Открытый урок на тему: Величие души русского человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М.А. Шолохова Судьба человека)








Открытый урок на тему:
"Величие души русского человека в годы
Великой Отечественной войны"
(по рассказу М.А. Шолохова
"Судьба человека")




Учителя русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 22
Кировского р-на г. Уфы
Фединой Наталии Збигневны





Тема урока: Величие души русского человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Задачи урока:
Воспитывать чувство гордости за свой народ, благодарности ветеранам Великой Отечественной войны за то, что они в тяжелейших испытаниях отстояли свободу и независимость Родины, одержали победу над фашизмом.
Помочь учащимся понять, что судьба главного героя - это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы войны, но сохранившего свою живую душу; что мировая война - это страшная трагедия, которая не должна повториться.
Цели урока:
1. Обучающие:
познакомить учащихся с фактами биографии М.А. Шолохова;
продолжать обучать умению определять тему, идею, проблемы текста, подбирать аргументы.
2. Развивающая:
Развивать устную речь учащихся, умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения.
2. Воспитывающая:
воспитывать патриотизм, любовь к Родине, мужество, стойкость, чувство товарищества, самоотверженность, доброту, порядочность, милосердие, чувство собственного достоинства.

Результат деятельности учащихся на уроке:
1.На уроке учащиеся задумываются о смысле жизни, каковы возможности человеческого духа, что такое подвиг.
2.Ученики начинают понимать, что только доброта, порядочность, милосердие спасут мир.
3. У детей возникает желание развивать в себе такие человеческие качества, как доброта, порядочность, милосердие, чувство товарищества, самоотверженность, сила воли, чувство собственного достоинства, мужество.
Оборудование: рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека", портреты писателя (1941,1960гг.), иллюстрации художника С. Трофимова, аудиозапись песен "Священная война", "Хотят ли русские войны", выставка книг о Великой Отечественной войне, тексты стихотворений К. Симонова "Жди меня", М. Джалиля "Молодая мать"
Эпиграфы:
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.
А.Н. Толстой

Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А.Т. Твардовский

Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Великая Отечественная война...
Страшные жертвы, разрушения, гибель 27 миллионов... - Как же удалось нашему народу выстоять, победить? Какими качествами обладал народ, выстоявший под натиском мощной, хорошо вооруженной фашистской армии, жестокой, беспощадной.
Везде, где ступала нога фашистского солдата, совершались неслыханные по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные люди: старики, женщины, дети. В обращении немецкого командования говорилось:
"У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка
или мальчик, - убивай, этим ты спасаешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки".
Звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача "Священная война".
Демонстрирую фотографию "Запись добровольцев на фронт. 1941".
Зачитываю записку рядового 612 стрелкового полка Александра Виноградова, написанную 22 февраля 1942 года, найденную в марте 1958 года на 152-м километре шоссе Минск - Москва в винтовочном патроне, забитом в ствол березы:
" Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое: Коля, Володя и я, Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Нас двое, но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим до подхода своих. И вот я один остался, раненный в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины"...
Главные качества советских людей - это стойкость, мужество, патриотизм.
Поэт-фронтовик К. Симонов считал:
"Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном... нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о смерти и крови - это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом - значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне".
Записываем тему урока:
Величие души русского человека в годы Великой Отечественной войны (по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
III. 1) Знакомство учащихся с фактами биографии М.А. Шолохова.
В дни Великой Отечественной войны Шолохов был корреспондентом газеты "Правда". (Показываю фотографию писателя).

22 июня 1942 ода опубликован рассказ "Наука ненависти".
Печатает главы романа "Они сражались за Родину".
Писатель добывает правду о войне, познает душу солдата, принимая участие в атаках, в разведке, находясь в окопах под пулями, разрывами бомб, снарядов.
В новогодние дни 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в газете "Правда" опубликован рассказ "Судьба человека".

2) Эвристическая беседа.
- В чем своеобразие шолоховского подхода к изображению войны?
Герой не изображен в бою, с оружием в руках. Не силу оружия, не сверхчеловеческие способности противопоставляет он чудовищной машине фашизма, а силу духа.
О том, как воевал, Андрей Соколов рассказывает очень скупо.
Но мы понимаем, как тяжело было бойцам отступать, оставляя города, села под властью фашистских оккупантов.
- Как об этом говорит Андрей?
"От своих письма получал часто, а сам крылатки посылал редко".
- В чем причина?
"Что можно было написать, тошное время было". Эпитет "тошное" очень точно передает чувства героя. "Я не охотник на жалобных струнах играть", "сопли по бумаге размазывать".
Каких мужчин презирает Андрей Соколов?
Как Андрей относится к воинскому долгу?
"Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к тому нужда позвала".
- В каких эпизодах герой показан как мужественный, самоотверженный человек, рискующий собственной жизнью ради товарищей?
"Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!" Анализ эпизода "Доставка снарядов".
- В каком известном вам рассказе тоже повествуется о мужестве шоферов в годы войны?
В рассказе Н. Тихонова "Руки".
- Как и почему Соколов попал в плен?
- Какие еще эпизоды свидетельствуют о высоко развитом чувстве товарищества героя?
"В церкви", "В плену". Анализ эпизода "В церкви".

- Почему Андрей убил Крыжнева? Правильно ли он поступил? Много испытаний выпало на долю Андрея Соколова в годы
войны.
- Какое из них самое тяжелое для героя? Докажите.
Даже в плену Соколов не потерял человеческого достоинства. Пересказ эпизода с комендантом лагеря Мюллером.
- Что помогло герою выдержать, выжить, не сломаться в плену?
Желание увидеть дорогих людей (жену, детей). Два года в плену он с ними мысленно разговаривал:
"А ведь в плену я почти каждую ночь... и с Ириной и с детишками разговаривал, подбадривал их: дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я - крепкий, я выдержу, и опять мы будем вместе..."
Ученик читает стихотворение К. Симонова "Жди меня ".
Ради встречи с родными Андрей совершает два побега из плена.
- Какие черты характера Соколова проявились во время побегов из плена?
Мужество, смелость, находчивость, смекалка, выдержка.
Очерствел ли душой Андрей после гибели всей семьи?
Как говорит Соколов о своем страшном горе?
"Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?"(метафора)
"Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду... и будто что-то во мне оборвалось".
"Пешком дотопал до места, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжко же было мне, браток! Постоял, поскорбел душой и опять пошел на вокзал. И часу оставаться там не мог, в этот же день уехал обратно в дивизию".
- На какую деталь портрета Андрея обратил внимание рассказчик?
"Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть"(сравнение, эпитеты).
- Почему Андрей Соколов решил усыновить мальчика-сироту? "Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку,
покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки, как звездочки ночью после дождя. Начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидеть. До того он мне полюбился".
"Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети".
Ученик читает стихотворение Мусы Джалиля "Молодая
мать"
- Чем похожи по характеру герои М. Джалиля и М. Шолохова?
- Изменился ли Андрей после того, как у него появился приемный сын? Как?
На похоронах Анатолия герой не мог проронить ни слезинки. Когда он обретает нового сына, Андрей часто" просыпается, и вся подушка мокрая от слез". Значит, Ване удалось "растопить" его сердце.
"Сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня
закаменело от горя".
Что ждет впереди Андрея Соколова и Ванюшу?
Как вы понимаете слова:
"И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина"?

IV. Заключительный этап урока.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
- Какие проблемы поднимает Шолохов в рассказе «Судьба человека»?
(- Что такое судьба?
- Проблема героизма.
- Проблема доброты, милосердия.
- Проблема товарищества.
- Проблема нравственной оценки войны.
- Проблема нравственного выбора.)
- Что такое проблема текста?
( Проблема – это вопрос, который поднимает автор и на который он ищет или даёт ответ)
- Назовите способы формулирования проблемы.
(1.Проблема + существительное ( словосочетание) в родительном падеже.
2. С помощью вопросительных предложений).
- Обычно текст содержит несколько проблем, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? Видимо, выбор должен определяться ответами на два вопроса:
- Какая проблема находится в центре внимания автора?
- К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?
- Что такое комментарий проблемы?
( Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
Прокомментировать проблему – это значит объяснить, в чём заключается её важность, почему именно эту проблему поднимает автор.)
При комментировании проблемы не допускайте пересказа текста.
- Что такое аргументация собственного мнения? Аргументы?
( Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.


Аргументы – доказательства, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль).

V. Подведение итогов урока.

Рассказ "Судьба человека" вызывает гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой души, рождает веру в необъятные возможности человека.
М.А. Шолохов воспитывает гуманизм, милосердие, умение замечать страдания людей, стремиться помочь им.
Учащиеся записывают эпиграфы урока.
- Докажите, что слова А.Н. Толстого относятся к Андрею Соколову.

VI. Домашнее задание.
1. Создать банк аргументов по рассказу М Шолохова «Судьба человека» .
2. Подготовиться к конкурсу чтецов стихотворений на тему: "Строки, опаленные войной..."


Список литературы
Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.:ВАКО, 2003.
Литература. 9 класс: Поурочные планы (по программе А.Г. Кутузова) - Волгоград: Учитель, 2003.
Об огнях-пожарищах: Сборник стихов и песен. - М.: ЭКСМО- Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000.
Открытый урок по литературе. 5-11 классы (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей. - М.: Московский Лицей, 2002.
Сенина Н.А., Нарушкевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки – Ростов-на Дону: Легион, 2012.
Шолохов М.А. Судьба человека. - М: Советская Россия, 1979.















13PAGE 15


13PAGE 14815




15