Статья в методический сборник. XVI Педагогические чтения. Развитие эстетического вкуса через проектную деятельность обучающихся на уроках технологии.

Статья в методический сборник.
XVI Педагогические чтения.
Развитие эстетического вкуса через проектную деятельность обучающихся на уроках технологии
Проблема эстетического воспитания личности давно волнует педагогическое сообщество. Эстетическое воспитание не сводится только к воспитанию чувств. Оно предполагает также и другие аспекты – познавательный, образовательный, творческий. Вместе с тем, воспитание чувств – главная цель эстетического воспитания. В то же время цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен, так как насильственное присвоение человеку каких-либо норм и правил приведет скорее к обратному эффекту. Наиболее простой и доступный путь к открытию прекрасного в человеке лежит через творчество, так как только в творчестве человек реализует свои истинные желания и потребности. Но это творчество также должно подчиняться нормам, принятым в обществе. Поскольку эстетическое воспитание является индивидуальным процессом для каждой личности, следовательно, необходимо применять методы, позволяющие контролировать процесс эстетического воспитания каждого ребенка.
В связи с этим я считаю необходимым перейти к исследованию возможности применения метода проекта в эстетическом воспитании обучающихся. Развитием метода проекта в России занимались такие педагоги и психологи, как Безрукова Н.С., Горбатов Д.С., Олешкевич Д.И., Пидкасистый П.И., Полат Е.С. и другие. Проектная деятельность рассматривается ими как связь теоретического обучения с практической деятельностью. В процессе работы с этим методом у учащихся развивается техническое мышление, творческие способности, повышается качество технологической подготовки и формируются исследовательские качества. Кроме того, с помощью метода проектов более успешно реализуется задача социализации и социальной адаптации учащегося. Таким образом, обучающие и развивающие свойства метода проектов успешно используются в современной системе образования, тогда как использование проекта как метода эстетического воспитания школьников изучено мало.
Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы на современном этапе воспитать самостоятельную, творческую, гармонично развитую личность, перестроить тип мышления ребенка. Такие новые люди необходимы сейчас на производстве, в бизнесе и других сферах нашей жизни. Это люди, способные принимать неординарные решения и претворять их в жизнь. Ни один другой предмет не открывает простор для развития творческой активности детей, самореализации их способностей. Творческое отношение к труду воспитывается у учащихся постоянно при изучении каждой темы программы. Особенно благоприятные условия для этого складываются при изучении раздела программы «Работа с тканью». Так, при изготовлении чертежей швейных изделий я разъясняю понятие конструирования, рассказываю, для чего необходимо создание конструкции изделия на бумаге, демонстрирую конструктивные элементы изделия. Также поясняю, что моделирование это нанесение фасонных линий, рельефов, дополнительных деталей на чертеж основы. Процесс моделирования творческий, так как в начале создается композиция модели, а затем она выполняется в материале. Таким образом, учащиеся должны представить по отдельным деталям форму изделия в готовом виде. А значит, у них развивается не только память, мыслительные способности, но и пространственное воображение. В процессе художественного моделирования учащиеся решают следующие задачи: выбирают к своей ткани для фартука отделку, украшения. Это может быть оборка, волан, тесьма, кружево, аппликация, вышивка, косая бейка и т.д. Большое влияние на учащихся оказывают беседы о культуре ношения одежды, о том, что одежда образует с человеком единое целое, а умение опрятно, со вкусом одеваться, свидетельствует о внутренней культуре человека. Большие возможности по эстетическому воспитанию складываются на занятиях по рукоделию. Здесь учащиеся знакомятся с различными видами ручной вышивки: крестиком, бисером, гладью. В этом году освоили новый вид рукоделия – вышивка атласными лентами. Привлекает в данной технике объемность, красочность и воздушность узора, малая затрата времени и простота в выполнении работы. Выполняя задания по вышивке будущего изделия, учащиеся обсуждают и выбирают лучший вариант не только сточки зрения практической целесообразности, но и эстетических требований. В этом году на городской и областной олимпиадах была представлена картина под названием «Весенняя нежность». Работа была высоко оценена жюри (третье и пятое места).
Эстетическое воспитание на уроках технологии не только способствует хорошему освоению учебного материала, но и формирует у учащихся живой интерес к швейному делу. Таким образом, целенаправленное эстетическое воспитание обучающихся может подготовить детей к хорошей адаптации в обществе, что приобретает важное значение как в старших классах, так и после окончания школы и дальнейшем обучении в учреждениях профессионального образования.
Список используемых источников:
Алексеева Т.Н. Эстетическое воспитание на занятиях по технологии / Алексеева Т.Н. // Школа и производство.- 2001.- №5.- с.59.
Борев Ю.Б. Эстетика / Борев Ю.Б.– М.: Политиздат, 1988. 238 с.
Крылов А.В. Проектирование в технологии / Крылов А.В. // Школа и производство.-2002.-№1.- с. 65-68.
Крылова Н.М. Эстетический потенциал культуры / Крылова Н.М. – М.:Прометей-1990. – 243с.
15