Материал для выступления на семинаре Школа-территория добра. Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ


Семинар
Слайд 1. «Школа – территория для всех. Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ».
Слайд 2. 1. Общие принципы и закономерности организации учебного процесса для детей с ОВЗ.
Слайд 3. «Ничто в психике человека не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены условия»
И.П. Павлов
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Слайд 4 .Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения». (С 1 сентября 2016 года к образовательным отношениям, возникшим с указанной даты, будут применяться:федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598);
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599).
Газета «АиФ на Енисее», август 2014 г.)Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.
В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности, которых следует придерживаться:
−принцип соблюдения интересов ребёнкаопределяетпозицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в его интересах;
−внедрение принципа непрерывностигарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
−соблюдение принципа системности, обеспечивающего единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
−соблюдение принципа гуманизации, что означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса;
−принцип рекомендательного характера оказания помощиобеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законныхпредставителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования;
−принцип вариативности, который предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Так, изменение образовательной среды (при условии ее неготовности принятия ребенка с ОВЗ) выйдет на первый план, поскольку без соблюдения этого условия невозможно полноценное включение ребенка в образовательный процесс.
С чего начинать эту работу в школе? Опять-таки со среды, выясняя, готова или не готова образовательная среда, принять ребенка с ОВЗ. Коррекция образовательной среды достигается путем проведения тренинговых занятий (не только с учащимися, но и с педагогами, и с родителями), организации просветительских мероприятий (опять таки не только с детской, но и со взрослой аудиторией), переподготовки педагогических кадров.
Не стоит забывать и о том, что на сегодня лишь в немногих образовательных учреждениях созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, поэтому каждой школе нужно решить, каким образом она сможет принять ребенка с ОВЗ и как будет выстраивать работу с ним, учитывая при этом, что просветительская и коррекционная деятельность должна быть направлена и на детей без ограничений по здоровью. Это позволит в значительной степени решить проблему адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде, как в начальномзвене, так и при переходе учащихся в среднюю параллель.
Особое внимание следует обратить на стиль детско-родительских отношений, т.к. часто родители ребенка с ОВЗ либо отвергают своего ребенка, либо проявляют в отношении него гиперопеку. Здесь психологи направляют свою деятельность на работу с семьей по снятию гиперопеки и коррекции родительского стиля воспитания.
Слайд 5 .В этом направлении психологи школы призваны создать такие условия пребывания учащихся в образовательном учреждении, которые обеспечат не только благоприятные условия для обучения детей с ОВЗ, но и комфортное пребывание ребенка в образовательном пространстве.
Создание благоприятных социально-педагогических условий для детей с ОВЗ:
−состоит в преодолении социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ОВЗ;
−в организации индивидуальной траектории обучения ребенка;
−в работе с детьми нужно помнить, что не могут быть приемлемы указания, команды, требования, принуждение;
−недопустима любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;
−определяется тем, что ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать в собственном темпе;
−в расширении сферы самостоятельности воспитанника.
−в необходимости установления равных партнерских отношений;
−в праве ребенка отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств или коллективного обсуждения;
−в формировании коллектива детей, разделяющего идеи равноправия и принятия человека с ограниченными возможностями;
−в приобретении навыков коммуникации;
−в повышении роли одноклассников во взаимной поддержке и эмпатии;
−в обеспечении комфортности пребывания ребенка в образовательном пространстве.
Под комфортностью вообще и комфортностью психологической мы понимаем создание благоприятных условий психологической и физической безопасности, придающие ощущение стабильности, защищенности и равноправия в коллективе. Кроме того, очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и востребованным. Тем более, рассматривая понятие интеграции и инклюзии в контексте истории педагогики, становится очевидным возникновение и развитие такой практики, как практика совместного обучения, зародившаяся еще в XIX в. на основе идей И.Г.Песталоцци.
Как достичь этого на практике? На практике педагогический коллектив школы достигает этого несложными и не требующими никаких дополнительных ресурсов приемами.
Это внимание к воспитанникам, участие в судьбе каждого, искренностью во взаимоотношениях, проявлению эмпатии и, конечно, сотрудничеством с семьей.
Создание комфортных условий обеспечивается, в том числе, и особенностями воспитательно-образовательной среды. Если среда не готова к принятию ребенка со всеми его сложностями и особенностями, ребенок, вливающийся в коллектив, получит массу проблем: от обиды до отчаяния, от невозможности самореализации до изоляции. Здесь без помощи психолога не обойтись. И от его умелых действий зависит насколько быстро и успешно ребенок адаптируется в новой обстановке.
Необходимы определенные изменения,для тогочтобы система заработала с полной отдачей. Главным условием, безкоторого развитие инклюзивной практики будет невозможно,являетсяперенос центра тяжести с результата обучения на образовательный процесс, переход от движения «строем» по программе в заданном темпе на индивидуальные траектории.
Необходимо формировать соответствующую новым задачам образовательную среду –оказывать помощь всем ее участникам в организации условий и пространств для такой деятельности. В измененной образовательной среде должны произойти и ценностные изменения.Самыми важными и сложными являются:
−изменение философии образования: от «образования дляобразования»
—к «образованию для развития».
−преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ОВЗ.
−формирование сообщества, разделяющего идеи равноправия и принятия человека с ограниченными возможностями, является основной целью гуманистического общества.
Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ.
Слайд 6.Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально- техническую базу.
В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость (прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролирует результативность обучения и психолого-медико- педагогического сопровождения). Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга.
Слайд 7.Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков. Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.
1. Принцип педагогического оптимизма.
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
2. Принцип ранней педагогической помощи.
Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.
3.Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленностиобразования
позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно- педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
В специальном образовании распространена коллективная предметно- практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.
Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остаётся меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (опора на наглядность) в памяти остаётся примерно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти детей до 70% информации.
Урок тогда будет эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приёмами. Если обучение строится только на интересе, то на практике это оказывается профанацией педагогического процесса. Нужно уметь строить учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.
Пути такой работы: -------формирование интереса только через деятельность самих ребят; отказ от излишней словесной педагогики;
- мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока;
- перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания учиться.7.Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные 24 особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.
9. Проявление педагогического такта.
Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Заключение
Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.