Открытый интегрированный урок по литературному чтению, ИЗО ,музыке 3 класс Поэтическая тетрадь


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» ПГТ.ЛЕНИНО
ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, ИЗО и МУЗЫКЕ
НА ТЕМУ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЛАБИРИНТУ
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ№1»
УЧИТЕЛЬ 3-В КЛАССА: АДЖИБИЕВА Н.Д.
Цель: Обобщить знания детей по Поэтической тетради № 1.
учить самооценке, проводить рефлексию своей деятельности;
воспитывать бережное отношение к природе;
прививать интерес к чтению;
развивать внимание, мышление.
Учить анализировать музыкальное произведение, познакомиться с термином барокко, концерт, развивать вокальные навыки учащихся.
Планируемы результаты:
Предметные: научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдаю паузы между предложениями и частями текста; читать наизусть; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалоге и дискуссиях о прочитанных книгах.Метапредметные:
познавательные: понимают значение лирических текстов; размышляют над ними; определяют настроение, главную мысль в тексте, последовательность событий; осуществляют отбор опрных(ключевых) слов для создания собственного текста, осуществляют поиск необходимой информации в книге;понимают произведения живописи; определяют темы произведений, главную мысль, содержание, интерпретирую текст в соответствии с заданием;
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: оформляют слайды к собственному проекту-коллажу, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Личностные: осмысляют базовые ценности (красота, любовь, понимание); посещают библиотеку для подготовки к урокам литературного чтения, музыки и ИЗО.
Задачи:
образовательные: обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь №1»; обогащать словарный запас.
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе, к слову.
развивающие: развивать внимание, речь, творческие способности.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок – путешествие.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, группавая.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, исследовательский; по способам организации осуществления познавательной деятельности – словесный и наглядный.
Приёмы обучения: приём работы с наглядностью, беседа, приёмы письменно-графической организации материала.
Средства: речь учителя, диалог с учащимися, изобразительная наглядность.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл., 1 часть под ред. Л.Ф.Климановой,стихотворения 1) Ивана Никитина (из поэмы «Тарас») 2)Афанасия Фета («Печальная Берёза») 3)Фёдора Тютчева («Под дыханьем непогоды»); репродукция картины Остроухова «Золотая осень», портреты поэтов (Сурикова, Фета, Тютчева, Никитина), музыкальное произведение Антонио Вивальди, словари эстетических эмоций; восковые карандаши, ватман, листья деревьев для создания практической работы учащихся.
презентации к уроку.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Орг. момент «Прозвенел звонок весёлый»
Приветствие учителя.
«Эстафета доброты»
- Нужно взяться за руки и передавать рукопожатие. Я передам вам свою доброту, и она идёт от меня к…и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет.
«Барометр настроения»
Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Приветствуют гостей
2. Мобилизующий этап
Введение в тему урока
- Начинаем наш урок, не простой, а интегрированный, потому что три урока литературное чтение , ИЗО и музыка, мы проведём как один большой урок. У него есть и своё название «Поэтическая тетрадь» Слайд
А эпиграфом к нашему уроку будут слова великого человека Джозефа Аддисона - публициста, драматурга, эстетика, политика и поэта.
Чтение для ума – то же, что и физические упражнения для тела.
(Аддисон). Слайд
– Мне хочется, чтобы эти высказывания стали девизом нашего урока. 3. Сообщение темы, целей урока. – На уроке мы совершим путешествие по Литературному лабиринту.
- А что же такое лабиринт?
-Обратимся к словарной паутинке.
Лабиринт – 1) в древней Греции и Египте: большое здание со сложно расположенными переходами; 2) о сложном, запутанном расположении, сочетании чего-нибудь. Линии улиц, линии мыслей.
– На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
*Слава напутствия «Мы умные, мы смелые!»  
4. Разминка. Начнём путешествие с Разминки.
НА ДОСКЕ
 
– Прочитайте текст « жужжащим чтением»
– Прочитайте текст, выделяя голосом глаголы (=) – затем существительные (слова с *).
– Прочитайте сначала тихо, затем громче, громко.
– А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
Итак: речевая разминка закончилась. Вы видите, как важно сделать правильно акцент на нужных словах. Так как от этого зависит смысл прочитанного, сказанного.
*СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Ребята, а сейчас внимание…
Настаёт прекрасный час,
Музыки звуки, доносятся до нас
Глазки закрывайте и тихонько ожидайте .Учитель: Итак , слушание музыки
Звучит музыка Антонио Вивальди «Осень»
 Концерт № 3 фа мажор «Осень»,
"Четыре времени года" венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко Барокко искусство , стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью», аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Концерты написаны в1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

-Послушаем нашего музыкального консультанта Полторак Варвару, которая провела своё литературно-музыкальное исследование.
Варвара: Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Сонет:
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
*АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- Удалось ли композитору изобразить осень в своём музыкальном произведении?
- Что помогло ему в этом?
- Смогли ли вы, ребята увидеть осень слушав произведение?
*РИСУЕМ МУЗЫКУ при помощи словарей эстетических эмоций.
Дети читают.
5. Обобщение.   Остановка «Узнай поэта»
– Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка под цифрой    «Узнай поэта».                                      
– Надо правильно назвать полные имена поэтов.

(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков)
Коллективная работа
Дети работают с доской. Объединяют имена с фамилиями
Остановка «Из жизни поэтов»
(Обсуждение названия остановки).
На этой остановке мы вспомним некоторые факты биографии поэтов.
– У вас на столе карточки.
№ 1 (см. приложение).
Соотнесите имя поэта и факт из биографии. Индивидуальная работа.
Остановка «Вспомни стихи»
(Обсуждение названия остановки).
– На этой остановке мы будем вспоминать стихи (из раздела Поэтическая тетрадь № 1).
*Работа над пословицами
- Догадайтесь о чём идёт речь в пословицах
а) Догадайтесь, о чём идёт речь.
1) Больше его – больше снегабольше снега – больше хлеба.
2) Он от ветра защищает, урожаю помогает.
3) Много его – не губи,мало его – береги,нет его – посади.
4) Волков бояться, в него не ходить.
5) Чем дольше в него, тем больше дров.
(Лес)
– Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе. Назовите автора и название.
Тёмный лес, что шапкойПрикрылся чуднойИ заснул под нею Крепко, непробудно… («Зима», И.Суриков).
На безлюдный просторПобелевшей толпойСмотрит весело лесИз-под чёрных кудрей.Словно рад он чему – И на ветках берёз,Как алмазы, горятКапли сдержанных слёз. («Встреча зимы», И.Никитин).
Неколючий, светло – синийПо ветвям развешан иней – Погляди хоть ты!Словно кто-то тороватыйСвежей, белой, пухлой ватойВсе убрал кусты. («Мама! Глянь-ка из окошка», А.Фет).
*Определите автора стихотворения
1) Иван Никитин (из поэмы «Тарас»)
2)Афанасий Фет («Печальная Берёза»)
3)Фёдор Тютчев («Под дыханьем непогоды»)
 
б) Сейчас давайте вспомним отрывки из стихотворений, которые вы учили. Дети наизусть читают отрывки из стихотворений.
Остановка «Восстанови строчки»
Работа в группах
– Восстановите строчки:
Деревня, моя, качусь, по горе, я, в санках, вот, мой, родной, вот, дом, я, крутой, вот(Вот моя деревняВот мой дом роднойВот качусь я в санкахПо горе крутой. Суриков «Детство»).Просим, по лесам, петь, к нам, гостья зима, песни севера, здравствуй, и, степям, милости(Здравствуй, гостья зимаПросим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям. Никитин «Встреча зимы»). Физминутка.
«Пальчиковая гимнастика»
Дети восстанавливают строчки из стихов (работа в парах).
Остановка «Художественная»
– Наступил долгожданный момент. Мы нашли выход из лабиринта.
 Осень. Пышно убранная и нарядная, в лоскутах опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг. Солнце, если и выглядывает, не успевает согреть землю за короткий день. Ночи стали холодней. Листья изменили свою окраску. Вот они уже опадают, застилая землю разноцветным ковром.
- Ребята, осень подарила вам разноцветные листья. Они у вас на столах. Но это необычные листья, на них загадки.
(Несколько ребят читают загадки, а остальные отгадывают)
1. Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень) Слайд 15
2. Он с весны висел на ветке,
Был зелёный – пожелтел,
Только дунул слабый ветер,
Он уже и полетел. (Лист)
3. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист) Слайд 16
4. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ... (Листопад) Слайд 17
5. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...(Листопад) Слайд 17
- Вы видели, как падают листья с деревьев? Иногда даже кажется, будто они разговаривают друг с другом.
- Какова цветовая гамма осени? (преобладает теплая цветовая гамма, в целом контрастная по цвету)
- В какие цвета осень перекрасила листья? (ответы детей)
Листья с разных деревьев имеют особенную красивую форму и окраску.
Граттаж.
Слово “граттаж” произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.
Вам потребуется:
плотная бумага или картон
акварельные краски или восковые мелки
свеча
гуашевая краска черного цвета или тушь
любое жидкое моющее средство (шампунь)
План работы:
Раскрасьте лист бумаги или картона разноцветными восковыми мелками. Не жалейте восковые мелки, они должны покрыть бумагу толстым слоем! Единственный цвет, который нельзя использовать – черный.
В том случае, если у вас нет восковых мелков используйте акварельную краску. Покройте бумагу акварельной краской, дайте краске высохнуть, после чего хорошенько натрите бумагу свечой. У вас должен получится разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина.
В черную гуашь или тушь добавьте немного жидкого мыла или шампуня, хорошо перемешайте и покройте подготовленный лист этой смесью (жидкое мыло способствует равномерному нанесению краски). Дайте краске хорошенько просохнуть.
Ну а теперь самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.
Тиснение листьев – это один из способов печатания.
Печатание с помощью растений – один из древнейших приёмов.
Практическая работа.
Для выполнения практической работы у нас с вами образовались «творческие мастерские» по граттажу и тиснению.
Одна группа детей выполняет задание в технике «граттаж», другая в технике «тиснения» растений.
В технике «граттаж» детям необходимо взять заранее подготовленные и загрунтованные листы бумаги, с помощью листьев деревьев создать динамичную композицию и процарапать готовый рисунок.
В технике «тиснение» дети берут также заранее подготовленный и окрашенный в холодные цвета лист бумаги или матовый картон темного цвета. Свежий или сушёный  листочек (растение) распрямляют, положив его на газетную бумагу лицевой стороной вниз. Обратную сторону листочка покрывают белой краской (но не очень густо). Краска не должна быть жидкой. Окрашенной  стороной лист прикладывают к чистому листу бумаги. На листе остаётся отпечаток. Если он получится жирным, то выполняют ещё один, не окрашивая листок снова. В конце работы с помощью отпечатывания губкой украшают фон листа каким – либо подходящим цветом.
Природа, самый творческий художник на земле.
А Вы, ребята, используете данные техники как настоящие художники.
- Все ли у нас получилось?
- Какая из нетрадиционных техник рисования вам понравилась больше?
За ваше старание в конце пути вас ожидает сюрприз. (Картина И.С. Остроухова «Золотая осень»). Звучит музыка Вивальди «Осень».
Илья Семёнович Остроухов известен как замечательный русский пейзажист, безгранично любивший природу.
В своих картинах художник изображает родную природу в разное время года и дня. Просмотр репродукции картины.
В картине «Золотая осень» очень выразительно, правдиво передаётся удивительная, сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко – жёлтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается по земле.
*Стратегия «Радуга» Найти и прочитать отрывок из стихотворения «Листья».
*Вокально-хоровая работа «Осенняя песенка» Дети исполняют песню
6. Итог. - Что понравилось на уроке?- Стихи каких авторов повторили?* «Барометр настроения» 7. Рефлексия. На доске 3 человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.
– Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.
– Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку.
– Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справились, положите фишку грустному человечку.
Урок окончен. Всем спасибо!