Работа на тему Проектная деятельность как один из путей формирования личностных результатов младших школьников










Проектная деятельность
как один из путей формирования
личностных результатов младших школьников



Баранникова Татьяна Аркадьевна
заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ № 6 г. Волжского
Волгоградской области










В федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего образования второго поколения отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Задача формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Это и явилось важной предпосылкой возникновения данного опыта.  На мой взгляд,      один из путей формирования личностных результатов младшего школьника является использование проектной и исследовательской деятельности.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основные отличия проектной деятельности от других видов деятельности – это – направленность на достижение конкретных целей; – координированное выполнение взаимосвязанных действий; – ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; – в определённой степени неповторимость и уникальность
Работа над проектами становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу применения этого вида деятельности педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
- Проводить наблюдения,ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Начиная с первого класса мною совместно с родителями были реализованы следующие проекты: «Веселая азбука», «Кто такой Дед Мороз?» »(1 класс), «Времена года. Зима», «Детские журналы» (2 класс), «Мир увлечений»(3 класс) (Приложение. Паспорта проектов).
Темы проектной деятельности были четко продуманы. Предметный материал выстраивался в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательная деятельность младших школьников проектировалась так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Работая над проектами, учащиеся знакомились с разнообразием окружающего мира, получали представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Данный опыт работы по формированию личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования реализуется успешно, созданные условия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся.
Разговор о проектной деятельности младших школьников хочется закончить словами Л.Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».
Таким образом, формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности. Личностные результаты являются ведущими, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями.


























Обучающиеся и родители 1 б класса,
руководитель Т.А. Баранникова
МБОУ СОШ № 6 г. Волжского


ПРОЕКТ «КТО ТАКОЙ ДЕД МОРОЗ?»

Любой ребенок, да и взрослый тоже, каждый год считает минуты до наступления нового года, ждет встречи с миром добрых сказок и волшебства и прихода главного героя новогоднего праздника - Деда Мороза. И перед нами возник вопрос: « А кто такой Дед Мороз?»

Цели нашего проекта:
- раскрыть сущность главного героя новогоднего праздника - Деда Мороза;
- вовлечь детей в мир добрых сказок и волшебства;
- способствовать созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в
процессе совместной деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности детей;
Задачи:
Организовать выставку рисунков «Мой Дед Мороз»
Узнать кто такой Дед Мороз, где он живет
Систематизировать полученную информацию в виде создания выставки поделок «Зимнее чудо»
Написать письмо Деду Морозу от всего класса
Провести презентацию проекта
Методы исследования:
Работа с научно – популярной литературой
Изучение данных официального сайта Российского Деда Мороза
Методы реализации целей и задач:
Индивидуальная работа
Совместное творчество с родителями
Работа в группах
Результаты работы:
Организована выставка рисунков «Мой Дед Мороз».
Узнали из различных источников, где живет Дед Мороз, во что он одет, кто является его помощниками, как зовут его братьев в других странах.
Создали выставку поделок «Зимнее чудо».
Написали письмо Деду Морозу.
Провели презентацию нашего проекта на «Фестивале проектов» в МОУ СОШ № 6.

Выводы:
И пусть не каждый верит, что Дед Мороз существует, но каждый радуется, когда видит румяного старика, который пляшет, веселится и раздает подарки. А приходит он к тому, кто его ждет и верит в чудо!

Обучающиеся и родители 1 б класса,
руководитель Т.А. Баранникова
МБОУ СОШ № 6 г. Волжского


ПРОЕКТ «ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА»

Придя в первый раз на первый свой урок, дети взяли в руки первую учебную книгу, которая называлась «Азбука», и перед ними возник вопрос: «Что же обозначает это слово?»
Цели нашего проекта:
- развивать интерес к изучению русского алфавита;
- способствовать созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в
процессе совместной деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности детей;
Задачи:
Собрать информацию, которая поможет раскрыть смысл слова 2азбука2;
Устроить выставку книг-азбук;
Создать рукописную книгу «Веселая азбука»;
Изготовить азбуку из пластилина;
Открыть театр рукотворных букв.
Методы исследования:
Работа с научно – популярной литературой
Практическая работа.
Театральная постановка.
Методы реализации целей и задач:
1. Индивидуальная работа
2.Совместное творчество с родителями
Работа в группах
Результаты работы:
Узнали из энциклопедий и словарей, что означает слово «азбука».
Устроили выставку книг-азбук «Удивительный мир букв».
Создали свою рукописную книгу «Веселая азбука»
Изготовили пластилиновую азбуку.
Открыли театр рукотворных букв «А вот и мы!»
Провели презентацию нашего проекта на «Школьном Фестивале проектов».

Выводы:
Работа над проектом совпала с изучением букв русского алфавита на уроках чтения и письма. Она помогла детям окунуться в мир букв. Уроки грамоты были интересными и занимательными. А изготовление собственными руками буквы русского алфавита служили наглядным материалом и послужат для других первоклассников.


Обучающиеся 2 б класса,
руководитель Т.А. Баранникова
МБОУ СОШ № 6 г. Волжского


ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА.ЗИМА.»

Любое время года интересно по-своему. В каждом есть свое очарование и красота. Зима-одно из самых любимых времен года у детей., потому что и в снегу поваляться, и с горы скатиться, и в снежки поиграть любят все. И у нас возник вопрос: всё ли мы знаем о том, что происходит с природой зимой?
Цели нашего проекта:
- дать представление о характерных признаках зимы в природе;
- способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
Задачи:
1.Узнать, на какие этапы делится сезон зимы.
2. Изучить зимние природные явления.
3. Углубить знания об изменениях в живой и неживой природе с приходом зимы и систематизировать их в таблице.
4. Повести конкурс рисунков «Зимнее чудо».
5. Организовать акцию «Помоги пернатым!»
Методы исследования:
Работа с научно – популярной литературой
Методы реализации целей и задач:
1. Индивидуальная работа
2.Совместное творчество с родителями
3. Работа в группах
Результаты работы:
Изучили этапы зимы.
Составили список традиционных зимних природных явлений, а также выделили необычные.
Выяснили, что такое снежинка и сколько у нее лучей.
Провели конкурс рисунков «Зимнее чудо».
Создание таблицы о жизни диких животных зимой.
Организовали акцию «Помоги пернатым!»
Провели презентацию нашего проекта на «Школьном Фестивале проектов».

Выводы:
Работая над проектом, обучающиеся узнали о зиме много интересного, для них неизвестного. А самое главное, что запланировали продолжить работу над проектом и узнать как можно больше о других временах года.






















































Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
3. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов./ Дубова М. А. – М.: Баласс, 2011.
4. Концепция  модернизации российского образования на период до 2010 года.  
5. Концепция  развития РФ до 2020 года.

15