Статья Причины неуспеваемости младших школьников и возможные пути преодоления неуспеваемости


Причины неуспеваемости
младших школьников
и
возможные пути преодоления
неуспеваемости
Учитель Вертинская Нина Александровна
Гимназия №15
ТЕМА: ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Готовность школьника к обучению определяется его анатомо-физиологическим развитием. У большинства детей от 6 до 7 лет происходит перестройка психики, которая полностью завершает дошкольный период.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника.
Большое значение в учебной деятельности учащихся имеют мотивы побуждения, направляющие деятельность ученика. Мотивы учения во многом определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи. Ребенок, поступивший в школу и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, часто не в состоянии самостоятельно найти адекватные способы работы. Если его не обучать специально необходимым навыкам и приемам, он будет сам интуитивно находить их, причем, не всегда это будет правильно и эффективно. Наиболее распространенные и малоэффективные способы учебной работы: заучивание без предварительной обработки материала, выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил, недостатки контролирующей деятельности.
Неадекватные способы учебной деятельности могут носить и более индивидуализированный характер, когда ученик формально усваивает учебные приемы, перенимая у учителя лишь внешнюю сторону их выполнения.
Слабоуспевающие ученики нередко в процессе усвоения учебных навыков упрощают их. Самостоятельно обнаружить ошибочность своих способов и произвести их замену на более эффективные школьник не может. Ему требуется помощь со стороны взрослого. Решающую роль в оказании помощи таким школьникам должен сыграть школьный психолог, задача которого состоит не в том, чтобы полностью разрушить нежелательные приемы работы и сформулировать новые, а в том, чтобы перестроить те, что реально имеются у неуспевающего ученика. Причем, нужно сделать это совместно с ребенком, соблюдая корректность и не лишая его права на индивидуализацию своей работы.
Каждому учителю известно, что степень обучаемости у учащихся различна. Понятие «обучаемость» - это восприимчивость к обучению, по мнению психолога З.И.Калмыкова. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочных равных условиях на успешность обучения. Среди слагаемых обучаемости отмечаются способность мыслительной деятельности к обобщению, экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных способностей и др.
Мышление является важнейшим среди психических процессов, накладывающих отпечаток на обучаемость школьника. Недостатки в развитии мышления являются распространенной психологической причиной неуспеваемости. Психолог Н.И.Мурачковский установил, что слабоуспевающие дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, содержания текста, доступного им и близкого жизненному опыту. Но при запоминании более сложных текстов, где нужно использовать логическую память, тесно связанную с абстрактными формами мышления, они дают худшие результаты по сравнению с другими детьми того же класса. Слабоуспевающие ученики не имеют рациональных приемов запоминания, но эти недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления.
При выполнении специальных заданий на внимание неуспевающие ученики дают результаты не хуже их успевающих товарищей по классу. Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей своего мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя их застают врасплох.
Итак, не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.
Ребенок, придя в школу, обладает конкретным наглядным мышлением. Речь ребенка недостаточно развита, слабость развития речи – одна из существенных причин неуспеваемости детей в начальной школе. Школьное обучение требует от ребенка умение абстрагировать и обобщать, а это на первых парах дается с трудом. Нелегко учащимся выделить основное, существенное, отбросить несущественное, ненужные детали, что наблюдается при пересказе, при составлении плана изложения.
Другая возрастная особенность детей – «однолинейность» мышления, т.е. неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон. «Однолинейность» мышления отчетливо проявляется в такой сложной деятельности, как установление причинно-следственных связей. Отмеченные особенности мыслительной деятельности являются причинами неуспеваемости для определенной части учащихся – для тех, кто не прошел в течение жизни до школы необходимый путь умственного развития, у кого не сформировались нужные интеллектуальные навыки и умения. И если им не помочь, то возникшие трудности в учении могут в дальнейшем привести к отказу от активной мыслительной работы.
Итак, для преодоления неуспеваемости у школьников с недостатками развития мыслительной сферы необходимо формирование у них интеллектуальных умений.
Несформированность у школьника устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. В младшем школьном возрасте основной мотив учения состоит в самом выполнении учебных действий по требованию взрослых. Помимо этого интерес к школе младшего школьника объясняется его общей любознательностью, жаждой новых впечатлений. Этот интерес удовлетворяется в первые два года. Чтобы не угасло у ученика положительное отношение к школе, необходимо уже в младших классах формировать собственно учебный интерес. Это необходимо для того, чтобы сломать «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника.
Помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе нужно совместно с учителем, создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития. Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика.
Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой оценкой, как ее подробное обоснование, выделение тех критериев, по которым оцениваются результаты учебной деятельности. Постепенно воспитывается у неуспевающего ученика уверенность в себе, в своих возможностях.
Таким образом, чтобы преодолеть причину неуспеваемости учащихся, нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному и здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. Как пишет психолог Л.С.Славина: «Неуспеваемость ученика всегда (если, конечно, данный ученик здоров) является результатом ошибок в воспитании или обучении в школе, а иногда еще и до школы».