № 5»
Локальный акт «Положение о рабочей программе» МОУ «Лицей № 5», 2016 год
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Для реализации программы используется следующая литература:
Авторская программа «Основы православной культуры» для учеников 5-9 классов, научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.
Учебник «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2014.
Рабочая программа факультативного курса составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В настоящее время существует на целый ряд трудностей и проблем в области воспитания подрастающего поколения, обусловленная кризисными явлениями в духовно – нравственной и социально – культурной сферах жизни общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по политической и экономической стабилизации, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Попытки поменять традиционные ценности на неолиберальные лишь усиливают негативные явления в социальной сфере. Достижение стабильности и устойчивого равновесия страны возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось Российское государство, и создавалась великая русская культура.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий. Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Учитывая вышеизложенное, особо следует выделить важность постановки задачи интеграции личности в историческое пространство национальной культуры, решение которой может способствовать качественному росту уровня воспитанности школьников на основе сформированного исторического сознания. Данная позиция вполне соответствует интересам государства в области повышения качества образования и воспитания.
Успешная личностная самореализация и социализация учащихся в современном обществе возможна через формирование у учащихся устойчивого нравственного стержня. Обогащению духовного мира современного школьника будет способствовать глубокое погружение в море духовного, исторического и культурного наследия русского и других народов России, расширение социально-гуманитарного знания традиций духовной культуры.
Цели и задачи факультативного курса «Основы православной культуры»
Цель: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Основными задачами курса являются:
Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.
Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.
Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства.. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни.
Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью
Общая характеристика факультативного курса «Основы православной культуры»
Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светского характера образования. Изучение православной культуры относится к светскому образованию, типу религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается:
культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;
правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;
организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;
методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.
Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.
Изучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях православной культуры предполагает организацию взаимодействия и сотрудничества государственных научных и образовательных учреждений, органов управления образованием с православными религиозными организациями и образовательными учреждениями в области разработки содержания образования, учебно-методического обеспечения для достижения необходимого качества предъявляемых знаний, недопущения искажений в представлении школьникам различных аспектов учебного материала, относимого к содержанию православной культуры.Содержательные линии факультативного курса «Основы православной культуры»
Программа отражает, прежде всего, содержательные линии, определенные Письмом Министерства образования органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.02 № 14 – 52 – 876 ин/16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»:
Православная христианская картина мира.
История православной религии и культуры.
Православная культура и религии мира.
Православие в истории и культуре родного края.
Письменная культура Православия.
Православный образ жизни
Нравственная культура Православия.
Художественная культура Православия.
Православие – традиционная религия русского народа.
Требования к уровню подготовки ученика средней школы
Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение и представление православной культуры на уровне содержательных линий, соответственно возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства.
В соответствии с этим учащийся должен:
По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: иметь понятие о православном видении мира, истории человечества и человеке.
По содержательной линии: «Православие и религии мира»: иметь целостное представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект для общества и человека.
По содержательной линии: «История православной религии и культуры»: иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры.
По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная словесность)»: иметь целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы.
По содержательной линии: «Православный образ жизни»: иметь целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами.
По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: иметь целостное представление о мире этики, в том числе знать основные этические понятия: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие и т.д., знать о путях духовно-нравственного совершенствования.
По содержательной линии: «Художественная культура православия»: иметь целостное видение развития мировой и русской православной художественной культуры.
По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа»: иметь целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории. Уяснить ведущую роль православия в духовной жизни русского народа.
По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный) компонент образования»: иметь целостное видение истории развития православия в Курском крае и его современное состояние
Место факультативного курса «Основы православной культуры»
в учебном плане лицея
Согласно учебному плану МОУ «Лицей № 5» всего на изучение факультативного курса «Основы православной культуры» отводится 105 часов для 6-8 классов, из расчета 1 учебный час в неделю при 35 учебных неделях.
Составители программы
Ушакова Виктория Викторовна, учитель немецкого и английского языков МОУ «Лицей № 5», учитель I категории
Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты обучения:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
Метапредметные результаты обучения:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
Предметные результаты обучения:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание факультативного курса «Основы православной культуры»
6 класс
Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. (2ч)
Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие. Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа.
Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения. (4ч)
Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя. Благовестие Иосифу. Рождество Христово. Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне.
Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода. (14ч)
Первый год общественного служения Иисуса Христа. Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. Второй год общественного служения Иисуса Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Третий год общественного служения Иисуса Христа. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку). Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве.
Евангельское нравственное учение. (11ч)
Соотношение Ветхого и Нового Завета. Соотношение Ветхого и Нового Завета. Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Евангельские притчи и их значение. Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее). Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере). Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах). Притча о немилосердном должнике (о прощении обид). Притчи об ответственности человека (притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир). Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина).
Священное писание Нового завета. Апостол. (3ч)
О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол». Состав книги « Апостол». Книга деяний святых апостолов. Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов.
7 класс
Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии. (1ч)
Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии.
Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма. (1ч)
Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма.
Иудаизм. (1ч)
Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии . Талмуд
Ислам. (4ч)
Ислам. Становление ислама. Характеристика ислама как религиозного учения. Коран. Пять столпов ислама. Обряды. Исламская культура. Шариат. Нравственные нормы.
Христианство. (27ч)
Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния. Распространение христианства и гонения. Апостол Иаков. Богослужебная культура православия. Богослужение Всенощного бдения. Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужебное пение. Значение церковного пения. Миссионерская деятельность святых апостолов. Жизнеописание и учение апостола Павла. Апостол любви – Иоанн Богослов. Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов. Христианство в первые века. Гонения на христиан. Святой император Константин. Монастырская культура православия. Монастырская культура православия. Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325). Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа веры. Учение о Святой Троице. Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении Христовом. Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления. Учение о Святом Духе.Учение о Церкви. Таинства Православной церкви. Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов. Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста. Развитие Православия в Ромейской империи. (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство. Развитие православия в Ромейской империи (Византиии) В VIII-X вв. Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества. Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир. Развитие церкви в XI веке. Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году.
8 класс
Развитие различных религиозных конфессий в средние века (до XVIIIв). (16ч)
Развитие религии в средние века. Развитие синтоизма. Развитие индуизма. Развитие ислама. Развитие конфуцианства. Православные Поместные церкви после мусульманских захватов. Христианство в Западной Европе. Различия Православной и римско-католической церкви. Развитие римско- католической церкви в средние века. Возникновение протестантизма. Мартин Лютер. Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм. Англиканская церковь. Пуритане. Религиозные войны в Западной Европе в XVI-XVII вв. Католичество, протестантизм и европейская культура XVI-XVII в. Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения. Христианские миссионеры: общее и особенное в миссии православных христиан, римо- католиков, протестантов.
Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви (до XVIII в). (18ч)
Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян, его влияние на древнерусскую культуру. Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел. Христиане в славянских государствах. Деятельность св.Кирилла и Мефодия. Первые христиане- мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. Распространение православия в XI в. Первые святые русской земли- благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация. Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства. Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа. Политическая раздробленность и Русская православная Церковь. Борьба против монгольского ига: преподобный Сергей Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. Значение Православия в жизни русского общества в XV-XVI вв. Роль Церкви в формировании государственной идеологии. Преподобные – освоители новых земель. Основание Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей. Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры. Значение церкви в деле строительства русской семьи.История «Домостроя» и его содержание. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси. Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства. Раскол в Русской Православной церкви и начало старообрядства. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культ старообрядцев. Последствия раскола для русской истории.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Основы православной культуры», 6 класс, 35 учебных часов,
1 час в неделю, 35 учебных недель, учитель – Ушакова В.В.
№ п/п Тема занятия Дата
План Факт
Тема 1: Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие - 2 часа
1 Священное Писание Нового Завета. Четвероевангелие 2 Начало Новозаветной истории. Земная жизнь Иисуса Христа. Тема 2: Рождество Иисуса Христа и Его жизнь до начала общественного служения.- 4 часа
3 Рождество Богородицы, Её воспитание при храме в Назарете. 4 Встреча Девы Марии с Елизаветой. Рождение Иоанна Крестителя 5 Благовестие Иосифу. Рождество Христово. 6 Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Тема 3: Общественное служение Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода. – 14 часов
7 Первый год общественного служения Иисуса Христа. 8 Заочное исцеление сына-царедворца. Проповедь в назаретской синагоге. 9 Второй год общественного служения Иисуса Христа. 10 Смерть Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. 11 Третий год общественного служения Иисуса Христа 12 Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. 13 Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве (всегда ли богатство во благо человеку) 14 Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. 15 Великая среда. Великий четверг. Предательство Иуды. 16 Великая Пятница: Иисус Христос на Голгофе. 17 Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа Марии Магдалине. 18 Беседы Иисуса Христа с учениками. Восхождение на гору Елеонскую. Последняя беседа и вознесение Господне. 19 Схождение Духа Святого на апостолов. Создание Церкви. 20 Семья как малая Церковь. Обновление ветхозаветной семьи в христианстве. Тема 4: Евангельское нравственное учение. – 11 часов
21 Соотношение Ветхого и Нового Завета 22 Соотношение Ветхого и Нового Завета 23 Нагорная проповедь. Основные положения христианской этики: любовь к личным врагам, милостыня, пост, неосуждение ближнего.24 Нагорная проповедь. Молитва Господня. 25 Евангельские притчи и их значение. 26 Притчи о милосердии Божием ( притча о заблудшей овце, о блудном сыне, о мытаре и фарисее) 27 Притчи о добрых делах (притчи о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазере) 28 Притчи о добродетелях (притчи о милосердном самарянине, притча о талантах) 29 Притча о немилосердном должнике ( о прощении обид) 30 Притчи об ответственности человека( притча о злых виноградарях, притча о бесплодной смоковнице, притча о званых на брачный пир) 31 Притчи о Благодати Божией (притча о работниках, получивших одинаковую плату, притча о десяти девах, притча о рабах, ожидающих пришествие своего господина) Тема 5: Священное писание Нового завета. Апостол. – 4 часа
32 О книге « Апостол». Значение наименования « Апостол».
Состав книги « Апостол» 33 Книга деяний святых апостолов 34 Соборные послания апостолов. Основные идеи послания апостолов. 35 Резервное занятие Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Основы православной культуры», 7 класс, 35 учебных часов,
1 час в неделю, 35 учебных недель, учитель – Ушакова В.В.
№ п/п Тема занятия Дата
План Факт
Тема 1: Основные термины и понятия: религия, культ.
Мировые религии. – 1 час
1 Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии. Тема 2: Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма. – 1 час
2 Развитие буддизма в I-X вв. Этическая и Эстетическая культура буддизма. Тема 3: Иудаизм. – 1 час
3 Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии . Талмуд Тема 4: Ислам. – 4 часа
4 Ислам. Становление ислама. 5 Характеристика ислама как религиозного учения. Коран 6 Пять столпов ислама. Обряды. 7 Исламская культура. Шариат. Нравственные нормы. Тема 5: Христианство. – 28 часов
8 Рождение христианства. Апостолы, их чудеса и деяния. 9 Распространение христианства и гонения. 10 Апостол Иаков. Богослужебная культура православия. 11 Богослужение Всенощного бдения. 12 Литургия, её происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. 13 Богослужебное пение. Значение церковного пения. 14 Миссионерская деятельность святых апостолов. 15 Жизнеописание и учение апостола Павла. 16 Апостол любви – Иоанн Богослов 17 Жизнеописание Андрея Первозванного. Смерть апостолов. 18 Христианство в первые века. Гонения на христиан. 19 Святой император Константин. 20 Монастырская культура православия. 21 Вселенские соборы, их решения и роль в истории Церкви. Первый Вселенский собор в Никее (325). 22 Символ веры как краткое и точное изложение главных христианских истин. Происхождение и назначение Символа веры. 23 Учение о Святой Троице. 24 Тайна воплощения Сына Божия. Учение о Вокресении Христовом. 25 Вознесение Христово как одно из важнейших событий нашего искупления. 26 Учение о Святом Духе. Учение о Церкви. 27 Таинства Православной церкви. 28 Отцы Церкви. Василий Великий и Григорий Богослов. 29 Иоанн Златоуст и его нравственное учение. Литургия Иоанна Златоуста. 30 Развитие Православия в Ромейской империи. (Византии) в V-VII вв.Вселенские Соборы. Собор Софии. Православный храм и его устройство. 31 Развитие православия в Ромейской империи ( Византиии) В VIII-X вв. Борьба иконоборцев и иконопочитателей православия. Преодоление ереси иконоборчества. 32 Церковная иконография. Икона – окно в духовный мир. 33 Развитие церкви в XI веке. 34 Постепенное отделение Римской Поместной церкви от других Поместных церквей. Окончательный разрыв в 1054 году. 35 Резервное занятие Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Основы православной культуры», 8 класс, 35 учебных часов,
1 час в неделю, 35 учебных недель, учитель – Ушакова В.В.
№ п/п Тема занятия Дата
План Факт
Тема 1: Развитие различных религиозных конфессий в средние века
(до XVIIIв) – 16 часов
1 Развитие религии в средние века 2 Развитие синтоизма 3 Развитие индуизма 4 Развитие ислама 5 Развитие конфуцианства 6 Православные Поместные церкви после мусульманских захватов 7 Христианство в Западной Европе 8 Различия Православной и римско-католической церкви 9 Развитие римско- католической церкви в средние века 10 Возникновение протестантизма. Мартин Лютер 11 Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм 12 Англиканская церковь. Пуритане. 13 Религиозные войны в Западной Европе в XVI-XVII вв. 14 Католичество, протестантизм и европейская культура XVI-XVII в. 15 Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения 16 Христианские миссионеры: общее и особенное в миссии православных христиан, римо- католиков, протестантов. Тема 2: Важнейшие этапы истории Русской Православной Церкви
(до XVIII в) – 18 часов
17 Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян, его влияние на древнерусскую культуру. 18 Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел. 19 Христиане в славянских государствах. Деятельность св.Кирилла и Мефодия. 20 Первые христиане- мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси. 21 Распространение православия в XI в. Первые святые русской земли- благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация. 22 Расцвет русской культуры и образования в XI веке. Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства.
23 Монгольское нашествие и роль Церкви в сохранении русского народа. 24 Политическая раздробленность и Русская православная Церковь. 25 Борьба против монгольского ига: преподобный Сергей Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. 26 Значение Православия в жизни русского общества в XV-XVI вв. Роль Церкви в формировании государственной идеологии. 27 Преподобные – освоители новых земель. Основание Белозерской обители, Соловецкого и других монастырей. 28 Святые преподобные Андрей Рублев, Феофан Грек, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры. 29 Значение церкви в деле строительства русской семьи.
История «Домостроя» и его содержание. 30 Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси. 31 Православие в XVII веке. Смутное время и роль Православной Церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. 32 Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства 33 Раскол в Русской Православной церкви и начало старообрядства. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культ старообрядцев. Последствия раскола для русской истории. 34 35 Резервное занятие