Проектная деятельность на внеурочных занятиях по информатике в начальной школе.


Я являюсь членом творческой группы по реализации инновационного проекта школы «Построение модели внеурочной деятельности школы в условиях перехода на ФГОС». Проблема, по которой работаю в текущем учебном году - «Сетевой проект как форма внеурочной деятельности».
Свою работу строю в соответствии с утвержденным планом.
Основная цель моей работы: создать условия для выполнения требований ФГОС по формированию ИКТ - компетентности учеников начальной школы, используя метод проектов во внеурочной деятельности.
На сегодняшний день компьютер является необходимым инструментом работы с информацией и техническим средством для организации информационно-образовательной среды. Наличие в нашей школе доступа в сеть Интернет из каждого учебного кабинета открывает безграничные возможности использования сети и участия в сетевой проектной деятельности. Основное направление работы всей школы – работа на платформе ГлобалЛаб.
На сайте ГлобалЛаб мною создан проект «Осторожно, лед!» с работами учеников 2 классов. Цель проекта: Исследовать изменение поверхности водоемов зимой. Оценить возникшую опасность на льду и проезжей части. Создать памятку безопасности.
Как возникла идея проекта. При изучении текстового редактора Word ребята работали не только с клавиатурным тренажером и набором текста, а выполнили проект «Осторожно лед!». Эта тема очень актуальна для наших учеников потому, что из окон школьного коридора видна река, которая покрывалась льдом, а из окон кабинета информатики - проезжая часть. Оба объекта в зимнее время являются местами повышенной опасности. Учащиеся наблюдали за рекой и дорогой, На занятиях были проведены беседы, а на практической части кружка были созданы памятки в Word., Ученики выполняли работу по образцу, не должны были допускать ошибки в наборе текста, т.е. осуществлялась межпредметная связь с русским языком, могли выбирать оформление и шрифт по желанию. Дети познакомились с правилами распечатывания документов. Ребята получили индивидуальные памятки, над которыми они работали. У нас с учащимися возникла идея - узнать как наблюдают за водоемами другие дети. Какие правила безопасности зимой актуальны в их местности. Эти вопросы отражены в проекте. Проект принят и проходит модерацию.
Часть проектов связаны с Новогодней тематикой. В первом классе сделали рисунки в Paint, это была их первая самостоятельная творческая работа с использованием сложных инструментов графического редактора. По эскизам учениц 1б класса, сделанных на компьютере, их мамы изготовили поделку к Новому году «Елочка». Наша «Елочка» участвовала в проектах «Вместе украшаем ГлобалЛаб Елку», «Ярмарка Елок» на сайте ГлобалЛаб.
Коллаж из тематических рисунков учащихся «Новогодняя ночь» является участником сетевого проекта «как прекрасна Новогодняя ночь», автором которого является Юзбекова Елена Ивановна.
Во втором классе дети создали проект-зарисовку «Как я провел новогодние каникулы». Здесь были использованы набор текста, художественный набор текста и работа с векторным графическим приложением в Word (это новая техника работы с документами для учащихся). Этот проект выполняли на двух занятиях. Цель проекта: научить учащихся выражать свои эмоции с помощью компьютерных документов. Лучшая работа- участник проекта «Зимние каникулы» сайт ГлобалЛаб.
Так же на занятиях мы готовим мини-проекты «Наш друг – светофор», «Моя мама», «Поход» и другие.
Проект «Моя мама» выполненный в векторном редакторе в виде аппликации ученицами 2а класса является участником сетевого проекта «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» ГлобалЛаб.
Проект «Поход» также принял участие на сайте ГлобалЛаб в проекте «На неведомых дорожках»
Сейчас мы работаем над проектами к «Дню защитника Отечества» и к «8 марта».
Работы учащихся не оцениваются на внеурочных занятиях, но мы с детьми договорились использовать запись «Молодец» в дневниках для поощрения лучших работ. Часто работы выбираем всем классом. В конце года решили составить рейтинговую таблицу и по количеству «Молодец» в дневнике выбрать победителей.
В конце выступления хочу отметить, что учащиеся работают в парах, иногда в тройках, ввиду того, что классы на внеурочных занятиях не делятся. Конфликтов почти не возникает. Дети договариваются и распределяют работу самостоятельно.
В планах создание интегрированных проектов как, например, «Скворцы прилетели». Одна двойка выполняет работу о том, где зимуют скворцы, другая – в какие края прилетают для вывода потомства, и третья пара создает проект «Домик для птенцов». Результат – объединение трех работ, и создание проекта в сети ГлобалЛаб.
Такая организация работы с учениками позволяет построить реализацию личностных результатов на формировании уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению (этому способствует работа в парах, группах), формирование здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в ЧС, правил поведения на дорогах (через памятки, которые учащиеся создают на занятиях), через осознание значения семьи в жизни человека и общества (подготовка открыток к Дню Матери и т.д ), воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству ( создание проектов к Дню Защитника Отечества, к дню Победы). Сложно провести границу между личностными и метапредметными результатами. Они взаимосвязаны между собой. Но хочу отметить, что реализация метапредметных результатов строится вокруг умения учится, а именно в развитии исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, с использованием информационно-коммуникационных технологий, в развитии коммуникативной компетенции с использованием ИКТ («Безопасный Интернет», правила работы в сети Интернет).
Итог моей работы: ученики постепенно перестают воспринимать компьютер как игровую приставку. Они убеждаются в том, что компьютер незаменимый помощник в учебе.