Статья Проектная деятельность как средство творческой самореализации развивающейся личности


Проектная деятельность как средство творческой самореализации
развивающейся личности
С.П. Алехина,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка Белгородской области», Россия
   В эпоху, когда развитие личности стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения проблем.
Основная задача педагогов школы – создать благоприятные условия для максимального творческого развития личности школьника, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экологической защиты, социальной профилактики. Тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования способствует созданию гармонии и взаимопонимания.
«Как сформировать коллектив? Что интересно детям? Как развить в детях самое лучшее?», - эти вопросы возникают перед классным руководителем в период формирования ученического коллектива, как правило, с пятого класса. Совместно с психологом проводятся диагностические исследования, наблюдения. И сразу видим учащихся с лидерскими задатками. Но необходимо привлечь всех детей, без исключения, к социально значимой деятельности, вовлечь в общешкольные и классные дела – это правило №1 для классного руководителя.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей [2].
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Поэтому считаем, что проектная деятельность является значимой как в учебном, так и в воспитательном процессе.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность играет ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Считаем, что и в работе с родителями можно применять метод проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.•Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; следовательно, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.•Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных [3].
Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль, сценарий, КВН и т.п.). Заказчиками проектов может быть общество – районные конкурсы проектов «Свой мир мы строим сами», «Я – гражданин России», школьные – проект озеленения рекреации «Моя уютная школа», проект «Моя семья», сценарий выступления на «Вечере школьных друзей».
Но всякая деятельность с детьми должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека [6].
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этот метод предполагает решение какой-то проблемы. И не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению [1].
Типы проектов
Дидактическая типология проектов
По виду деятельности Исследовательские; творческие;
игровые; информационные; практико-ориентировочные
По предметно-содержательной области Монопроекты; межпредметные проекты
По характеру координации Проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией
По характеру контактов школьные; муниципальные; региональные; международные
По количеству участников Личностные; парные; групповые
По продолжительности проведения Краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные
Этапы работы над проектом
При применении метода проектов для решения разнообразных задач можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице.
Этап Задача Деятельность
учащихся Деятельность
учителя
1 2 3 4
Организационный Определение темы, уточнение целей,
выбор рабочей группы Уточняют информацию, обсуждают задание Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает
Этап планирования Анализ проблемы, определение источников информации, поста-новка задач и выбор критериев оценки ре-зультатов, распреде-ление ролей в команде Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои крите-рии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе),
наблюдает
Принятие
решения Сбор и уточнение ин-формации, обсужде-ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследо-вание Наблюдает, консультирует
Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе)
Оценка
результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин это-го, анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, на-правляет процесс анализа (если это необходимо)
Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объ-яснение полученных результатов, коллек-тивная защита проекта, оценка Защищают проект, участвуют в
коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы документирования [4]:
-17513381026


2


Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную, групповую), степень сложности проектировочной деятельности.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности [1].
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом ситуации, естественных интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников. У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, и их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования [6].
Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.
В заключении хотелось бы отметить, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектной деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах.
Использованные источники:
Варламов С.Д., Сурков В.А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.
Электронный ресурс – http://conferenziya2014.aiq.ru/page25.htmlЭлектронный ресурс – http://uchil.net/?cm=158067Электронный ресурс – http://kopilkaurokov.ruЧечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.
Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.