Доклад «Совместная работа семьи и школы по развитию творческих способностей школьников с ОВР через урочную и внеурочную деятельность»

Совместная работа семьи и школы по развитию творческих способностей школьников с ОВР через урочную и внеурочную деятельность.


С 2011/2012 учебного года МО УНК работает над темой «Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения качества образования и воспитания младших школьников с ОВР».
Целями и задачами методического объединения являются:
- Совершенствование профессиональной компетентности учителей через проведение интегрированных уроков, методической недели, самообразование, повышение квалификации, участие в работе МО, педсоветов;
-изучение условий развития личности младшего школьника, поддержки индивидуальности;
-реализация творческих способностей через совместную работу с родителями; формирование у младших школьников системы знаний, интереса к учению и умения учиться;
-осуществление мониторинга общеучебных и предметных умений, навыков и достижений учащихся с ОВР через ведение карты достижений учащихся.
Работая над проблемой модернизации коррекционно-воспитательного процесса через реализацию учебно-воспитательного маршрута развития учащихся с ОВР в начальном звене, вопрос взаимодействия семьи и школы является особенно актуальным.
Родители и педагоги – две мощные силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
В  условиях  гуманизации   специального образования главной задачей  школы является формирование  личности  школьника, развитие познавательной активности, раскрытие его творческих  способностей.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: семья и школа. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству с педагогом, если между ними возникает взаимопонимание, которое рождается в совместной деятельности. Учитель должен стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы и позаботиться о том, чтобы учебно-воспитательный процесс стал максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Совместное творчество детей и родителей в школе вызывает массу положительных эмоций и создает особо теплую атмосферу.
Такая работа помогает ребёнку узнать много интересного о мире, который его окружает, учит ценить, любить и понимать природу, помогает развивать его творческие способности. Совместно выполненные работы детей с родителями используются нашими педагогами при объяснении и закреплении учебного материала, организации и проведении тематических выставок, конкурсов, являются фактором успешной социализации личности учащихся. Мы считаем, что только тот педагог, который придерживается принципа "учитель+ученик+семья" может рассчитывать на положительный результат.
В практике педагогов областной специальной школы- интерната №5 для детей с ограниченными возможностями в развитии уже сложился определенный опыт развития творческих способностей школьников в урочной и внеурочной деятельности. Систему развития творческих  способностей школьников в урочной деятельности мы раскроем через совместные творческие работы наших учащихся и родителей.
Так, работа по запоминанию орфограмм на уроках русского языка проходит через создание ассоциативных образов словарных слов. Учащиеся вместе с родителями оживляют букву, создают её образ в конкретном слове.
Работа над пословицами на уроках русского языка и литературы строится несколько иначе. Ещё Л.Н.Толстой настоятельно рекомендовал педагогам использовать в работе с пословицей иллюстрации.
По заданию учителя ребята с родителями читают пословицу, беседуют по её содержанию, выполняют к ней рисунок. Постепенно образуется банк нарисованных пословиц, который служат подспорьем для дальнейшей работы по разъяснению смыслового значения пословиц на уроках. В результате систематической и целенаправленной работы с семьёй у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.
Совместные творческие работы к урокам математики – это модели задач, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – сделаны общими усилиями родителей и учащихся. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и усвоению учебного материала.
В ходе работы осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение, ). А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда( вырезание из бумаги, склеивание и др.) и жизненный опыт родителей.
Какие бы задачи общество ни ставило перед учреждениями образования, считаем, что без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности не даст нужного результата. Творческий союз родителей и учащихся, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, выполняя творческие работы в рамках предметов познания мира и мир вокруг, учащиеся получают интересные дополнительные сведения о растительном и животном мире Казахстана, значении воды в природе, получении и использовании древесины от своих родителей. А работы, изготовленные своими руками, учат уважительному отношению к труду.
Использование творческих работ учащихся и родителей в процессе обучения активизирует познавательную деятельность на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их сознательному применению.
Развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока важную роль играет совместная работа школы и семьи по организации и проведению внеурочной деятельности учащихся. Работая над театрализованным инсценированием казахских народных сказок, наши педагоги в творческом союзе с родителями формировали у учащихся навык изображения образов, характеров и повадок героев, развивали эмоциональную, связно-речевую сферу, творческие способности учащихся, воспитывали любовь к казахскому фольклору, прививали навыки уважительного отношения к национальным традициям казахского народа.
Неоценимую помощь в подготовительной работе к театрализованному представлению педагогам оказали родители: это и чтение сказок, беседы по их содержанию, пересказ, коллективный видеопросмотр, заучивание конкретных ролей для инсценирования сказок. В театрализованном представлении принимали участие учащиеся третьих классов и представили вниманию ребят сказки на русском и государственном языках: «Чудесная шуба Алдара Косе» и «Лиса и заяц». Большое удовольствие получили зрители от просмотра сказок. А ребята - артисты испытали радость и удовлетворение от своей работы. И это действительно так: детям удалось передать настроение героев сказок через их творческие способности.
Перед педагогами нашей страны стоит задача: воспитать школьника, как деятельную личность, способную к творческому самовыражению, к поиску решений проблем и к самостоятельной организации своей деятельности. Обучение и воспитание в этом направлении предусматривает включение школьников в творческую и учебно-познавательную деятельность. Само время подсказывает новые идеи, замыслы. Внимание педагогов нашей школы привлекла идея проектных работ учащихся.
Приступая к этой работе, мы ставили перед собой цель научить детей определять интересующую их проблему, обозначать ее, ставить задачи, задавать вопросы по теме, находить всевозможные варианты накопления и обработки материала, строить умозаключения, проводить различные виды исследовательской деятельности, уметь обобщать, защитить свою точку зрения, выступить перед аудиторией. В реализации индивидуальности, наш ученик должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Ученик, занимающийся проектной деятельностью, смотрит на мир глазами исследователя, что в конечном итоге и приводит к расширению его личного образовательного пространства.
В текущем 2012/2013 учебном году педагоги начальной школы совместно с родителями организовали и провели защиту тематических проектов: «Жевательная резинка: польза или вред?», «История возникновения куклы Барби», « Польза домашних животных», « Кем быть?». Тему проектов выбирали ребята, цели, задачи и гипотезу исследования разрабатывали совместно с педагогами. Далее ребята совместно с родителями обрабатывали различные источники информации: энциклопедии и справочники, материал из интернета. Весь материал был собран в тетрадь для исследовательских работ, затем был обработан и подготовлен для публичного выступления. Все проекты были доведены до успешного завершения и оставили у школьников ощущение гордости за полученный результат.
Вся работа по развитию творческих способностей ведется в системе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика. Результатом работы считаем - повышение качества знаний по всем предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива, как детей, так и родителей. Такой системный подход побуждает и педагогов, и родителей к дальнейшему творческому сотрудничеству и способствует конструктивному решению возникающих проблем, так как мы воспитывают одних и тех же детей.