Статья Развитие функциональной грамотности учащихся через решение прикладных задач

Развитие функциональной грамотности учащихся через решение прикладных задач.
Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражен в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» [1].
Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с изучением учебного предмета, выходит за границы понятия «грамотный человек».  В современном обществе значительно расширилось содержание понятия грамотность. Наряду с традиционной интерпретацией грамотности, характеризующей умение человека читать, писать, производить арифметические расчеты, стало активно использоваться понятие «функциональная грамотность».  Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Но зачастую у учителя не хватает времени на решение задач прикладного характера на уроках. В своей практике я часто задаю творческие и прикладные задачи в качестве домашнего задания.
Пятиклассники, они почти всегда приходят из начального звена с шаблонами решения, не представляя задачу, не задумываясь о том, что задача это тот же сюжет. Я пытаюсь с ними всегда в форме игры представить задачу, или нарисовать ее как они представляют, или проиграть ее, особенно если это задачи на движение. Например, задачи на периметр и площадь, эти величины учащиеся часто путают.
«Участок имеет площадь 12мІ, сколько проволоки потребуется, чтобы огородить его, если известно, что в ширину можно посадить 4 кустарника смородины, расстояние между ними должно быть 1 м.» К решению задачи каждый приходил по своему, но проще всего оказалось решение задачи с помощью рисунка. Эта задача учит не только простому решению, но и образному представлению, практическому применению.
Задачи с недостающими или избыточными данными: «Маша и ее отец плывут на лодке против течения реки. Собственная скорость лодки 90 м/мин, а скорость течения реки 30 м/мин. Галя уронила куклу в реку. На каком расстоянии от лодки будет находиться кукла через 4 мин?» Если решить ее двумя способами и провести анализ можно заметить, что задача содержит избыточные данные. При решении такой задачи необходимо не только представить ее, но и убрать избыточные данные.
К развитию функциональной грамотности можно отнести и задачи, в которых не определяются некоторые данные, например задача составленная учеником «Ника и Дима собирали грибы, после того как мама их перебрала у Ники в корзине осталось 20 сыроежек и 16 лисичек, а у Димы 48 лисичек и 5 сыроежек. Сколько грибов собрали дети?» Составляя, такого рода задачи у учащихся не только проявляется интерес к предмету, но и повышается уровень сложности решения задач.
При использовании подобных заданий ученик сам определяет цель деятельности, открывает новые знания. Педагог лишь помогает ему в этом, создавая условия для его активности, при этом рекомендуя ему источники знаний. Свою эффективность для развития функциональной грамотности школьников доказали такие формы работы как выполнение заданий, которые требуют интерпретации полученных решений и отбора ответов; решение исследовательских задач с целью отработки установки на обязательное достижение цели – любыми доступными средствами; обучение умению читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме. Так при изучении темы проценты в качестве творческого домашнего задания нужно было составить задачу о кредитах в банках, и выяснить в каком банке лучше взять кредит, а в каком лучше его совсем не брать. Ученики при выполнении данного задания должны были провести исследования воспользоваться источниками интернета, данные поместить в таблицу, иначе говоря, провести свое исследование.
Развития функциональной грамотности учащихся способствует применению полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение нестандартных задач (с описанием некоторой близкой к реальной ситуации, которая может содержать факты и данные, не являющиеся необходимыми для решения поставленной проблемы). К такому виду задач можно отнести как задачи приведенные выше, так и задачи с «парадоксальными условиями», «провокационные», в которых специально допущена ошибка они требуют при решении особого внимания, задачи требующие переформулирования условия, задачи с альтернативным условием, задачи с большим объемом информации, требующие от учащихся умение проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы, задачи требующие перевода на математический язык и обратно [4].
Проводя, эксперимент по решению задач прикладного характера на своих уроках я заметила, что у моих учеников, прежде всего, повысился интерес к математике, как науке, они увидели необходимость ее использования в повседневной жизни. За время внедрения эксперимента учащиеся стали сами проявлять инициативу по решению и составлению задач. В начале года в пятых классах мною было предложено решить в группах задачу прикладного характера. Эта работа вызвала настороженность со стороны учеников, и они не были психологически готовы, практически каждая группа не рассуждала, а только воспроизводила действия. С задачей не справилась ни одна группа. Сейчас 39% учащихся решают задачи, 17% могут обосновать свое решение. 5 % учащихся могут предложить нестандартное решение. Данный вид работы особенно был актуален при переходе учащихся в среднее звено и показал целесообразность использования задач прикладного характера на уроках. Таким образом, решение задач прикладного характера способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивает исследовательские, рефлексивные умения, и в конечном итоге развивает функциональную грамотность учащихся.


Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.
2. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы) Педагогика. 1999.
3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-математического цикла методическое пособие Министерства науки и образования Республики Казахстан РГКП «Национальная академии образования имени И Алтынсарина»
4. Вершловский С.Г., Матюшкин Н.Д., Функциональная грамотность выпускников школ. Социологические исследования 2007г.



















15