Интегрированный урок по музыке и ИЗО


Ход урока
-Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок, и всё на этом уроке у нас будет два: два учителя-музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!
(Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени»)
1-й скоморох:
Представление начинается,
Сюда, сюда все приглашаютсяБилетик купите, к нам заходите.
2-й скоморох:
Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт.
А кто не зайдёт, со скуки пропадёт.
1-й скоморох:
Давай, давай, налетай.
Места занимай!
2-й скоморох:
Такое узрите, что в Америку не захотите.
1-й скоморох:
У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму ещё не бывало. А посему пора урок начинать…
2-й скоморох:
А кто ж будет начинать?
1-й скоморох:
Надо выбрать хозяйку, самую красивую!
2-й скоморох:
Да вот же она.
(Выводит девочку в костюме Царевны-лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку.)
1-й скоморох: Ой, что за страсти?! Это ты у нас хозяйкой будешь?
Царевна-лягушка: Я!
(Сбрасывает шубу)
Нам не время скучать, пора начинать.
2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?
(Показывает на сарафан)
1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан? (Длинное, прямое платье без рукавов)
Царевна-лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут-величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна)
Царевна-лягушка: А ещё лебёдушка, утушка-голубушка-так ласково называют в народе русских женщин.
Учитель: Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.
(Видеофрагмент хоровода)
Учитель: Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:
А сама-то величава,
Выступает, словно пава.
Учитель: Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности.
(Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие границы фраз, многократные повторы)
Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть украшения их одежды.
(Под любые народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями)
Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?
(На праздничные и повседневные.)
-Найдите общие черты для обеих групп.
(Одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов)
-Теперь отличия.
(Цвет, материал. Количество и богатство украшений)
-Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет?
(Одеждой для крестьян?)
-Нет. Сначала сарафан был одеждой из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей-шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты-обереги.
В конце ХVII века сарафан ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья»-они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
«Нет»-решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России-кроме дворян!-носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.
Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого?
(Красный.)
-Верно. А о каком событии речь, если первая строчка песни звучит так:
-Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан.
-Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.
(Звучит фрагмент песни «Красный сарафан»)
-Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.
(На доске написаны в столбик: Царевна-лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко».)
«Под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около- короб с богатыми подарками».
«Как снежинка белая, глазки-что голубые бусины; русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки».
«Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась-всем на диво. Махнула левым рукавом-вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом- поплыли по озеру белые лебеди».
А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.
(Под музыку дети выполняют задание.)
О сарафане говорили не только всерьёз, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнице».
Носи,носи,Дуня,
Носи,носи,Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай,надевай.
(Во время разучивания песни раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе)
-Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?
(У неё задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова)
-Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан?
(Из лопуха.)
-Молодцы, вы очень внимательны.
Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу?
(Сарафан.)
Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимет вам настроение своими яркими красками.
Урок окончен, спасибо всем.,о свидания.