Интегрированный урок для учащихся начальных классов по физической культуре и музыке Гимнастика. Маршевость в музыке.


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
На тему: «Интегрированный урок для учащихся начальных классов по физической культуре и музыке «Гимнастика. Маршевость в музыке»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
«Основы эффективной интеграции ОП и ПДО детей спортивной направленности в начальной и основной школе»
Выполнила: Мурашкина Елена Геннадьевна, учитель физической культуры, ГБОУ СОШ № 7
Проверил:__________________________________________________________________________________________________
Самара, 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Анализ интеграции уроков……………………………...……………..…..…. 4
2. Концепция интегрированного обучения………………………………..….... 6
3. Интеграция физической культуры с другими предметами.……………..…. 8
4. Применение интегрированных уроков физической культуры и музыки. Технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и музыке для начальных классов……………………………………..………..…. 9
Заключение…………………………...…………………………………………. 22
Литература……….……………………………………………………………... 23

Введение
Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. 
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Анализ интеграции уроков
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных сил" ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.
Концепция интегрированного обучения
Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.
Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.
1. Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
2. Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
4. Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.
5. Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.
3. Интеграция физической культуры с другими предметами.
Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках.
Интеграция обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них.
Физическая культура – это единство развития физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и культуры тела, это способ жизни и способ развития целостной личности.
Содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы ученик вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он был действительно образованным в физической культуре.
С физической культурой можно сочетать большое количество предметов, таких как, математика, окружающий мир, английский язык и даже музыка.
4. Применение интегрированных уроков физической культуры и музыки.
Технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и музыке для начальных классов.
Тема: «Гимнастика. Маршевость в музыке».
Цели:
закреплять умения выполнять упражнения на равновесие, развивать координацию, быстроту, ловкость;
повторить знания о маршевой музыке;
развивать музыкальный слух;
воспитывать патриотизм, любовь и к Родине.
Задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные:
совершенствование техники двигательных действий базовых видов спорта «Гимнастика с основами акробатики», обучение элементам тактического взаимодействия во время соревнований;
развитие функциональных возможностей организма, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, выносливости.
обучение основным двигательным действиям (бегу, прыжкам, метанию, лазанью);
познание музыки, её содержания – человеческого опыта нравственно-эстетического познания мира.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: праздник.
Используемые методы: игровой, наглядный, групповой, поточный.
Технологии: - личностно – ориентированного обучения; учебно – иговой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); 
Оборудование: баскетбольные мячи, гимнастическая скамейка, гимнастическое бревно, обручи, канат.
Музыкальное оформление: аудиопособие по музыкальной литературе для учебных заведений, 2003г. М. Кушнир.Этап урока Время, мин. Цель Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Методы и приемы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся и
УУД
Организационный
вход детей в спортивный зал под музыку. 1 Развивать координационные способности
развивать музыкальный слух; Построение, сообщение задач урока, приветствие Организует учащихся для дальнейшей работы Вход детей в спортивный зал под музыку.
Совершенствуют строевые навыки.
УУД: Личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Мотивация 1 воспитывать патриотизм, любовь и к Родине.

Прослушивание стихотворения, определение главной мысли стихотворения словесный «Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль Армии рожденье!»
- О каком празднике говорится в стихотворении?
( 23 февраля - День защитника Отечества) Отвечают на вопросы.
Целеполагание, планирование, корректировка плана;
социальная компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
 участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Постановка темы и цели урока 5
развитие мотивации достижения и готовности к
преодолению трудностей Водно-подготовительная часть:
- Ходьба и её разновидности (с высоким подниманием коленей, руки на поясе;
ходьба в полу приседе, руки в стороны; ходьба с поочерёдными
наклонами в сторону).
- Бег
- И.п. – ноги на ширине плеч параллельно, руки внизу, отведены назад.
На счёт «раз-два-три-четыре» - раскачивание рук вперёд – назад,
поднимая их всё выше и выше.
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями к верху. На счёт «раз» - поворот туловища влево, руками обхватить себя за плечи; на счёт «два» - вернуться в исходное положение (повторить 4-6 раз).
- И.п.- о.с., руки в стороны. На счёт «раз-два» присесть, руками обхватить колени, голову наклонить вперёд; на счёт «три-четыре» - выпрямиться, руки в стороны хорошо прогнуться ( повторить 5-6 раз).
- И.п. – о.с.,; на счёт «раз-два» - подняться на носки, поднять руки через
стороны вверх, посмотреть на них; на счёт «три-четыре» - опуститься на всю ступню, руки вниз (повторить 4-5 раз).
- И.п.- о.с., руки на поясе. На 8 счетов прыжки на месте, легко на носках. На 8 счетов ходьба на месте. Фронтальный, водный
Для укрепления мышц рук, плечевого пояса,
укрепление мышц туловища. Сообщает цели и задачи
-Ребята, наш зал сегодня превратился в военный полигон - место для боевых
учений. Вы докажете сами себе, что через несколько лет из вас получатся отважные, ловкие, смелые солдаты. И вы будете настоящими защитниками Отечества. Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского полководца А. Суворова «Тяжело в ученье, легко в бою».
Готовит обучающихся к основной части урока, готовит организм для разогрева связок, мышц, суставов.
Проводит вводно-подготовительную часть урока Слушают установку учителя.
Выполняют
комплекс ОРУ.
УУД: Целеполагание, планирование, корректировка плана.
Основная часть «Полоса препятствий».
10
Способствовать развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, смелости и решительности
Учиться ориентироваться в пространстве
Улучшить функции вестибулярного аппарата 1)«Переправа»- пройти по гимнастическому бревну на носках, руки в стороны.
2)«Болото»- пройти по «кочкам» (деревянным брускам).
3)«Паутина»- ползание по-пластунски под натянутой сеткой.
4)«Тоннель» - прохождение сквозь обручи.
Поточный
Учебно - игровой По завершению преодоления полосы препятствий подводит итог и определяет самых ловких и быстрых.
Преодолевают полосу препятствий, контролируют и оценивают свои действия.
УУД: целеполагание, планирование, корректировка плана;
 личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание смыслообразования (соотношение цели действия и его результата) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Восстановление
( отдых)
«Привал»Слушание марша Агапкина «Прощание Славянки».
4 Создать условия для восстановительного процесса организма
Формировать основу общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за свою Родину
Задаёт вопросы :- Какую музыку вы слушали?
- Какая она – весёлая или грустная?
- Кто исполняет?
Объясняет:
- На уроке слушали русский патриотический марш В.И. Агапкина «Прощание Славянки» в исполнении оркестра.
Марш необходим для организации общения большой массы людей (проводы в армию, на фронт, парад войск), общения не простого, а эмоционального.
Выбор этого марша определился событиями истории Родины, его популярностью в России. Это не просто «музыка для марширования» - это форма выражения патриотических чувств. Слушают
марша Агапкина «Прощание Славянки».
Анализируют прослушанное.
УУД: целеполагание, планирование, корректировка плана;
 личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание смыслообразования (соотношение цели действия и его результата) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
«Боевые учения». 10 Совершенствовать технику двигательных действий 1)Бег с автоматами.
2)«Снайперы» - бег, попадание мячом в корзину.
3)«Переноска боеприпасов» - переноска баскетбольных мячей на животе, в положении на четвереньках Учебно – игровой;
групповой Делит учащихся на две равные команды, (отряды) и проводит соревнования.
Планируют общую цель и пути её достижения;
распределяют функции и роли в совместной деятельности УУД: целеполагание, планирование, корректировка плана;
 личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание смыслообразования (соотношение цели действия и его результата) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Заключительная часть «Артподготовка»
«Силачи» 2
2 Подвижная игра.
Команды перебрасывают мячи  друг другу. По свистку игра останавливается. Подсчёт мячей. Команда, на стороне которой оказалось меньше мячей, выигрывает.
 
Перетягивание каната.
Учебно – игровой;
групповой По свистку игру останавливает. Подсчитывает мячи. Команда, на стороне которой оказалось меньше мячей, выигрывает.
Следит за правильностью выполнения. По окончанию соревнований подводит итог, и определяет, какой отряд был лучшим Команды перебрасывают мячи друг другу, перетягивают канат
осуществляют взаимный контроль
УУД: целеполагание, планирование, корректировка плана;
 личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание смыслообразования (соотношение цели действия и его результата) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
«Привал» 5 Подготовить организм к расслаблению Заключительная часть.
Исполнение песен и стихов об армии. Словесный,
индивидуальный Организует литературно – музыкальную композицию Исполняют песни и стихи об армии
УУД: умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей,
 личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание смыслообразования (соотношение цели действия и его результата) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Заключение
Прогресс человеческого развития, усложнение общественных отношений, повышения требования к воспитанию подрастающего поколения приводит к необходимости изменения, дополнения творческого подхода обучения младших школьников. Изменения в учебном процессе должны быть направлены на более эффективное всесторонне и гармоническое развитие личности детей.
Реализация стандартов обучения связана с проблемами, успешное решение которых будет зависеть от сознательного применения психологами, методистами, учителями теорий, затрагивающий проблематику соотношения обучения и воспитания с психологическим развитием детей.
Задачам школы соответствует лишь такая теория, которая учитывает развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка и ориентирована на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние как на общее психическое развитие детей. Так и на развитие их специальных способностей.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса должно быть направлено на трудовое, нравственное, физическое, то есть на более эффективное развитие личности детей. Важно понять главное: исходя из цели интеграции, объединять отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение аналитико-синтетической мыслительной деятельностью по углублению понимания учебного материала.
Интегрированный урок одна из форм организации обучения, способствующая повышению интереса к знаниям, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничества учителя и учащихся на уроке, способ устранения формализма в подходе к новому учебному материалу, то есть способствование повышению результативности обучения.
Литература
Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе. Нач. школа – 1991;
Браже, Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. – 2004;
Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении. Е.А. Глинская, С.В. Титова. – Тула: Инфо, 2007;
Дик, Ю.И. Интеграция учебных предметов. Современная педагогика. – 2008;
Зверев, И.Д. Межпредметные связи в связи в современной школе. - М.: Педагогика. – 2006;
Иванцова, В.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе). Начальная школа. – 2005;
Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей. - Ростов на Дону: РПИ, 2007;
Филиппов, В. Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность? Учительская газета. – 2006.