«Внеклассная работа – как один из способов развития интереса учащихся к изучению французского языка»


КГУ «Степная средняя школа»
ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Выступление
на тему:
«Внеклассная работа – как один из способов развития интереса учащихся к изучению французского языка»
( МО учителей гуманитарного цикла)


Подготовила: Байжанова Г.К.
учитель французского языка

2016 год
Внеклассная работа – как один из способов развития интереса учащихся к изучению французского языка.
Внеклассная работа призвана расширить сферу применения иностранного языка. Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения, то она успешно поддерживает близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для использования приобретенных знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.
Комфортная обстановка внеклассной работы, построенная на добровольных началах, стимулирует развитие инициативы обучающихся, их способностей, способствует снятию психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению; каждый может и хочет проявить себя. Создаются условия для использования приобретенных знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.
Поэтому участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм, креативные способности.
Во внеклассной работе мне, как и другим педагогам, предоставляются большие возможности в привлечении внимания к самой языковой материи, к приучению детей самостоятельно добывать информацию, пользоваться новейшими компьютерными технологиями, уметь производить отбор, анализируя при этом необходимость и обоснованность тех или иных фактов, оценок.
Система внеклассной работы по французскому языку включает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. С точки зрения системного подхода к формированию личности неправомерно искусственное разграничение целей учебного и воспитательного процессов, которые тесно переплетаются и могут быть сформулированы следующим образом:
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
расширение и углубление знаний учащихся в овладении французским языком и культурой;
развитие личности ребенка в плане самоопределения себя как носителя определенного языка и культуры.
Принципы построения внеклассной работы по предмету:
Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе строится на следующих принципах:
наличие практической связи с жизнью, а также опоры на личный опыт ребенка, позволяющей ему более глубоко понимать предоставляемую информацию;
использование концепции «диалога культур» в обучении языку, формирующей у учащихся умение достойно представить родной язык и культуру в межкультурной коммуникации;
коммуникативная активность обеспечивает активное включение ребенка в процесс общения на основе материала, личностно-значимого для ребенка;
учет возрастных особенностей, позволяет подобрать содержание внеклассной деятельности, соответствующие потребностям и интересам учащихся. Уже давно стал традиционным конкурс школьников «Знаешь ли ты Францию?». Я со своими учениками считаю необходимым принимать участие в самых различных формах. Это может быть или страноведческий конкурс (тест, устное задание, домашнее задание). Это зависит от возраста и уровня подготовленности обучающихся. В своей работе я могу выделить три формы внеклассной работы: массовую, групповую и индивидуальную. При подготовке к конкурсу хороша и групповая и индивидуальная формы работы. Данный конкурс позволяет практически применить свои страноведческие и языковые познания, побуждает ребят постоянно самосовершенствоваться, учиться самостоятельно добывать новый материал, производить отбор самого необходимого, развивать свои ораторские и творческие способности, и, что немаловажно, учит детей умению оценить без обид свой результат и умению радоваться победе противника, т.е. прививаются навыки и индивидуальной подготовки, и работы в команде. Подготовка и участие в конкурсе «Знаешь ли ты Францию» поднимает мотивацию к овладению иностранными языками.
В.А. Сухомлинский отметил, что «…замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и
успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне урока».
Помня об этих словах известного педагога, я расширяю сферу охвата обучающихся внеклассной деятельностью. В прошлом году была впервые проведена акция «Напиши письмо французскому Деду Морозу», не все отнеслись к ней с доверием. Участники из разных классов работали со своими преподавателями, получали необходимую помощь и консультации. Письма получились яркими, праздничными, каждый выполнил работу очень творчески. Ответные открытки-сюрпизы не заставили себя долго ждать, мы изучили их во всех классах, а вот сюрприз получили только те счастливчики, которые писали письма.
В нашей школе ежегодно проводится ряд мероприятий, на которых обучающиеся могут показать свои знания, полученные как во время уроков, так и во внеурочной деятельности, совершенствовать навыки исследовательской и поисковой работы, учиться интересно излагать подготовленный материал. Исследовательский дебют проходит в декабре – феврале, неделя иностранных языков - в феврале.

Также прошел конкурс стендовых докладов. Темы были следущие: «Франция – царица парфюмерии», « История создания французских кукол «guignols», «Французская мода», «Французское кино сегодня».
Конечно, я смогла перечислить далеко не все виды работы, однако, вне всякого сомнения, внеклассная деятельность необходима не только для повышения мотивации, но и для развития личностных качеств тех, кто решил расширить рамки урока, участвуя во внеурочной работе. «Творчество детей — условие становления их личности» (Ш. Амонашвили).
За последние 3 года вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность по французскому языку выросла, что объясняется возросшей заинтересованностью детей.
Чтобы нагляднее показать динамику охвата учащихся внеурочной деятельностью, приведу пример с помощью диаграммы.

Такой процент получается оттого, что одни и те же дети стали участвовать в нескольких видах деятельности. Это стало возможным за счет увеличения разнообразия форм и методов внеурочной деятельности, за счет роста мотивации обучающихся французскому языку.