Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность.

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность.

Актуальность данной темы определяется тем, что новой
государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятия краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.
Краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам, людям, которые живут рядом. Изучение краеведческого материала младшими школьниками способствует патриотическому воспитанию, если оно осуществляется:
1. на основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учётом их склонностей и потребностей;
2. на основе знаний о культуре, доступных восприятию детей данного возраста;
3. в качестве цели патриотического воспитания младших школьников, если целью является формирование и воспитание ценностного отношения к родной природе, культуре и жизни предков как части малой Родины.
Воспитание патриотизма у маленького гражданина-это кропотливая систематическая работа по формированию у младших школьников чувства гордости за свою семью, свою улицу, свой класс и школу, свой город, в котором родился, за свою страну-Россию; это изучение и воспитание уважения к традициям своей семьи, класса, школы, народа. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, его людях, тем более действенными они скажутся в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять нужность и полноту большого патриотизма. Не воспитать любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Не воспитать любви к народу, не воспитав любви к окружающим людям-сверстникам и взрослым.
Уроки русского языка, чтения и окружающего мира содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Умелое сочетание учебных занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий, позволяет эффективно проводить работу по формированию у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны. Систематическая целенаправленная работа в данном направлении формирует в детях основы национального самосознания и достоинства, чувства уважения к своей истории, языку к внутреннему миру человека и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство.
Я стараюсь избегать прямого научения школьников, создавая условия для развития патриотических чувств. К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьёзно воспитывать духовное начало в человеке.
Наиболее эффективные пути и средства краеведческой работы:
1. посещения школьной и городских библиотек;
2. посещения музеев;
3. экскурсии, фото экскурсии «Прекрасное рядом»;
4. знакомство с предприятиями нашего города, Республики;
5. знакомство с культурными и образовательными учреждениями нашего города; нашей Республики;
6. знакомство с достопримечательностями нашего города.
7. проведение классных часов, часов общения по темам: моя малая Родина, День матери, День защитника отечества, 8 марта международный Женский день, 1мая день весны и труда, 9 мая День Победы, День защиты детей, символика Р. Х: флаг, герб, гимн Хакасии, улицы нашего города, мэр нашего города, кто такой президент России, я гражданин России, права и обязанности школьника, традиции нашего дома, новый год – семейный праздник, проступок – ответственность, что я знаю о войне, истоки народных праздников – празднование масленицы на Руси.
8. совместные мероприятия с родителями учащихся: родительские собрания: роль семьи и школы в формировании интереса к учению, о родных и близких людях с любовью, как научить своего ребёнка жить в мире людей – урок этики поведения для детей и родителей, поговорим о дружбе; походы на природу, посещение тематических выставок, музеев, театров.
9. рисунки детей на темы: природа Хакасии; я, ты, он, она, а вместе мы - сохраним природу, день космонавтики, осенний вернисаж, зимние забавы, весна в природе, летний отдых моей семьи.

Важно понимать, что формирование гражданского сознания у ребёнка возможно лишь тогда, когда он видит истинный пример для подражания, пример истинного патриотизма. Роль школы и главным образом школьных педагогов в развитии и активизации краеведческого движения, как средства формирования патриотизма школьников, очень высока.