Открытый интегрированный урок по литературному чтению, ИЗО ,музыке 3 класс Поэтическая тетрадь 2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ПГТ.ЛЕНИНО
ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, ИЗО и МУЗЫКЕ
НА ТЕМУ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЛАБИРИНТУ
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ№2»
УЧИТЕЛЬ 3 КЛАССА: АДЖИБИЕВА Н.Д.
Цель: Обобщить знания детей по Поэтической тетради № 2.
учить самооценке, проводить рефлексию своей деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе;
прививать интерес к чтению;
развивать внимание, мышление.
Учить анализировать музыкальное произведение, познакомиться с термином барокко, концерт, развивать вокальные навыки учащихся.
Планируемы результаты:
Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдаю паузы между предложениями и частями текста; читать наизусть; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалоге и дискуссиях о прочитанных книгах.Метапредметные:
Метапредметные:
познавательные:
регулятивные:
коммуникативные:
познавательные: понимают значение лирических текстов; размышляют над ними; определяют настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществляют отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, осуществляют поиск необходимой информации в книге; понимают произведения живописи; определяют темы произведений, главную мысль, содержание, интерпретируют текст в соответствии с заданием, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы;регулятивные: анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, оценивать результаты работы, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументированно отвечать на поставленный вопрос.
Личностные: осмысляют базовые ценности (красота, любовь, понимание); посещают библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения, музыки и ИЗО.
Задачи:
образовательные: обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь №2»; обогащать словарный запас.
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе, к слову.
развивающие: развивать внимание, речь, творческие способности.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский; по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.
Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала.
Средства: речь учителя, диалог с учащимися, изобразительная наглядность.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл., 1 часть под ред. Л.Ф.Климановой, стихотворения 1) И.А. Бунина 2)Н.А.Некрасова) 3)К.Д.Бальмонта; загадки, музыкальное произведение Антонио Вивальди, словари эстетических эмоций; ватман для практической работы , свеча, образец снежинок , для создания практической работы учащихся.
презентации к уроку.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг. момент «Прозвенел звонок весёлый»
Приветствие учителя.
«Эстафета доброты»
- Нужно взяться за руки и передавать рукопожатие. Я передам вам свою доброту, и она идёт от меня к…и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет.
«Барометр настроения»
Приветствие гостей. СЛАЙД 1
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Приветствуют гостей
2. Мобилизующий этап
Введение в тему урока
- Начинаем наш урок, не простой, а интегрированный, потому что три урока литературное чтение , ИЗО и музыка, мы проведём как один большой урок. У него есть и своё название
«Поэтическая тетрадь2» Слайд2
НА ДОСКЕ!!!
А эпиграфом к нашему уроку будут слова великого человека Джозефа Аддисона - публициста, драматурга, эстетика, политика и поэта.
Чтение для ума – то же, что и физические упражнения для тела.
(Аддисон). Слайд
– Мне хочется, чтобы эти высказывания стали девизом нашего урока. 3. Сообщение темы, целей урока. – На уроке мы совершим путешествие по Литературному лабиринту.
- А что же такое лабиринт?
-Обратимся к словарной паутинке.
Лабиринт – 1) в древней Греции и Египте: большое здание со сложно расположенными переходами; 2) о сложном, запутанном расположении, сочетании чего-нибудь. Линии улиц, линии мыслей.
– На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
*Слава напутствия «Мы умные, мы смелые!» СЛАЙД 4  
4. Разминка. Начнём путешествие с Разминки.
НА ДОСКЕ
На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снежинки)
 
– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. – О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? СЛАЙД 5– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.– Прочитайте загадку 1)БИНАРНЫМ ЧТЕНИЕМ.
2)В ТЕХНИКЕ «Очередь»(по предложению)
3)В ТЕХНИКЕ «Круговое чтение» (по слову)
4) С высокой и низкой силой голоса
5)В технике «Речитатив» по слогам с хлопками.
Отгадайте ее.6)А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.7)Прочитайте стихотворение  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)Итак: речевая разминка закончилась. Вы видите, как важно сделать правильно акцент на нужных словах. Так как от этого зависит смысл прочитанного, сказанного.
*СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Ребята, а сейчас внимание…
Настаёт прекрасный час,
Музыки звуки, доносятся до нас
Глазки закрывайте и тихонько ожидайте .Учитель: Итак , слушание музыки
Звучит музыка Антонио Вивальди «Зима»
 Концерт № 4 фа минор «Зима», СЛАЙД 6
"Четыре времени года" венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко Барокко искусство , стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью», аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Концерты написаны в1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

-Послушаем нашего музыкального консультанта ____________________, который ознакомит нас с исторической музыкальной сводкой.
Консультант: Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Сонет:
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
.
*АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. (Работа с таблицей у доски)
- Удалось ли композитору изобразить зиму в своём музыкальном произведении?
- Что помогло ему в этом?
- Смогли ли вы, ребята увидеть зиму слушав произведение?
*РИСУЕМ МУЗЫКУ при помощи словарей эстетических эмоций.
Дети читают.
Слушают и понимают речь других
5. Обобщение.   Остановка «Узнай поэта»
– Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка под цифрой    «Узнай поэта».                                      
– Надо правильно назвать полные имена поэтов.
Некрасов Константин Дмитриевич
Бунин Николай Алексеевич
Бальмонт Иван Алексеевич
(Николай Алексеевич Некрасов, Константин Дмитриевич Бальмонт, Иван Алексеевич Бунин)
Физминутка.
«Пальчиковая гимнастика»
Коллективная работа
Дети работают с доской. Объединяют имена с фамилиями
Остановка «Из жизни поэтов»
(Обсуждение названия остановки).
На этой остановке мы вспомним некоторые факты биографии поэтов.
– У вас на столе карточки.
Соотнесите имя поэта и факт из биографии.
– Узнайте, о каком поэте идет речь?
 
Это великий русский поэт, признанный классик мировой литературы. Он был не только поэтом, но и издателем. В его поэзии живёт всё богатство русского языка. Многие его стихи стали народными песнями. Их поют и в наше время. Тема сострадания к народу – одна из главных в его поэзии. Он призывал каждого быть гражданином, быть борцом за свободу и счастье народа.
Узнали, о каком поэте идёт речь?
Демонстрация портрета Некрасова.
Детство и юность великого русского поэта прошло на Волге. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. (картина Репина «Бурлаки на Волге»)
Их изнурительный безрадостный труд взволновал мальчика до слез. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Поэт призывал каждого быть гражданином – борцом за свободу, за счастье народа. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», – писал он.
О каком втором поэте раздела «Поэтическая тетрадь 2» идёт речь?
Свои первые стихи он сочинил в девять лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл и как переводчик, так как переводил на русский язык художественные произведения с английского, немецкого и других языков. Он писал стихи для своей дочери Нины, сочинил для неё «Фейные сказки».
Узнали, о каком втором поэте идёт речь?
Демонстрация портрета К. Д. Бальмонта.
Для своей дочери Нины он сочинил «Фейные сказки». Вот одна из них.
Солнечной Нинике со светлыми глазками –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься фейными сказками,
После – блеснешь мне зелеными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далек, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться – а если засветятся
Слезки, пожалуюсь Фее.
О каком третьем поэте раздела идёт речь?
Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщался к чтению книг, к занятиям живописью. По воспоминаниям этого человека его писательская жизнь «началась, должно быть, в тот бесконечно давний день» в его деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда он, мальчик лет восьми, «вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинять что-то вроде стихов или сказки»…
Кто это?
Демонстрация портрета Бунина.
Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, затем поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата. С увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Долгим и нелегким был его путь в поэзии.
– Молодцы, вы узнали всех этих великих людей, вспомнили о некоторых моментах их жизни
Индивидуальная работа.
О Николае Алексеевиче Некрасове
Это Константин Дмитриевич Бальмонт
Это Иван Алексеевич Бунин.
Остановка «Вспомни стихи»
(Обсуждение названия остановки).
– На этой остановке мы будем вспоминать стихи из раздела Поэтическая тетрадь № 2
- Вам необходимо определить из какого стихотворения эти строки и назвать автора, найти произведение в учебнике и зачитать четверостишье.
1.Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они...
2. Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
3. Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стёрла берега.
4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога...
5. … Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде…
6. … Было потехи у баб, ребятишек
Как прокатил я деревней зайчишек…
 
«Полевые цветы» И.А.Бунин«Железная дорога» Н.А.Некрасов«Золотое слово» К.Д.Бальмонт«Густой зелёный ельник у дороги…» И.А.БунинИз поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасов«Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасовб) Сейчас давайте вспомним отрывки из стихотворений, которые вы учили. Дети наизусть читают отрывки из стихотворений.
Остановка «Дидактический синквейн»
- Ребята, давайте вместе с Вами составим Дидактический синквейн к теме нашего урока Поэтическая тетрадь.
Дети восстанавливают строчки из стихов (работа в парах).
Остановка «Художественная»
– Наступил долгожданный момент. Мы нашли выход из лабиринта.
 Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепящим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»
- Ребята, зима подарила вам красивые снежинки . Они у вас на столах. Но это необычные снежинки, на них загадки.
(Несколько ребят читают загадки, а остальные отгадывают)
1. С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)Слайд 16
2. Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег) Слайд 17
3. С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)Слайд 18
4. Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)Слайд 19
5. Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (вьюга)Слайд 20
6. В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед) Слайд 21
- Вы видели, как падают с неба снежинки? Иногда даже кажется, будто они разговаривают друг с другом.
- Какова цветовая гамма зимы? Зимняя палитра цветов не так разнообразна, как летняя, но краски зимы выглядят очень ярко. Основной цвет зимы – холодный синий. Если прохладные цвета лета выглядят слегка полинялыми, то зимние цвета звучат пронзительно ясно.
Снежинки имеют особенную красивую форму и окраску.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!...Граттаж.
Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.
Вам потребуется:
плотная бумага или картон
акварельные краски или восковые мелки
свеча
гуашевая краска синего цвета
любое жидкое моющее средство (шампунь)
План работы:
Тщательно натираем всю поверхность белого листа обычной свечкой, так, чтобы не осталось незакрашенных участков (смотрим на свет), затем косметической кистью смахнём остатки воска;
Теперь готовим синюю гуашь или тушь: прямо в стаканчик с гуашью, капаем 2-3 капли жидкого мыла или моющего средства (а лучше всего просто разводить краску прямо на куске мыла, как на палитре), и слегка перемешиваем гуашь только сверху, но не полностью. Это делается для того, чтобы гуашь хорошо легла на воск и не собиралась в капли;
Затем покрываем белое полотно полностью синей гуашью, чуть-чуть помакивая кистью в воду (вместо кисти можно взять губку), и ждём, пока покрытие высохнет
После этого, берём трафареты разных снежинок. Обводим зубочисткой на основе снежинки в беспорядочном состоянии, постоянно смахивая воск косметической кистью;
А теперь с помощью канцелярского ножа или стеки начинаем «процарапывать» снежинки, постоянно смахивая воск косметической кистью.
Ну а теперь самое интересное! На синем фоне появляются изображения пушистых, нарядных и нежных снежинок – настоящий снегопад.
Практическая работа.
Для выполнения практической работы у нас с вами образовались «творческие мастерские» по граттажу.
Учащиеся выполняют задание в технике «граттаж».
В технике «граттаж» детям необходимо взять заранее подготовленные и загрунтованные листы бумаги.
Природа, самый творческий художник на земле.
А Вы, ребята, используете данную технику как настоящие художники.
- Все ли у нас получилось?
- Понравилась нетрадиционная техника рисования вам?
За ваше старание в конце пути вас ожидает музыкальный сюрприз. Звучит музыка Вивальди «Осень».
*Стратегия «Радуга» Учащиеся ПРОГОВАРИВАЮТ
*Вокально-хоровая работа «Джингл-белс» Дети исполняют песню
6. Итог. - Что понравилось на уроке?- Стихи каких авторов повторили?* «Барометр настроения» 7. Рефлексия. Итак, наше путешествие в страну Поэзии подходит к концу. Поэтому подводим итоги урока.
1) Стихотворения каких поэтов вы прочитали в разделе «Поэтическая тетрадь 2?
2) Какое стихотворение вам понравилось больше всего и почему?
3) Почему эти произведения объединили в одну поэтическую тетрадь?
– Для того чтобы вы прониклись красотой природы, чтобы она была для вас источником вдохновения, красоты, отдыха. Запомните навсегда правило «Не навреди!».
Мы должны беречь и охранять природу, которая нас окружает. Любить и заботиться о ней.
Я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу. Всем спасибо, до новых встреч!
Некрасова, Бальмонта, Бунина.
Высказывают свое мнение.

Все эти стихотворения о природе. Делают выводы и обобщения.