Интегрированный урок (музыка и ИЗО в 5 классе) Тема: «Картины природы в музыке. Времена года в музыке и живописи.


Интегрированный урок по музыке и ИЗО в 5 классе.
Тема: «Картины природы в музыке». Времена года в музыке и живописи.
Цель:
Сопоставление музыки и изобразительного искусства в раскрытии образа природы через творческую деятельность учащихся.
Задачи:
Закрепление и обобщение знаний во взаимодействии музыки и живописи;
-понимание выразительных и изобразительных характеристик образов;
-актуализация жизненно творческого опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений и возможности изобразительного творчества).
Ход урока:
Организационный момент. Начать урок мне бы хотелось такими словами:
Звучит фрагмент из концерта Вивальди (весна).
Эпиграф на доске:
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты.
К. Бальмонт.
Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи музыки и живописи. Только что вы прослушали музыкальный отрывок из произведения А. Вивальди «Времена года.». Какие чувства вам навевает эта музыка?
(Ответы детей).
Какие картины возникают при слушании данной музыки?
А как вы думаете какое время года представил композитор?
Антонио Вивальди - итальянский композитор, основоположник музыкального жанра концерты.
Учитель. Информация о композиторе.
Антонио Лючио Вивальди (1678-1741) – итальянский композитор, дирижер, педагог.
•Родился в Венеции в семье скрипача.
•Первые уроки музыки были получены от отца.
•В 28 лет происходит публичное выступление для французского посольства.
Музыка Вивальди становится популярной.
Именем Антонио Вивальди названы:
•кратер на планете Меркурий[17].
•итальянский институт
•браузер Vivaldi, разрабатываемый бывшими сотрудниками Opera Software.
Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.
Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза.
Мы прослушали музыкальный отрывок время года «Весна». Прослушайте следующий отрывок. Как вы думаете, какому времени года он посвящён.
И т.д. музыкальные отрывки.
Учитель. Природа и красота – часто трудно отделить эти слова друг от друга. Известный педагог В.Сухомлинский говорил: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи...
Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее».
Е.А. Максимкина
II. Беседа об искусстве.
Выяснить у учащихся, какие виды искусства они знают, их средства выразительности.
- Какие знаете виды искусства?
- Для чего человек создаёт произведения искусства? Что в них передаёт?
Природа наделила человека воображением, которое он воплощает в своих произведениях через слово, звуки, краски. Искусство открывает нам мир, оно обращено к нашим чувствам, мыслям. Когда художник берёт в руки перо, кисть или лист нотной бумаги, это значит, что он хочет поделиться с людьми своими ощущениями, сокровенными тайнами, открытиями. Чтобы понять смысл созданных произведений, ощутить их эмоциональное воздействие, требуются чуткость и внимание, воображение и наблюдательность, знание особенностей языка каждого вида искусства, которым и передаётся замысел автора.
2. Информационно-практический.
Iвидео просмотр
Составить рассказ о содержании музыки: рассказать о её характере, какими средствами его передаёт композитор.
- Что хотел передать в своём произведении композитор: состояние человека, его чувства, мысли, картину природы, событие?
Прозвучала пьеса из альбома для фортепиано "Времена года” П.И. Чайковского.
- Вспомните, почему композитор так назвал своё произведение? Предположите, какое время года изображено в этой музыке.
Природа занимала особое место в жизни П.И. Чайковского. В письмах и дневниках композитора сохранилось большое количество высказываний о природе, на основании которых можно понять, как он любил русскую природу, и что она для него значила, например: "Даже искусство не может дать тех моментов восторга, которые даёт природа”.
Во втором полугодии на уроках будем находить общее между музыкой и изобразительным искусством, и узнаем, что такое "музыкальная” живопись и "живописная” музыка.
Сегодня на уроке ответим на вопрос: "Можем ли мы увидеть музыку?”.
- Какими цветами можно передать содержание этой мелодии? Тёплыми или холодными, яркими или приглушенными, насыщенными или спокойными, светлыми или темными?
Передайте красками цветовую гамму музыки: нанесите на лист альбома широкими мазками и заполните всю поверхность листа теми цветовыми пятнами, которые как вы считаете, созвучны этой музыке.
Обсуждение с учащимися полученной на листе цветовой гаммы.
- Вы правильно подобрали цвета холодной гаммы: голубой, сиреневый, лазурный и их неяркие, спокойные, светлые оттенки.
Музыка звучит во времени, чтобы произведение понять, надо дослушать его до конца, вслушаться. Художественные произведения существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, воспринимаются зрительно
Разные виды искусства передают содержание своими средствами, которые перекликаются между собой.
- На картинах художников мы можем увидеть: исторические события, портреты, натюрморты, пейзажи. (просмотр слайдов)
Пейзаж - картина, изображающая природу или какую-либо местность
(лес, поле, горы, роща, деревня, город).
Если видишь на картине поле, речку, лес и лугИль заснеженные дали да с берёзками вокруг.Иль пустынную равнину, или море, или пляж.Знай: такая вот картина называется "пейзаж”!
- И музыка может передать исторические события, изобразить портрет человека, его особенности, нарисовать картину природы.
- Как вы думаете в произведении, которое вы слушали в начале урока, что передаёт композитор? (пейзаж)
Рассказ об истории пейзажа в музыке.
"Музыкальный пейзаж” имеет многовековую историю развития; его корни уходят в эпоху Возрождения, а именно в XVI в. У французского композитора К. Жанекена появились произведения, которые изображали пение птиц, например, "Соловей”. В XVIII веке итальянский композитор А. Вивальди создал произведение "Времена года”, в котором передал не только картины природы, а ещё и четыре состояния человека.
- Сколько в альбоме "Времена года” П.И. Чайковского пьес? Почему? 
(12 пьес, посвященных каждому месяцу года)
VII. Завершение практической работы:
На фоне звучания музыки учащиеся дорисовывают картину природы.
3. Итоговый.
VIII. Подведение итога.
Учащиеся демонстрируют свои работы 
Источник музыки и ИЗО – это жизнь, каждый вид искусства передаёт его своим языком.
- Можем ли мы увидеть музыку? (ответы детей)
Вслушиваясь в музыку, мы можем представить её зрительный (живописный) образ и изобразить, используя художественные средства выразительности.






Практическая работа. Звучит фрагмент музыкального произведения, учащиеся по ощущению выполняют эскиз рисунка времени года, навеянного звуками музыки.
По окончании роботы проводится экспресс-выставка. Учащиеся передают свои ощущения от услышанной музыки, объясняя, почему они выбрали то, или иное время года