Формирование информационной компетенции на уроках информатики через проектную деятельность


Козлова Елена Геннадьевна, учитель информатики МАОУ лицей №7
Формирование информационной компетенции на уроках информатики
через проектную деятельность
В настоящее время главной задачей образовательных учреждений России является проведение всех необходимых организационно-правовых и учебно-методических мероприятий для перехода на новую систему подготовки, обусловленную новыми законодательными нормами и ФГОС нового поколения, в которых акценты с содержания образования перенесены на результаты обучения.
Компетентностный подход – это подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаниями и умениями в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Цель общеобразовательной школы – сформировать набор качеств личности, которые позволят осуществлять продуктивную деятельность в проблемных ситуациях.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
ценностно-смысловые компетенции,
общекультурные компетенции,
учебно-познавательные компетенции,
информационные компетенции,
коммуникативные компетенции,
социально-трудовые компетенции,
компетенции личностного самосовершенствования.
Уроки информатики, прежде всего, призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций, так как информационные компетенции предполагают следующие умения:
овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-дисками, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
овладение навыками использования информационных устройств;
умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций:
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2) компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернет; сетевое взаимодействие.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок).
Но при формировании информационной компетенции нельзя исходить лишь из наличия умений использования и применения компьютерных или коммуникационных технологий. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. А, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего, сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.
Опираясь на собственный опыт преподавания информатики, и, изучив литературу по проблеме модернизации образования на основе компетентностного подхода, можно прийти к выводу, что наиболее эффективно информационная компетентность у учащихся формируется при совместном выполнении трех условий: проблемного обучения, использования информационных технологий и метода проектов.
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".
В ходе выполнения проектов формируются и отрабатываются:
- навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- умения работать в группе, в команде или самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
- навыки публичного выступления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемным, так как в ходе решения выполняются определенные действия по алгоритму. Именно поэтому на уроках, полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.
Формы работы над проектом выбираются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.
В старших профильных классах проектные работы выполняются в течение нескольких уроков, и, как правило, являются парными и межпредметными. В 8 - 9-ых классах создаются минипроекты, рассчитанные на один – два урока.Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:
подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные учебные пособия (использование мультимедийных энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов, баз данных – работа с текстовыми и HTML-редакторами);
математическое и имитационное моделирование (сбор статистического материала, выявление зависимостей – использование электронных таблиц, использование программ автоматизированного вычисления, работа с программами построения графических зависимостей);
разработка мультимедийных презентаций по различным темам (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации – использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций).
При выполнении заданий любого типа обучающиеся попадают в ситуацию необходимости:
поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала, преобразование форматов);
представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, подготовка и демонстрация презентации, составление графических зависимостей);
передачи информации (использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).
В процессе выполнения проектных работ, осуществляются следующие виды деятельности:
- знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.);
- владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.);
- технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.;
- преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.);
- владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.);
- критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.);
- умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что применение метода проектов помогает в полной мере осуществлять формирование информационной компетентности учащихся.
Список используемых источников
Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. Педагогическая информатика, №2, 2005.
Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика. – 2006. – № 7
А. Паламарчук Л.Н. Проектный метод как одно из педагогических условий, способствующих формированию информационной компетентности учащихся. //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. Материалы VII Всероссийской научно - практической конференции: В 6ч. Часть 3/ Ин-т доп. Проф.образ.пед.раб.; Отв.ред. Д.Ф.Ильясов. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006.-288с., с.254-256.
Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm