Статья по истории на тему Духовно-нравственное воспитание на уроках истории


Духовно-нравственное воспитание на уроках истории.
Воспитание - великое дело:
им решается участь человека.
В.Г. Белинский
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Всё это заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличения числа и разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них выплескивается.
Одну из самых важных ступеней в становлении личности играет школа. Там ребёнок проводит одиннадцать лет своей жизни. Именно в школе он знакомится с основными элементами общественной сферы.
Каждый учебный предмет в той или иной степени оттачивает новые грани сознания, но духовно-нравственному воспитанию способствуют не все. Учебный предмет «История» обладает самыми широкими возможностями для этой цели. Его средствами решаются следующие задачи:
- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
- воспитание любви к своей малой Родине, чувства гордости за своих земляков;
- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
Поэтому, сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человеком за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Ещё несколько лет назад известный историк А. Гуревич говорил, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.
Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело совсем не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика – попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод – подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика.
Существуют очень много методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: методы убеждения; методы организации деятельности учащихся; возрастно-оценочные. Они сформулированы в работе Л. И. Маленковой. Существуют 4 группы методов убеждения:
1) информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В. Суворова);
2) поисковые, когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.); 3) дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем (например, по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.);
4) взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).Следует постоянно использовать в своей работе постановку вопросов, как бы решили ученики те или иные исторические проблемы, живи они в изучаемые эпохи. Например, «На стороне белых или красных оказались бы вы в Гражданской войне?», «Как бы Вы поступили, оказавшись в немецком окружении летом 41-года?», «Стали бы вы участником восстания на Сенатской площади? Аргументируйте ответ» и т.д. Ответы на данные вопросы предполагают отражение нравственной позиции учеников.
Хочется ещё сказать, о роли личности учителя в нравственно-патриотическом направлении. Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. А если учащиеся еще и любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания. Современный педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон.
Итак, уроки истории должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки. Уроки должны быть результативными в достижении нравственной истины: ученики, в конечном счёте, должны придти к пониманию ценности человеческой личности и ценности собственной жизни.
Список источников и литературы:
Гуревич А. Вдохнуть в историю душу: лекция о средневековой культуре // Лицейское и гимназическое – 1999. – № 6
Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. - М., 2009.
Карамзин Н. М. История государства Российского. - М., 1994. т, 1. 11.Ключевский Б. О. Собрание сочинений. Материалы разных лет. - М., 1990. т.9.
Уроки истории ХХ век. http://www.urokiistorii.ru/1970Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/news.asp?ob_no=46924