РОЛЬ КУРСА СОЦИАЛЬНО — БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ СБО, КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ


РОЛЬ КУРСА СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ ВПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ СБО, КАК
ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
М.В. Манякова психолог
СОШ №6 г. Павлодар
«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе
профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевнымисклонностями»
А. АпшерониСоциально-бытовая ориентировка учащихся общеобразовательной школы в классах коррекции существенно затруднена в силу несформированности их познавательной деятельности, обусловленной
психическим недоразвитием или деменцией. В отличие отразвивающихся сверстников в классах нормы, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно,
ребята в коррекционных классах (с ЗПР и др. заболеваниями), порой не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Проблемы социального развития данной категории учащихся обусловливают введение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы уроков по СБО.
Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни.
Целью является формирование у каждого ребенка того
необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начать самостоятельную жизнь после окончания школы и успешно интегрироваться в социум [1, с. 34-46].
Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая всамостоятельную жизнь?
Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают
человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.
Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц,
рационально использовать деньги и т.п.
Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.
Одно из важнейших условий, способствующих социальнойадаптации классов коррекции (ЗПР),- формирование у детей умений общения, соответственно-связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи;
внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу;
соблюдать очередность в разговоре [2,с.12-26].
Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия:
– целенаправленность и системность педагогической работы;
– направленность ее на результативную подготовку каждого
ученика;
– индивидуальный и дифференцированный подходы в отношении содержания уроков, и методов их обучения;
– обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности подростков в ходе восприятия и усвоения материала;
– осмысления ими учебной информации;
– формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности;
– стимулирование деятельности учащихся, так называемой «ситуацией успеха» (одобрением, похвалой);
– широкое использование игровых методов и приемов обучения;
– коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.
Желаемый «портрет» выпускника классов ЗПР можно считать целью процесса социально-бытовой ориентировки. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию
у учащихся:
– знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
– умений пользоваться услугами различных предприятий и
учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
– экономико-бытовых умений;
– умений организовать свой досуг;
– умений общения;
– волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
– познавательной деятельности;
– эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.
Уроки по данному предмету направлены на практическуюподготовку учащихся к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.
Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих
интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. На уроках СБО в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство».
Цели этого раздела следующие:
– Формирование у обучающихся ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности.
– Содействие профессиональному самоопределению школьников.
– Обучение технологиям поиска работы и трудоустройства.
На уроках СБО по профориентации, как правило используются:
– Тесты, помогающие определить склонности к той или иной профессии.
– Игровые практикумы, деловую игру «Твоя будущая профессия», которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии.
– Знакомство с профессией с помощью бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций.
– Экскурсии на предприятия [3, с. 41-53].
Для обучающихся особенно важно владение навыками
профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании школы.
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности. На
уроках и на внеклассных мероприятиях учитель СБО сообщает ученикам определенные знания о профессиях: раскрывает социально-экономические и психологические стороны профессий, информирует о путях овладения избранными профессиями, формирует ценностные
мотивы, стойкие профессиональные интересы и критерии выбора профессии.
Основываясь на профессиональном интересе школьников,
параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:
– Дисциплинированность и ответственность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать роботу вовремя, подчиняться требованиям учителя, добросовестное выполнение всего объёма работы);
– Корректность и тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем).
– Умение преодолевать трудности и проявлять настойчивость в овладении теми или иными трудовыми навыками.
Выполнение такой работы по профориентации приводит ксовершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению
социальной активности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
– достаточная информированность о профессии и путях ее получения;
– потребность в обоснованном выборе профессии;
– уверенность школьника в социальной значимости труда;
– степень самопознания ребенка;
– наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне
со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
С 2005 года в ГУ СОШ №6 сформированы коррекционные классы (ЗПР), что явило собой необходимость введения в обучающий курс учащихся данной категории, предмета СБО – «Социально-бытовая ориентировка». Данный предмет в значительной степени способствует
адаптации учащихся классов коррекции к условиям окружающего мира, приобретение необходимых элементарных хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков и закрепление их на практике, привитие
оптимальных способов поведения во взаимодействии с обществом.
Год от года в школе происходит неравномерный набор детей в классы коррекции, поэтому периодически нет выпускников, 9-классников.
Но, при наличии 9-х классов – с детьми проводятся диагностические,
коррекционные профориентационные мероприятия, которые способствуют более осознанному выбору выпускниками будущей профессии, что для данной категории детей является крайне важным.
Успешность социализации подростков в данном направлении прослеживается в их дальнейшей жизни: учащиеся не только получают рабочие специальности, а также поступают в колледжи и получают средне-специальное образование.
Соблюдая принцип системности и последовательности, мы оптимизируем активную социализацию учащихся с особенностями развития психики.
Проведенные аналитические исследования за 2014-15, 2015-16 г.г.
показывают, что: все учащиеся нашли свое место в жизни:
Рисунок 1. Показатели трудоустроенности учащихся с ОВЗ
Востребованность данной социализации в профнаправленности подтверждается поступлением выпускников этих классов колледжи г. Павлодара.
Таблица 1. Показатели выбора учебного учреждения выпускников с ОВЗ
год окончания школы 2014-15 2015-16
кол-во поступивших в ПЛ, ПШ 35% 21%
кол-во поступивших в колледж 50% 65%
кол-во работающих 14% 14%
88
50%
14%
36%
9 классы «Б», «В» 2014-
65%
14% 21%
9 классы «Б», «В» 2015-
Рисунок 2. Показатели выбора учебного учреждения выпускников с ОВЗ
Ребятам необходимо уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессиональной культуры труда и психологическими характеристиками
трудовой деятельности. На уроках СБО в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство».
Литература
1. Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся
5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида: пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2. Хилько А.А. и др. Преподавание социально- бытовой ориентировки в
специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя.
(Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб. филиал издательства
Просвещение, 2006. – 223 с.
3. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация вУПК. – М.: Педагогика, 1985.__