Интегрированный урок по музыке и ИЗО


Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе.
Тема: «Великая Отечественная война в песнях советских композиторов».
Цели:
- создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства;
- способствовать формированию творческого мышления;
- развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
- воспитывать музыкальную “слушательскую” культуру через прослушивание песен военных лет;
- формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения музыки и ИЗО;

Оборудование: мультимедийный проектор, минусовки песен «Катюша», «Песня фронтовых шоферов», «Смуглянка», «Последний бой», «Три танкиста», «Журавли». Альбомные листы, краски, кисти, жетоны.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит минусовка песни «В лесу прифронтовом».
- Здравствуйте, дорогие друзья!
II. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
Песни о Великой Отечественной войне по праву можно назвать музыкальной летописью военных лет. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам.И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста. Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Эти песни живут до сих пор.
- Давайте вспомним и назовем песни о Великой Отечественной войне. А чтобы нам было интереснее вспомнить эти песни мы проведем игру «Угадай мелодию!». На моем столе стоят таблички с названиями команд. Капитаны могут подойти и выбрать название для своей команды.
III. Игра «Угадай мелодию».
Звучит заставка «Угадай мелодию!»(на экране слайд №1)
За каждый правильный ответ вручаются жетоны.
«Катюша».
«Песня фронтовых шоферов».
«Смуглянка».
«Последний бой».
«Три танкиста».
«Священная война».
- Итак, ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
На экране слайд №2 (дети называют свои версии)
- Мне бы хотелось рассказать вам о том, как создавались песни о Великой Отечественной войне.
А) «Катюша» (слайд №3)
Как же родилась песня «Катюша»?Вначале Михаилом Исаковским были написаны стихи — всего несколько строк. Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора Матвея Блантера. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. В песне «Катюша» нет тоски. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. 
Б) «Песенка фронтовых шоферов» (слайд №4)
Позитивная «Песенка фронтового шофера» появилась в 1947 году в программе «Клуб веселых артистов». Авторы слов – Борис Ласкин и Наум Лабковский, музыка – Борис Мокроусов. Песня была написана как своего рода дополнение к знаменитому киногерою Минутке, из картины «Великий перелом». Несмотря на то, что роль Минутки была эпизодической, его героический подвиг – соединение проводов для восстановления телефонной связи с командным полком – запомнили все. Оптимистичного, смешного Минутку играл Марк Бернес, он же великолепно спел «Песенку фронтового шофера». 
В) «Смуглянка» (слайд №5)муз. А.Новикова сл. Я. ШведоваОсенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклора, была по своему складу лирической, игровой.
Во время Великой Отечественной войны эта песня полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня современная.
Песня «Смуглянка» стала пользоваться огромным успехом после того, как она прозвучала в художественном фильме «В бой идут одни старики».
Г) «Последний бой» (слайд №6)
Эта песня была написана Михаилом Ножкиным во время съемок фильма «Освобождение», где он исполнил роль командира штурмовой роты. О том, как это происходило расскажет капитан команды «_______________» Тирова Инга.
Сообщение.
Первый фильм киноэпопеи вышел на экраны в 1969 году. Когда снимали фильм «Освобождение», Михаил Иванович вспомнил, как во время войны жил во дворе Яузской больницы, одной из старейших в Москве. Всю войну там располагался госпиталь, он выступал перед ранеными.  «Меня ставили на табуретку, — рассказывает Михаил Иванович, — я читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту огромную востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале, и написал: Мы так давно, мы так давно не отдыхали, Нам было просто не до отдыха с тобой, Мы пол-Европы по-пластунски пропахали, И завтра, завтра, наконец, последний бой.
 
Д) «Три танкиста» (слайд №7)
В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».
К фильму была написана песня «Три танкиста». Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина (1914—1983) и композиторов Дмитрия и Даниила (1905 — 1954) Покрасс, был режиссер-постановщик "Трактористов” Иван Александрович Пырьев. Впервые песню исполнил актер Николай Крючков, сыгравший в фильме «Трактористы» главную роль.
Е) «Журавли».
Особое внимание мне сегодня хотелось бы уделить песне «Журавли». Это – песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная, о ней стоит рассказать.
Обратите внимание на памятник, изображенный на слайде. Об истории его создания нам расскажет капитан команды «_________________» Сергей Халин.
Сообщение. (слайд №8)
В центре Хиросимы установлен памятник – девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия бомбардировки 1945 года, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.
(Слайд №9)
Поэта Расула Гамзатова поразила эта история, и он написал стихотворение “Журавли” на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале “Новый мир”. Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время был очень болен, и он почувствовал, что эта песня может стать для него последней. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. 8 июля 1969 года песня впервые прозвучала в исполнении Марка Бернеса. С тех пор песня стала очень популярной и исполнялась многими певцами. Хочу предложить ее вашему вниманию в исполнении знаменитого российского певца Дмитрия Хворостовского.
Перед каждым из вас лежит лист белой бумаги. Пока вы будете слушать песню, раскрасьте его в голубой цвет, и вы увидите, как преобразится этот обычный на вид лист бумаги.
(Звучит песня, дети раскрашивают листы)
- Что вы видите на своих рисунках? (на рисунках проявляется клин журавлей). Я вас поздравляю, вы освоили сегодня новый вид техники рисунка, которая называется граттаж. Это рисование по бумаге парафиновой свечой.
- Обратите внимание на экран. Перед вами памятник «Журавли», который находится в городе Кисловодске в Свято-Никольском соборе. Он поставлен в память о русских солдатах, не вернувшихся с войны.
- По старинной легенде, если собрать вместе 1000 журавликов и загадать желание, то оно исполнится. Давайте соберем всех наших журавлей, закрепим их на доске, загадаем свое самое заветное желание, и пусть у каждого из вас оно обязательно исполнится.
V. Закрепление.- А теперь, ребята, давайте повторим изученный материал. Перед вами ассоциативный кроссворд. Соотнесите, пожалуйста, картинки с названиями песен.
VI. Подведение итогов.
- Ребята, чему был посвящен наш урок?
- Спасибо! Вы хорошо поработали капитаны команд, сосчитайте, пожалуйста, жетоны.
- А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Журавли». (на фоне песни слайды №10, 11, 12).