Рабочая программа УМК А.И. Алексеев, издательство Просвещение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Белгорода
Рассмотрена
на заседании методического объединения учителей обществоведческих дисциплин МБОУ СОШ № 41
Руководитель МО:
____________ Е.А.Разинькова
Протокол от
«__16_» июня 2014 г. № 8 Согласована
Заместитель директора
МБОУ СОШ № 41
____________ Т.И.Брянцева
«___» ____________ 2014 г. Утверждена
приказом директора
МБОУ СОШ № 41
от «___» _______ 2014 г. № ____
___________ А.Н.Тихов
Рабочая программа
по предмету
«География»
(базовый уровень)
6 «Б» класс
составлена
учителем географии
Сивальневой Т.Н.
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 6-го класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе рабочей программы МБОУ «СОШ № 41» г. Белгорода по географии 6 класс, утвержденной приказом от 29.08.2014г. № 337.
Согласно календарно-учебному графику на 2014-2015 учебный год количество учебных недель в 6 классе – 34, поэтому программа рассчитана на 34 часа.
Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся общих элементарных пространственных представлений, первоначальных знаний об оболочках Земли, основных этапах их развития, изменении во времени и под влиянием антропогенного фактора; знаний размещения географических объектов в пространстве, составе географических объектов и процессов ; связей между географическими объектами и явлениями;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками географической информации;
воспитание как общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека и необходимостью сохранения окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человечества, так и общественных ценностей, связанных с культурой народов;
приобретение опыта человечества через освоенные им научные культурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства, опыта ориентирования в пространстве, с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов), а также опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных и коллективных географических продуктов; превращение общечеловеческих и общественных ценностей в личностные;
подготовка к осуществлению осознанного выбора жизненного и профессионального пути.
Учебно-методическое обеспечение:
Алексеев А.И. и др. География. 5-6 классы с приложением на электронном носителе, М. «Просвещение», 2013 г.
Николина В.В.. География. Мой тренажёр, 5-6 класс с комплектом контурных карт, рабочие тетради к учебнику, М., «Просвещение», 2014 г.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Разделы Кол-во часов
по программе по раб.программев том числе контрольных тестов в том числе экскурсий
Тема 1 Гидросфера – водная оболочка Земли.
11 12 1 Тема 2 Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
10 11 Тема 3 Биосфера – живая оболочка Земли.
3 4 1
Тема 4 Географическая оболочка.
6 7 1 Резерв
5 - Итого
35 34 2 В рабочую программу внесены следующие изменения:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), по авторской программе 35 ч.
Курс географии в 6 классе состоит из 4 тем, резерв – 5 ч, в рабочей программе резерва нет.
В рабочей программе изменено количество часов по следующим темам:
А) 1 тема «Гидросфера – водная оболочка Земли» рассчитана на 12 часов, в авторской программе – 11, 1 урок выделен из резерва для проведения урока повторения и обобщения по данной теме;
Б) 2 тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» увеличена на 1 час за счёт резервного времени, для проведения обобщающего урока по теме «Атмосфера»;
В) 3 тема «Биосфера – живая оболочка Земли» увеличена на один час за счёт резерва для проведения весенней экскурсии;
Г) 4 тема «Географическая оболочка» завершающая в 6 классе, увеличена за счёт резерва на 1 час для проведения итогового повторения и обобщения за курс географии в 6 классе.
Практическая часть программы:
Вид работы По программе В.Н. Николиной По рабочей программе
1.Экскурсии 1 1
№ уро-ка№ урока в теме Тема урока, раздел Дата Примечание
по прог-
рам. фак-
тич. 1. 12
1. Тема №1
Гидросфера - водная оболочка Земли.
Состав и строение гидросферы. .

2. 2.
Мировой океан и его состав. 3. 3. Особенности строения дна Мирового океана. .
4. 4. Проектное задание «Круизное путешествие».
5. 5 Свойства вод Мирового океана. 6. 6. Строение реки.
7. 7. Реки – артерии Земли. 8. 8. Озёра и болота. 9. 9. Подземные воды и ледники. 10. 10. Решение географических задач. 11. 11. Гидросфера и человек. 12. 12. Урок обобщения и повторения по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли». 13. 11
1. Тема 2
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Состав и строение атмосферы. 14. 2. Температура воздуха. 15. 3. Тепло в атмосфере. 16. 4. Атмосферное давление. 17. 5. Ветер. 18. 6. Влага в атмосфере. 19. 7. Облака и атмосфер. осадки.
20. 8. Погода и климат. 21. 9. Изучение погоды по различным источникам географической информации. 22. 10. Атмосфера и человек. 23. 11. Охрана атмосферы. 24. 4
1. Тема 3
Биосфера – живая оболочка Земли.
Биосфера – земная оболочка. 25. 2. Почвы. 26. 3. Биосфера – сфера жизни. 27. 4. Весенняя экскурсия. 28. 7
1 Тема 4
Географическая оболочка.
Географическая оболочка – её состав и свойства. 29. 2. Природные комплексы Земли. 30. 3. Влажные экваториальные леса, саванны, степи и пустыни. 31. 4. Тайга, смешанные и широколиственные леса. 32. 5. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. 33. 6. Изменение природных зон человеком. 34. 7. Итоговое обобщение и повторение. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения «Начального курса географии» ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия: гидросфера, океан, залив, пролив, море, река, озеро, атмосфера, амплитуда температур, атмосферное давление, абсолютная и относительная влажность, ветер, облака, атмосферные осадки, погода, климат, биосфера, почва, географическая оболочка, природный комплекс, культурный ландшафт; географические закономерности изменения температуры и солёности Мирового океана; закономерности изменения температур воздуха с высотой и от угла падения солнечного луча; смены климатических поясов, природных зон;
значение Мирового круговорота воды в природе; значение рек, озёр, морей в жизни человека;
основные климатообразующие факторы;
круговорот веществ в биосфере;
значение почвы и её плодородия;
природные зоны и причина их смены;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном уровне; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
показывать на различных географических картах океаны, моря, заливы, проливы, реки, озёра, климатические пояса, природные зоны и наносить их на контурную карту;
составлять географическую характеристику равнинных и горных рек; описание озёр по плану; наблюдать и описывать облака; географическую характеристику погоды своего края; описание природного комплекса своего края;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
наблюдать за растительным и животным миром своего края с целью оценки качества окружающей среды;
определять географическое положение океанов, морей, рек, озёр; средние суточные, месячные температуры и их амплитуды; атмосферное давление на разной высоте; определять направление и силу ветра; рассчитывать относительную влажность;
строить графики изменения температур, «розу ветров»;
выявлять причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками; атмосферой и другими оболочками; при образовании ветра; между количеством осадков и особенностями жизни и хозяйственной деятельности людей; между особенностями погодных и климатических условий и состоянием здоровья и хозяйственной деятельностью людей; между особенностями климата и разнообразием растительного и животного мира;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
для учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихий-ных бедствий и техногенных катастроф;
для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание программы (35 ч)
Тема 1 Гидросфера – водная оболочка Земли (12 ч)
Гидросфера, состав гидросферы, Мировой круговорот воды и его значение.
Мировой океан и его составные части: океаны, моря внутренние и окраинные, заливы, проливы; единство и целостность Мирового океана, значение для жизни на планете.
Особенности строения дна Мирового океана; острова, полуострова, архипелаги.
Свойства вод Мирового океана: солёность, температура и их изменение с широтой и глубиной; движение вод в океане, неблагоприятные явления в океане.
Реки и их части, речная система, питание рек, режим рек, типы рек; крупнейшие речные системы мира, значение рек для человека.
Озёра и их классификация, болота, роль озёр и болот для жизни на Земле.
Подземные воды: водопроницаемые и водоупорные породы, межпластовые воды, артезианские источники; ледники: покровные и горные; причины образования подземных вод и ледников, значение в гидросфере.
Значение гидросферы для человека, источники загрязнения гидросферы.
Тема 2 Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 ч)
Атмосфера: тропосфера, стратосфера, озоновый слой; состав атмосферы и строение; значение атмосферы для жизни на Земле.
Температура воздуха: нагревание воздуха, изменение температуры воздуха с высотой, среднесуточная, среднемесячная температура и её амплитуда. Термометр.
Тепло в атмосфере и его изменение от угла падения солнечного луча в течении суток и от экватора к полюсам.
Атмосферное давление нормальное, повышенное, пониженное; изменение давления с высотой; барометр.
Ветер и причины его образования; характеристики ветра: сила, скорость, направление; флюгер, анемометр, «роза ветров».
Влага в атмосфере: абсолютная и относительная влажность воздуха; изменение влажности воздуха и температура воздуха; значение влажности для жизни на Земле; гигрометр.
Облака, их виды и процессы образования; осадки и их основные типы; характер распределения осадков на Земле; осадкомер.
Погода и её изменение, основные характеристики погоды; прогнозирование погоды; климат и климатообразующие факторы; значение особенностей климата для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Атмосфера и её значение для человека; влияние погодных и климатических условий на быт и здоровье человека; опасные атмосферные явления.
Охрана атмосферы и источники её загрязнения.
Тема 3 Биосфера – живая оболочка Земли (4 ч)
Биосфера, роль живых организмов в биосфере, круговорот веществ.
Почва, её состав и значение; плодородие как основное свойство почв; типы почв.
Биосфера – сфера жизни; значение, неравномерность размещения живых организмов и её причины, значение биосферы для человека и изменение её хозяйственной деятельностью.
Тема 4 Географическая оболочка (7 ч)
Географическая оболочка, её строение и свойства: целостность, зональность, ритмичность; главные закономерности географической оболочки.
Природные комплексы: виды, принципы размещения.
Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, степи, пустыни, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, лесотундра, арктические и антарктические пустыни; высотная поясность; изменение природных зон человеком.
Резерв – 1 час.
Контроль знаний, умений, навыков
(текущий, итоговый) осуществляется следующими образом
1. Выполнение заданий в тетради на печатной основе и в контурных картах.
2. Текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока, контрольное тестирование после изучения тем «Гидросфера – водная оболочк4а Земли» и «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»; итоговое тестирование за курс в конце года и творческие и проектные задания.
Критерии оценки знаний, умений, навыков по географии
Оценка знаний, умений, навыков предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе, учитывается:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
самостоятельность ответа;
речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка знаний учащихся:
ОТМЕТКА «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важных географических событиях.
ОТМЕТКА «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводов, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
ОТМЕТКА «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но неточно определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
ОТМЕТКА «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала; не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
ОТМЕТКА «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности, соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
ОТМЕТКА «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использование карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
ОТМЕТКА «3» - правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов, неаккуратное оформление результатов.
ОТМЕТКА «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Методические пособия:
В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы, М., «Просвещение», 2012 г.
160 с.
В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. Проекты и творческие задания. 5-9 классы, , М., «Просвещение», 2012 г.
В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-9 классы, М. «Просвещение», 2011 г. 144 с.
В.В.Николина. География. Мой тренажёр. М. «Просвещение», 2014 г., 81 с.