Классный час Российская армия во все времена


МКОУ Лизиновская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
Методическая разработка классного часа
Российская армия во все времена
Подготовил: Тростянский С.С., учитель географии,
истории и обществознания,
классный руководитель 11 класса
Лизиновка 2016
Тема: Российская армия во все времена.
Цели: познакомить учащихся со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; воспитывать любовь к Родине, уважение к её защитникам, стремление служить Отечеству.
Оборудование: государственный флаг, государственный герб, песня Газманова «Офицеры», листы для ответов, материалы для учащихся помогающим в проведении мероприятия.
Форма проведения: устный журнал с элементами викторины.
Ход мероприятия.
Звучит песня О. Газманова «Офицеры».
Учитель.
Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почетных. Служить Отечеству значит оберегать мирную жизнь нашего народа, хранить честь и достоинство своей Родины. Становление и развитие государства тесно связано с его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Защита своих границ или походы на соседние территории требуют наличия армиии флота. Так было и с Россией.
Ученик.
Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. Первые походы осуществлялись дружинами князей, использовалось народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь прошла период феодальной раздробленности, что привело к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпор татаро-монгольским ордам и долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.
В это же время новгородским князьям пришлось отражать нападение немецко-шведских агрессоров с северо-запада, здесь и проявил свой военный талант Александр Невский. Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное сражение монгольского ига произошло при Иване IIIв 1480 году. Причем ИванIII внёс ряд изменений в военное дело, в частности, войска стал возглавлять главный воевода, а не глава государства.
Ученик.
В результате, Русь стала одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии. Регулярная армия начала складываться при Иване IV. В результате военных реформ Ивана IV было отменено местничество на время походов, определён единый порядок прохождения воинской службы, появились полки нового строя (стрелецкие).
До XVII века перед Россией стояли три основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью войн России частично удалось решить эти проблемы, хотя были и ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени).
Учитель.
Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов. О русской воинской доблести писали Г. Державин, М. Ломоносов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др.
Ученик.
Предлагаем вашему вниманию военно-историческую викторину «От кольчуги до мундира», посвящённую истории русского военного костюма. Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать свои войска от неприятельских. Впервые обмундирование использовали в Спарте. Спартанцы избрали красный цвет военной одежды, чтобы текущая из ран кровь была менее заметна. В древнем Риме легионеры носили одежду белого цвета, один легион от другого отличался по цвету перьев на шлемах воинов.
Ученик.
А как же было в России? Форменную одежду носили люди, имя которым было «Защитники Отечества». И для них униформа имела особое значение. Вот почему история мундира – это не только рассказ о воротниках, пуговицах, выпушках, петлицах, но и повествование о прекрасной и удивительной истории России, ее замечательных полководцах, доблестных солдатах и офицерах, подвигах. Совершённых во славу русского оружия.
Учитель.
Начинаем нашу викторину. Участники получают листы для ответов – вы их подпишите и ответьте на наши вопросы.
Вопрос 1. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам – ее носили с X до XVII века, а потом она стала бесполезной. Что за рубашка? (Это кольчуга – рубашка из множества железных колец).
Ученик.
В древние времена кольчуга на Руси была излюбленной и распространённой одеждой. Её носили как воины так и сельские и городские жители, бравшиеся за оружие в особых случаях. Чтобы изготовить кольчугу, требовалось большое мастерство. На одну кольчугу шло не менее 600 метров проволоки диаметром не более 2 мм. Чтобы сделать ее, использовали древний способ волочения. Он назывался сутужным и заключался в том, что железный прут протягивали через ряд постепенно уменьшающихся отверстий в железной доске. В кузнеце устраивали особое сооружение: врывали в землю два столба, на них крепили железную волочильную доску, а напротив подвешивали к потолку качели. Мастер садился на качели, захватывал клещами просунутый в первое отверстие кусок раскаленного железа, отталкивался ногами от столбов и летел вверх, таща за собой светящуюся металлическую нить. Затем отпускал ее, качели возвращались вниз, мастер перехватывал клещами заготовку и снова отталкивался от столбов.
Учитель.
Вопрос 2. Он служит для того, чтобы в бою оберегать голову владельца от ран. Для защиты лица от поперечных ударов имеет железную полосу- «нос». Иногда вместо «носа» имеет «личину» - железную маску, которая закрывает верхнюю половину лица. Что это? (Шлем)
Ученик.
Русские шлемы существовали в военном снаряжении в 13-17 веках. Они были разной формы, поскольку защищали от ударов различного оружия. Самым древним является металлический шлем, изготовленный в начале 13 века. История его такова: в1216 году бились князья Константин и Георгий, сыновья князя Всеволода Большое Гнездо, за Владимирский великокняжеский стол. Союзником Константина в сражении был Мстислав Удалой, а союзником Георгия - Ярослав Всеволодович. Одержали победу Константин и его соратник, а противники позорно, побросав своё боевое вооружение, бежали с поля битвы… И на этом месте спустя почти 600 лет найден был в лесной яме шлем побежденного князя Ярослава. А предполагалось, что носить его будет герой. Шлем выкован из листа железа, имеет выгнуто-стрельчатую форму. Поверхность его гладко отполирована и украшена накладными серебряными чеканными пластинами.
Учитель.
Вопрос 3. В эпоху какого царя русского солдата одевают в немецкую одежду – кафтан, камзол, штаны, чулки с башмаками, треугольную шляпу и пояс шарф? (В эпоху Петра I)
Ученик.
Носить эту одежду полагалось и летом, и зимой. Правда, в непогоду и холода сверху можно было набросить короткий плащ – епанчу. Законодателей офицерских мод не смущало, что в Европе и в России зимы, мягко говоря, разные, и что немцу здорово, то русскому – насморк. Но ничего, носили! Железные люди служили в Русской армии. Хорошо хоть, что в отличие от европейского, русский мундир был более свободным, и солдат не боялся лишний раз вдохнуть полной грудью.В петровские времена мундиры солдат и офицеров по цвету не различались. Пехота вся была земляного цвета, драгуны (кавалерия) – синего, артиллеристы – красного. Офицеров, правда, немного оттенили золотом- золоченые пуговицы и золотой галун на шляпе, воротнике, обшлагах и краях карманов. И особенно хорош был офицерский шарф. Он выполнялся из красных, синих и серебряных нитей под цвет нового российского флага и носился через правое плечо.
Учитель.
Вопрос 4. Как назывались эти наплечные знаки в русской армии и флоте? (Погоны и эполеты)
Ученик.
Погоны сначала были скорее украшением, поскольку долго не могли решить, как обозначить разницу в чинах. Дело попытались исправить, появились эполеты. Теперь обер-офицеров можно было отличить от штаб-офицеров, и уж тем более от генералов.
Учитель.
Вопрос 5. Как называется война, которую Россия вела со Швецией 21 год? (Северная война)
Ученик.
Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия вела со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, это связано с большими потерями. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств 18 века.
Учитель.
Вопрос 6. Как зовут трёх богатыре, изображенных на картине Виктора Васнецова «Три богатыря»? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
Вопрос 7. Что означает звание гардемарин? (В переводе с французского «гардемарин» означает «морская гвардия», т.е. гардемарин это человек, окончивший морскую академию. Это звание было установлено Петром I в 1716 году.)Вопрос 8.  Кто такие гренадеры? (Гренадеры – это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны)
Вопрос 9. «Проверено, мин нет». Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз. (Саперы)
Вопрос 10. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблём? (Штурвал)
Учитель
Это был последний вопрос викторины, сдайте свои ответы для подведения итогов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.