Статья Роль практических работ и лабораторных опытов в формировании практических навыков и интереса к предмету.

Роль практических работ и лабораторных опытов
в формировании практических навыков
и интереса к предмету.
Методика подготовки к ПР.
Химический эксперимент занимает важное место в обучении химии. В химическом эксперименте заключены огромные дидактические возможности, которые к сожалению в школьной практике используются недостаточно.
Под экспериментом понимают наблюдение исследуемого явления при определенных условиях, позволяющих следить за ходом явления и повторять его при соблюдении этих условий. Особенность эксперимента как средство познания состоит в том, что в процессе наблюдений и при самостоятельном наблюдении опытов учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах веществ и химических процессах, но и учатся подтверждать знания химическими опытами, а также приобретают специальные умения и навыки работать самостоятельно. Через наблюдение и опыт учащиеся познают многообразие природы веществ, накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов.
Эксперимент – важный путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения. Недооценка роли эксперимента и особенно в начале обучения химии имеет негативные последствия, в частности приводит к изъяну в развитии конкретного мышления, что мешает общему развитию учащихся и резко снижает интерес к учебному предмету.
В практике обучения химии традиционно принято деление химического эксперимента на демонстрационный, осуществляемый учителем и ученический, выполняемый школьниками в виде лабораторных опытов, практических работ, решение экспериментальных задач.
В процессе демонстрации учитель организует наблюдение учащихся. Это своеобразный наглядный инструктаж (правильные приемы обращения с лабораторным оборудованием, принцип действия, условия проведения опытов, ТБ).
В лабораторных опытах первоначально отрабатываются способы действий. На практических работах умения совершенствуются и нарабатывается навык, т.к. учащиеся выполняют работу самостоятельно. При экспериментальном решении задач предусматривается самостоятельное применение ЗУНов школьников проводить химические опыты. Таким образом лабораторные опыты несут обучающую функцию, практические работы – совершенствующую, экспериментальное решение задач – контролирующую.
Проявление ряда негативных моментов в практике применения химического эксперимента, имеющих объективные и субъективные причины, требует к нему более пристального внимания.
Обращая особое внимание на уроке на теоретические вопросы химии, теоретические знания учащихся, на второй план уходит доказательность и практическая направленность их. Это дает видимость быстрого и успешного усвоения учебного материала. Ученики получают за ответы хорошие оценки. Создается иллюзия успешного обучения химии. Тем не менее опыт показывает, что прочность и осознанность их в значительной мере страдают. Например хорошо зная признаки определенного вещества, ученики не всегда могут отыскать его среди других, затрудняются дать характеристику предложенных веществ в сравнении. Правильно формулируя закон, учащиеся с трудом раскрывают применение его в науке и практике.
Организовать и тем более достичь развития познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения ими химического эксперимента несомненно сложнее, чем сформировать умение пользоваться химическим языком. Учитель должен постоянно совершенствовать свое мастерство по технике и методике выполнения эксперимента, чтобы действительно показывать учащимся образцы действия. Для этого необходимо учитывать рекомендации к методике выполнения опытов. Заранее подбирать необходимые реактивы и оборудование. Не надеяться на то, что опыт проводился в прошлые годы, а обязательно повторить его перед уроком. Если опыт не удался во время демонстрации на уроке, необходимо провести его повторно, приучая и учащихся анализировать условия постанов
·ки и проведения химического эксперимента. Этим воспитывается внимание к условиям проведения и признакам реакции и убеждение, что для достижения цели работы необходимо точно исполнять инструкцию, быть аккуратным и последовательным в своих действиях.
Организуя обучение учащихся выполнению химического эксперимента, учителю необходимо учитывать некоторые общие положения:
Планировать на уроках время не только для первоначального формирования практических умений учащихся, но и для совершенствования действий, а также для контроля за качеством сформированности этих умений.
При опросе, повторении и на обобщающих уроках следует выставлять реактивы и приборы, которыми учащиеся пользовались на лабораторных и практических занятиях, которые они видели в демонстрационном эксперименте учителя, чтобы они могли мысленно представить ранее проводимые опыты.
На практических занятиях больше внимания уделять формированию практических умений учащихся, умений соблюдать правила техники безопасности, правила работы с веществами и приборами, а не только оформлению отчетов о работе.
Совершенствовать практические умения учащихся и стремиться к достижению познавательной активности; с этой целью чаще предлагать школьникам самим проводить несложные химические опыты демонстрационно, повторяя ранее выполненные ими лабораторные опыты, экспериментально решенные задачи или домашние практические задания.
Эффективность эксперимента зависит от: постановки конкретной цели и задачи которые должны быть решены с помощью опыта; построения рационального плана наблюдения; умения фиксировать результаты наблюдения; умения анализировать и обобщать полученные данные; наличия и рационального отбора инструментов и средств, с помощью которых учитель стимулирует и управляет наблюдением учащихся.
Поэтому организация целенаправленного наблюдения, формирование навыка работы, умения осмысливать результаты и сохранять в памяти переработанную информацию составляют одну из важнейших задач химического эксперимента.
Успех работы в значительной мере зависит от того, насколько правильно определены характер деятельности учителя и учащихся, место химического эксперимента, наиболее целесообразные формы и приемы его осуществления на уроке.
При определении содержания лабораторных и практических занятий по химии желательно учитывать данные психологии, касающиеся повторяемости операций, которые предстоит выполнить учащимся, частоту использования приборов и аппаратов, т.к. для успешного формирования определенного навыка повторяемость операций в работах должна составлять от 5 до 9 раз.
Один и тот же эксперимент на разном уровне подготовки учащихся используется неодинаково. Химические опыты целесообразно повторять, обращая особое внимание на те их стороны, которые являются предметом изучения в данной учебной ситуации.
Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе формирования их практических навыков и умений выполнять химический эксперимент осуществляется постепенно: в процессе «мысленного» эксперимента или проверки готовности к выполнению практического задания. При повторении химических опытов по образцу; при проведении химического эксперимента по инструкции, а затем самостоятельно, по заданию без инструкции при решении экспериментальных задач.
Химический эксперимент пронизывает все темы школьного курса химии, способствуя раскрытию его содержания и являясь своеобразным методом обучения.
15