: М.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказа.





Урок литературы
в 9 классе
на тему:
М.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказа.










Учитель Е.П.Першикова.
МОУ СОШ №1
г.Константиновск






2009г.



Тема урока: М.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказа. (слайд №1)

Эпиграф к уроку. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому судьба позвала».

Цели урока:
1.Проследить судьбу героя. Учиться его характеризовать.
2.Повторить некоторые литературные понятия (портрет, пейзаж, композиция, кульминация)
3.Работать с текстом, выявляя особенности художественной мастерской писателя.
4.Расширить понятие о героическом на материале рассказа.
5.Учить делать выводы, обобщать материал, составлять схемы.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Оформление: иллюстрации, рисунки, выставка книг, презентация.

Музыкальное оформление: песня «Священная война»
муз. А.Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача; песня «Враги сожгли родную хату»








I. Предкоммуникативный этап.

Ученик. (звучит «Священная война») Слайд №2

Великая Отечественная война Она вошла в судьбу каждого человека нашей страны всей своей тяжестью, оставив свой неизгладимый след. В один из первых дней войны из Вешенской в Москву на имя народного комиссара обороны поступила телеграмма: «В любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Армии и до последний капли крови защищать социалистическую Родину. Полковой комиссар запаса РККА писатель Михаил Шолохов». Просьба была удовлетворена.

Ученик. (слайд №3)

Шолохов видел войну не со стороны, а был там, где шел бой, в окопах, в землянках, на наблюдательных пунктах. Те, кто видел его на полях сражений, говорят об исключительном самообладании, мужестве, бесстрашии и душевном отношении к солдатам писателя, военного корреспондента Михаила Шолохова. Писатель был награжден боевыми орденами. (слайд №4) В 1943 году Шолохов писал: «Я видел своими глазами дочиста сожженные станицы, хутора, моих земляков-героев моих книг, видел сирот, видел людей, лишенных крова и счастья, страшно изуродованные трупы, тысячи искалеченных жизней»
II. Актуализация знаний.
Учитель. (слайд №5)
С какими произведениями М.Шолохова о войне мы знакомились? («Наука ненависти», «Они сражались за Родину»)
Сегодня мы поговорим о судьбе одного из шолоховских героев, солдате Андрее Соколове из рассказа «Судьба человека». Проследим за тем, как сложилась его жизнь, какой след в его судьбе оставила война, постараемся разобраться в том, как писатель понимает героическое, будем учиться постигать художественную лабораторию писателя.

«Глаза человека – зеркало его души». Не случайно очень многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обратят внимание на его глаза. Давайте проведем небольшой эксперимент. Послушайте сейчас описание глаз литературного героя и подумайте, каково может быть его мироощущение: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себеВидели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно было смотреть? Такие глаза были у моего случайного собеседника».
(Звучит «Враги сожгли родную хату»)

Ответили? А теперь проверим свою проницательность, поработав над текстом рассказа.

II. Коммуникативный этап.

Что особенного вы заметили в композиции рассказа?
Где уже встречали такое построение рассказа? (рамочная композиция или «рассказ в рассказе»; Л.Толстой «После бала»)
Как вы думаете, зачем автору без видимых причин понадобилось заставлять своего героя рассказывать историю своей жизни незнакомому человеку?(много страдал, переполнен переживаниями, хочет излить душу, со случайным собеседником , да еще и шофером это сделать легче)
Почему повествование ведется от первого лица? Где встречали?(А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
Достоверность, документальная точность, искренность.
Чтобы вместить в рамки рассказа огромный жизненный материал (останавливается на главном)
Раскрывает человека не только в действии, но и в размышлении (обнаруживает внутренний мир, дает представление о мотивах, о силе человеческого духа).
Как, по-вашему, что бы потерял рассказ, если бы не было своеобразных комментариев автора-рассказчика?(помогают увидеть волнение и героя и автора, авторское отношение к герою).

Найдите эти комментарии, перечитайте, как автор показывает душевное состояние героя? (резко оборвал рассказ, в горле что-то клокочет и булькает, «волнение передалось и мне» и др.)
Прочитайте зарисовки природы в начале рассказа и после рассказа Соколова о гибели семьи. Какова роль вступительного пейзажа? Как и почему меняется восприятие пейзажа автором-повествователем после исполненных глубокого трагизма слов героя?
(у Шолохова мир природы и мир человека – единый жизненный поток; уходящая весна напоминает о прошедшей войне (найдите примеры: поваленный плетень, разруха, утлая лодчонка), но природа оживает, ее убить нельзя, она как символ возрождения мира (найдите подтверждение); после рассказа кажется уже иной) (слайд №6)

Рассказывая о своей фронтовой жизни, Андрей Соколов говорит: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому судьба позвала». Припомните факты жизни, подтверждающие эту мысль. Назовите кульминационные моменты повествования.

Перескажите эпизоды «В церкви» и «Психологический поединок с Мюллером». Как характеризуют героя его поступки, поведение?
Можно ли ,по-вашему, считать поведение героя в плену героическим? (слайд №7)

Какие мотивы двигали Андреем, когда он решил усыновить Ванюшу ? Как можно оценить этот поступок? Можно ли назвать этот поступок героическим? Если можно, то почему?
Учитель.
Теперь давайте подумаем, в чем же особенность в изображении героического в этом рассказе? Вспомните отрывки из романа «Они сражались за Родину». Сравните. Сделайте вывод.

Составление блок-схемы. (запись в тетради) (слайд №8)

Особенности героического.
-не на поле боя, а в плену
-в духовном единоборстве с врагом
-в стойкости посте потерь
-в умении сохранить запас душевных сил, доброту
-в чувстве ответственности перед будущим.


А в чем вы видите истоки героизма героя?

- проявление русского национального характера
-совестливость (жизнь до войны, прощание с женой)
-трудолюбие
Может быть, что-то еще? (дать высказаться)
(слайд №9)
Подведение итогов урока.
Как вы понимаете смысл названия рассказа? Литературоведы считают, что в рассказе Шолохова мысль писателя движется от судьбы человека к судьбе человечества. Что вы думаете по этому поводу?

Домашнее задание.
Напишите небольшое рассуждение на тему «В чем смысл названия рассказа «Судьба человека».



































Комментарии.

О писателе говорилось в 7-8 классах. Было знакомство с его рассказами «Жеребенок», «Наука ненависти», главами из романа «Они сражались за Родину».
Рассказ «Судьба человека» был прочитан дома.

Слайды презентации сменяются по щелчку.























Литература.

1.Учебник. Литература . 9 класс. Под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Москва, «Дрофа», 2008г.

2.Учебник. В мире литературы. 9 класс. Под редакцией А.Г.Кутузова. Москва, «Дрофа», 2000г.

3.Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 9 класс. Читаем, думаем, спорим. Москва, «Просвещение» «Учебная литература», 1996г.

4.Михаил Андриасов. Вешенские были. Москва, «Современник», 1975г.













13PAGE 15


13PAGE 14415




15